15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
20°
(Облачно)
49 %
1 м/с
$ — 94.0922 руб.
€ — 100.5316 руб.
1 сентября нам вновь скажут о необыкновенном статусе
26.08.2016
11:55
1 сентября нам вновь скажут о необыкновенном статусе

Имя директора бесланской школы №2 Валентины Николаевны Гокинаевой хорошо известно жителям Правобережного района. Директора с 42-летним стажем педагогической работы называют учителем от Бога. Перед началом учебного года неожиданно для всех она объявила о своем уходе.

–  Я проработала в школе 42,5 года. Все это время работала на таком подъеме. Сейчас понимаю, что нужно остановиться. Последние годы не покидает ощущение, что ты всегда всем обязана. Выполнение формальных обязанностей не оставляет времени и сил на творческую работу, организацию внешкольной жизни.

– Нагрузка на учителей действительно большая. Есть ощущение, что школа превращается в бумажную канцелярию… Насколько документооборот мешает в учебном процессе? 
– Бумажная волокита – это то, что мешает учебному процессу. В одно время был введен «Хронограф» (электронный дневник), где на каждого ребенка нужно заводить карточку, давать исчерпывающие данные, туда ежедневно вносили оценки, сейчас он называется «Дневник.ру». В итоге, мы не заметили, как это все исчезло. Остались тысячи отчетов, которые огромными папками мы высылали. И вот теперь они оказались никому ненужными.

– Профессия учителя изнашивает?
– Эта профессия с годами изнашивает, но и подпитывает. Подпитка, безусловно, идет, потому что ты стараешься держать форму, не даешь себе остановиться, но при этом расходуешь себя сильно. Это усталость моральная, а не физическая.

–  Несмотря на низкие зарплаты, молодые учителя все-таки идут в профессию. Как вы считаете, это из-за отсутствия лучшей альтернативы?
-Существует ошибочное суждение, что когда молодые люди поступают в пединститут, они идут по остаточному принципу, якобы не удалось поступить на более престижные специальности. Сегодня в приоритете совсем другие профессии. Есть молодые и талантливые учителя, которые пускай пока не совсем освоились в профессии, но они работают с энтузиазмом. Помню, сколько времени я уделяла детям, мы репетировали до ночи. Ничего странного в этом не видела, мне казалось, что это нормально. 

– Премьер-министр Дмитрий Медведев, кажется, нашел недавно решение проблемы: недовольных зарплатами учителей отправил в бизнес…
– Здесь еще надо понять, что он подразумевал под этим. Его слова можно трактовать по-разному. Может быть, он и не вкладывал такого обидного смысла, но прозвучало так, что раз вы пришли по призванию в эту профессию, то вы можете довольствоваться тремя рублями. Здесь речь не о том, что мы выбрали, а как правительство это оценило. 1 сентября и в День учителя мы узнаем от государственных мужей, что у учителей статус необыкновенный. Как бы учителей ни нагружали, как бы мало нам ни платили, когда говорят, что это неблагодарная профессия, я не соглашаюсь. Очень много благодарностей мы получаем на выходе от родителей и школьников.

– Какой он, современный школьник? Опишите его в трех словах?
– Раскованный, достаточно беззаботный и, может быть, целеустремленный или наоборот, нецелеустремленный. Не могу сказать, что за 40 лет моей работы школьники сильно изменились, но они стали несколько раскованнее.

– Это в плюс?
– Если это не переходит границы, то это в плюс.

– А что скажете о ЕГЭ? Все-таки это движение вперед или назад?
– Я держу нейтральную позицию в этом вопросе. Я не противник и не сторонник этого. Родители жалуются, а я успокаиваю, что к ЕГЭ можно подготовиться и бояться этого не стоит.

– А если представить себя в положении выпускника, вы бы смогли ответить однозначно на этот вопрос?
– Вспоминая себя ученицей, выпускницей школы и анализируя все это, думаю, что мне бы очень повезло. Если бы мы в свое время могли сдать ЕГЭ, то имели бы возможность не сдавать экзамены в университетах и широкий выбор вузов. Это было бы для меня везением. Но для каждого индивидуально, здесь нужно учитывать множество факторов.

– А что вы скажите насчет мнения о том, что образование в старших классах превращается в натаскивание на ЕГЭ?
– Когда говорят, что учителя натаскивают на ЕГЭ, это неверно. К примеру, взять задание, где нужно определить пропущенную букву. Для того, чтобы ее найти, ребенок должен знать, как пишется каждое слово. Угадать здесь не получится, хотя элемент случайности присутствует.

– Куда движется современное образование?
– Современное образование построено и реформируется таким образом, что с каждым днем становится все труднее. Те сложности, с которыми мы встречались, работали не на совершенствование процесса обучения. Большая часть изменений, которая произошла в системе образования за последние годы, носили очень громкие названия, а на деле… Локально что-то делалось, но в целом это ни к чему хорошему не привело.

– Вы всегда стремились стать учителем?
– В 4,5 года я научилась читать, а в 6 лет, когда мы играли во дворе, я всегда была учителем, которая проверяла тетради. Так и повелось дальше. Я не жалею, что все именно так сложилось.

 

Карина 15-Икаева