15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
30°
(Облачно)
37 %
4 м/с
А кто кому конкурент?
06.07.2010
10:29
А кто кому конкурент?

Скромное присутствие на прилавках наших магазинов некоторых видов продовольственных товаров местного производства — это следствие не только недостатка земельных ресурсов или слабой материально-технической базы агропромышленного комплекса. Это и результат проигрыша в конкурентной борьбе с товаропроизводителями из других регионов и зарубежными.

Скромное присутствие на прилавках наших магазинов некоторых видов продовольственных товаров местного производства — это следствие не только недостатка земельных ресурсов или слабой материально-технической базы агропромышленного комплекса. Это и результат проигрыша в конкурентной борьбе с товаропроизводителями из других регионов и зарубежными.
Какие же возможности на продовольственном рынке у наших аграриев? Сегодня здесь, как известно, «правят бал» крупные фирмы, имеющие надежную сырьевую базу, мощности по глубокой переработке сырья, возможность вести эффективную маркетинговую работу. У нас в республике таких крупных фирм, к сожалению, нет. Но есть, к примеру, модернизированные, оснащенные современным оборудованием животноводческие комплексы по производству молока и мяса, предприятия по переработке молочных продуктов, оснащенные лучшим импортным и отечественным оборудованием: гормолзавод «Северо-Осетинский», МУП «Моздокский сырзавод», ООО «Ираф-Агро», «Агрохолдинг «Мастер-Прайм-Березка», молкоминат «Альфа» и алагирский завод «Неженка».
Но вот проблема: их суммарная мощность используется лишь на 27-30 процентов. Главная причина — нехватка сырья. То есть, можно констатировать, что в свое время при проведении реконструкции таких предприятий, которая в ряде случаев проводилась с участием специалистов известных зарубежных фирм, не был учтен фактор производства молока, влекущий за собой необходимость укрепления сырьевой базы. Анализ, проведенный месяц назад специалистами Минэкономики республики показал: доля наших перерабатывающих предприятий от общего предложения в этом рыночном секторе составляет 6 процентов, мяса и мясопродуктов — 12,3 процента. То есть, потребитель приобретает в основном продукты, предлагаемые нашим мелким товаропроизводителем, завозимые извне, и, естественно не поступившие на переработку. Известно, что часть сельхозтоваропроизводителей реализует то же молоко в обход переработчиков, считая их партнерство ненадежным из-за несвоевременной оплаты поставляемого сырья.
Сказывается и мелкотоварный характер сельскохозяйственного производства в республике. Так на долю профильных предприятий приходится только 23 процента производства мяса, 10 процентов — молока и 13,2 процента — яиц.
Явно проигрывают конкурентную борьбу и наши консервщики. Они, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики, могут производить ежегодно 41 миллион условных банок консервов. Производят же — 12 миллионов. Но здесь причина не только в нехватке сырья для производства плодоовощных консервов. Оборудование безнадежно устарело, отсутствуют современные фрукто— и овощехранилища.
Насколько же значительно присутствие на продовольственном рынке наших лидеров? Вот, что говорят данные статистики: удельный вес продукции, производимой наиболее крупными специализированными предприятиями, в производстве основных продуктов животноводства составляет: по мясу птицы — госплемптицепредприятие «Михайловское» — 4,4 процента, по производству молока — СПК «Украина» — 1,6 процента, по производству яиц — госплемптицепредприятие «Михайловское» — 8,7 процента. Что позволяет сделать вывод о том, что ни одно сельскохозяйственное предприятие в республике не занимает доминирующего положения на рынке. Но это обстоятельство имеет и свои плюсы для рядового покупателя. Ведь монополисты зачастую диктуют свои цены. А здесь здоровая конкуренция работает на их снижение, что дает возможность для выхода на рынок новых участников. Но в то же самое время, конкурентные возможности производителей некоторых других видов продукции, таких, как птицеводство и рыбоводство серьезно сдерживаются из-за ограниченных возможностей переработки сырья. Есть еще одно серьезное препятствие.
— В структуре затрат на производство, переработку и реализацию продуктов питания на долю производителей приходится 77 процентов затрат, в то время, как доля выручки — 33 процента, — комментирует заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Северной Осетии Николай Добаев. — Поэтому производство менее привлекательно для товаропроизводителей, чем переработка продукции и торговля, где зарабатывается 67 процентов всех средств. Ограничивает конкуренцию и неразвитость логистической, транспортной инфраструктуры в агропромышленном комплексе, а также дефицит хранилищ, складов, пунктов первичной переработки. А ведь значительная доля продукции — овощи, молоко, рыба — скоропортящаяся и требует специальных условий хранения и срочной реализации.
Среди причин, мешающих укреплению конкурентоспособности наших производителей и вхождению в рынок новых участников, специалисты называют, помимо потребности в первоначальных инвестиционных ресурсах, и необходимость финансовых средств для страхования рисков деятельности, которые выше, чем в других отраслях, а также избыточный контроль и надзор со стороны некоторых госструктур, высокую насыщенность агропродовольственного рынка импортными продуктами и недостаточную покупательскую способность населения.
Но перспективы в развитии перерабатывающих производств агропромышленного комплекса республики все же есть, в том числе и благодаря уже начавшейся реализации ряда проектов государственно-частного партнерства. Среди них переоснащение существующих и строительство новых мощностей с применением новейших технологий в «Мастер-Прайм-Березка» по переработке молока, в племрепродукторе «Михайловском» по глубокой переработке мяса птицы, в СПК «Де-Густо», ОАО «Дружба» по производству плодоовощных консервов. Что позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции за счет улучшения качества и снижения затрат на ее производство.
Впрочем, у продукции, производимой в агропромышленном комплексе республики, и теперь есть одно важное конкурентное преимущество. Она, как правило, натуральная и не угрожает нашему здоровью, что во многом определяет успех того или иного производителя.«Северная Осетия»