15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Облачно)
93 %
2 м/с
А если взглянуть с другой стороны?
25.11.2011
10:58
А если взглянуть с другой стороны?

Неожиданно ранняя зима с морозом и снегом спутала карты многим — и земледельцам, недоубравшим урожай, и дорожникам, торопившимся закончить ремонт автомагистралей… Но главное — непогода открыла множество прорех, которые, возможно, были бы и незаметны, иди все по плану.

Например, в первые же дни холодов стало очевидно, что транспортное обеспечение Владикавказа никуда не годится. Конечно, это не новость, но в такие моменты проблема чувствуется острее. Опаздывали на работу, замерзая на переполненных остановках, десятки, если не сотни, горожан…
Кстати, то, что вопросы пассажирских перевозок давно для владикавказцев неновые, готовы подтвердить материалы из подшивок газет и двух, и трех, и четырехгодичной давности. Ну, скажем, два года назад в парламенте республики бурно обсуждали эту тему. Вывод был сделан неутешительный: маршрутная сеть Владикавказа представляет из себя хаотичное, бесконтрольное и безответственное движение. Надо срочно с этим что-то делать. И уже тогда этот вывод был совсем не открытием…
За прошедшие, годы в целом, все осталось неизменным. Да, может быть, лучше работают налоговые органы, может, эффективнее трудятся в Инспекции безопасности дорожного движения, и в прокуратуре выдают неплохие показатели, и в других контролирующих ведомствах… Только суть проблемы остается прежней: городской общественный транспорт работает скорее по наитию, чем по четкой, отрегулированной схеме.
И у этой медали, как водится, есть две стороны. Одна — это по большей части недовольные пассажиры, которые находят поддержку своего недовольства в лице муниципальных и госорганов. Вторая — это сами перевозчики, которые тоже далеко не счастливы от сложившейся ситуации. И если с позицией первых все более или менее понятно, то вторые чаще всего остаются за рамками общественного внимания. А между тем им тоже есть что сказать…
Куда идти?
Мираб Санакоев, заместитель руководителя ООО «ИрТранс» — предприятия, объединяющего перевозчиков:
— Уже давно идет речь о необходимости оптимизировать маршрутную сеть Владикавказа. Из работающих сегодня 800 маршрутных такси планируют оставить что-то около 200… А куда идти остальным ребятам? Это ведь не олигархи, а простые трудяги, которые зарабатывают свой кусок хлеба далеко не самым легким способом… За каждым из них еще человека по четыре: дети, жены, престарелые родители. Что с ними предлагаете делать? Нет, правда, куда идти работать?
Олег Гегуев, генеральный директор ООО «Ротор»:
— Во Владикавказ приезжали специалисты из Ростова-на-Дону, составляли свои предложения по оптимизации. Теперь вот над этим поработали петербуржцы — из существующих 45 маршрутных графиков предложили оставить 28. Им заплатили — они уехали… А как это будет выглядеть на деле — даже представить трудно. На 23-м маршруте, например, машины отходят с интервалом в две минуты, и то — мало, люди жалуются…
Я считаю, наши специалисты должны разрабатывать графики — мы ведь лучше знаем, что в действительности нужно городу. Вот смотрите: раньше этими вопросами занималось техническое бюро. Сейчас такой единицы в структуре транспортного управления нет. А зря. Почему бы не привлечь людей, которые занимались этой работой не один десяток лет? Местных специалистов?
Игорь Каргинов, руководитель ООО «Барс»:
— Такой пример: по паспорту на таких маршрутах, как 77-й, 13-й, 4-й, положены 20 машин. У нас до 10 часов утра работают по 40 машин, потому что 20 просто не справляются с потоком пассажиров. То же повторяется и вечером: с 16 часов снова работают 40 маршрутных такси. Как сократить количество машин, если даже имеющихся не хватает?
«До каких пор будем возить людей в «консервных банках»?»
Олег Гегуев:
— Руководство республики как-то раз задало вполне резонный вопрос: «До каких пор вы будете возить людей в «консервных банках»?» Претензия принимается: большая часть машин, выходящих на линии, действительно находится далеко не в лучшем состоянии. Здесь, в республике, как правило, оседают старые машины, которые уже списаны с маршрутов в других регионах. Ну, скажем, в Нальчике новому микроавтобусу дают только пять лет «жизни» на линии. Потом он считается непригодным для работы на маршруте. И где, как вы думаете, они продолжают работать? Правильно — у нас! То же самое и с автомобилями из Сочи…
Почему так? Потому что не каждый перевозчик может самостоятельно купить новую, с конвейера, машину. У него нет возможности взять ту же «ГАЗель» в рассрочку. Только в кредит. Это для водителя маршрутки неподъемно — он просто не отработает ее. Дешевле купить подержанную. Вот и покупают…
Мираб Санакоев:
— Многое зависит от самого водителя, конечно. Тут спорить бессмысленно. Но нужно учитывать и такие факторы. Возьмите, например, отстойно-разворотную площадку 10-го маршрута. Она находится в Карца, на месте бывшего домовладения. Когда эту площадку отдали под маршрутки, выйти из машины было невозможно: грязь была по колено! Мы завезли материал, более или менее привели в порядок этот участок. Но с дорогой, идущей через поселок, сделать ничего не можем. Да и права не имеем. А дорога — хуже, чем в кошмаре. Машины рамы и рессоры ломают, сделав несколько рейсов по такой автомагистрали. Кроме того, там нет тротуаров, люди ходят по трассе… И, конечно, машины грязные. Невозможно проехать и в сухую погоду, чтобы не запачкать авто! Нам обещали решить вопрос с дорогой, но — сами видите.
От редакции. К слову сказать, мы действительно видели сами эту дорогу. И другую, ведущую к отстойно-разворотной площадке 45-го маршрута, тоже посмотрели. Она — за рынком «Викалина». Просто долина грязевых озер!.. В ясную погоду на наших глазах одна из «ГАЗелей», заезжавших на конечную, попросту застряла… Да и сами площадки, где водители ждут своей очереди, чтобы выйти на линию, достойны особого внимания. Из условий — какая-нибудь предприимчивая бабулька, продающая чай-кофе… Ни туалетов, ни помещений, где можно погреться… Да что там: элементарного асфальта, чтобы сохранить машины в чистоте, нет…
При этом помыть «ГАЗель» стоит рублей 500. А доход одного водителя на неплохом маршруте, по словам перевозчиков, — около 2 тысяч рублей в день. Вычтем из этой суммы рублей 600 на топливо. Еще по мелочи — на то, чтобы заплатить хозяину земли, на которой расположена конечная (а вы как думали?!). Еще немного — на мелкий ремонт, которого и без того неновые машины требуют чуть ли не ежедневно. Еще — на налоги и прочее… Да даже если остается около 1 тыс. рублей в день, то в месяц, при условии, что водителю тоже иногда нужны выходные, получается около 20 тысяч. Не такие уж заоблачные деньги. Тем более, если учесть, что достаются они совсем не просто так…
Белые и пушистые?
Мираб Санакоев:
— Такая ситуация: на одном маршруте могут работать водители, часть которых входит в предприятие, допустим, мое, и подчиняется мне. А часть может быть вообще непонятно откуда. У них — свой руководитель. Я не могу на них влиять. Как навести порядок? Вот и нет этого порядка даже на отдельно взятом маршруте! Я сам знаю таких водителей, которые ездят не то что без лицензии, но даже и без соответствующей категории в правах! И не могу снять их с маршрута! Не знаю, проходят ли они ежеутренний мед— и техосмотр, имеют ли путевые листы…
Олег Гегуев:
— Всякое бывает. И люди тоже разные работают. Проблема в том, что нет единых правил, требований, схем, по которым мы все бы работали.
Вопрос: почему некоторые маршруты работают до 22 часов, а часть — и до 20 часов не «доживает»? Нет единого графика. Нет системы. Водителю 45-го или, скажем, 27-го маршрута невыгодно выезжать на линию после восьми вечера. Пассажиров мало. Вот и не едут.
Или другой вопрос: почему сами предприниматели не организуют на отстойно-разворотных площадках приемлемые условия для водителей? Нельзя. Потому что земля, на которой размещены конечные остановки, принадлежит частным лицам или ведомствам (в в/г «Хольцманн»)… Водителей оттуда в любой момент могут попросить, даже несмотря на то, что именно эти участки закреплены за маршрутами в паспортах…
А выход есть?
У перевозчиков свой взгляд и на этот вопрос. Во-первых, считают они, должен начаться конструктивный диалог между руководящими органами и перевозчиками. Во-вторых, необходимо четко определить, кто, где и за что отвечает. Известно же, что у семи нянек дитя без глазу…
Мираб Санакоев:
— Нам нужна помощь государства. Мы не просим денег, но определенные шаги навстречу нам необходимы.
К примеру, в городе есть неработающие транспортные предприятия. Мы можем привести их в порядок и держать свои машины там — как и должно быть. Почему бы не сдать их нам в аренду на приемлемых условиях?
Если в паспорте маршрута закреплен участок, который служит отстойно-разворотной площадкой, почему водители должны платить за право там останавливаться? Да хоть и 50 рублей в месяц, как это заведено на 10-м маршруте, который рядом с «Викалиной». За что? Если бы земля была закреплена за маршрутом (подчеркиваю: не за предприятием или конкретным человеком — за маршрутом!), можно было бы создать достойные условия для водителей.
Что касается новых автомобилей. Да любой перевозчик с радостью бы пересел на новые «ГАЗель», «Мерседес», «Форд»… Как их покупать? Если бы была возможность покупать их в рассрочку — без процентов, комиссий, сборов, дела здесь пошли бы успешнее.
Валерий Цориев, механик маршрута № 45:
— Я не один десяток лет за рулем. Раньше был уважаемым человеком, водителем! Сейчас я — маршрутчик. Стыдно бывает сказать…
Да вообще, о нас много говорят нелестного. А вы посмотрите, как нам даются наши деньги. Говорят: мол, если так плохо, то чего же вы работаете? Да, мы работаем. А куда пойти? Где еще мне, например, найдется применение? Я знаю многих ребят, у которых основная работа — в МВД, в МЧС, а подрабатывают водителями маршруток. Потому что и им надо как-то крутиться…О. Дзгоева, «Северная Осетия»