15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
25°
(Дождь)
31 %
5 м/с
$ — 94.0922 руб.
€ — 100.5316 руб.
Булат Газданов: Тропа бездуховности ведет в никуда…
25.06.2011
22:28
Булат Газданов: Тропа бездуховности ведет в никуда…

… Булат Газданов. В музыкальном искусстве Осетии это сегодня не просто Имя, которое пишется с большой буквы. Это целая эпоха, живая легенда, Эверест. Эверест, убеленный по-патриаршьи благородными снежными сединами — и прячущий за величественной, циклопической мощью и харизмой Артиста-вершины, Артиста-глыбы по-юношески пылкий, вулканический огонь души, чисто и рыцарственно влюбленной в Ее Величество Музыку. А высокое словосочетание «служить музыке» (которое, чего греха таить, употребляется нами нынче в обиходе до того часто, что почти уже превратилось в истертый, примелькавшийся штамп, подрастеряв изрядную часть своей высоты и гордой звонкости) для Булата Гаппоевича всегда неразрывно значило: «Служить Осетии»…
Народный артист России. Виртуозный мастер игры на осетинской гармонике, впервые взявший ее, не по возрасту и не по детским силенкам тяжелую, в руки в три года от роду — и достигший в этом мастерстве вдохновенно отточенной планки, о которой критики— музыковеды восхищенно отзываются: «Живое золото из-под клавиш льется»… Музыкант, чьим сольным концертам неистово аплодировали в разные годы в Великобритании и на Кубе, в Исландии и на Мальте, на Скандинавском полуострове и на Ближнем Востоке, в Италии и Египте, в жарком Мозамбике и странах Восточной Европы, не говоря уже о десятках «градов и весей» бывшего Советского Союза! Великолепный знаток, собиратель и пропагандист осетинского музыкального фольклора. Талантливый композитор и аранжировщик. Худрук Государственного оркестра народных инструментов РСО–А — уникального в масштабах Северного Кавказа коллектива, одного из главных на протяжении уже многих десятков лет у нас в Осетии хранителей самобытной национальной музыкальной традиции. Музыкальный педагог от Бога, воспитавший целое созвездие одаренных, ярких учеников. Лауреат Государственной премии имени Коста и национальной премии «Яблоко нартов», наконец… Все это — о нем, о Булате Газданове. О человеке, которого кто-то из коллег по творческому цеху однажды тепло, метко и емко назвал «национальным достоянием и национальной гордостью Осетии»…
И 22 июня Осетия поздравила Булата Газданова с юбилеем: мастеру «набежало» ровно 75 лет. Во что, право же, верится плохо: настолько он по-молодому свеж душой и полон искрящейся, как бенгальский огонь, энергетикой творчества. А накануне этой даты тепло поздравила от имени всех своих читателей Булата Газданова и «СО». Только вот получилось наше юбилейное интервью по тональности своей отнюдь не пафосно-праздничным. Скорее, совсем наоборот: взволнованные, «непричесанные» размышления о проблемах и «болевых точках» культуры Осетии и о том, какие нравственные дороги выбирает нынче наше общество, которыми поделился с газетой юбиляр, дышат горечью и неподдельной тревогой. Тревогой истинного подвижника от искусства, гражданина и патриота за то, какие мы. Какие у нас в чести сегодня ценности и идеалы — и какое будущее ждет нас завтра…
— С юбилеем вас, Булат Гаппоевич! И к этим поздравлениям редакционного коллектива «СО», мы стопроцентно уверены, от всего сердца и с удовольствием присоединяется сегодня вся многотысячная армия наших читателей. А первый наш вопрос — традиционно-дежурный, но без него в такой день не обойтись: как собираетесь отпраздновать юбилей?
— За поздравления — искреннее спасибо. А вот никаких пышных торжеств, «привязанных» к этой дате, устраивать, если честно, не планирую.
— И даже юбилейным концертом своих поклонников порадовать не намечаете?
— Нет. Да, в общем-то, и настроение сейчас у меня не очень-то юбилейное. Слишком много у нашего оркестра проблем.
— И одну из самых наболевших «СО» за последние три с половиной года тоже на своих страницах поднимала не раз: это проблема поиска для оркестра временной «крыши над головой» на тот срок, пока в стенах республиканского Дома радио, где он «прописан», идет капремонт. Речь сначала шла о том, что коллективу выделят помещение либо в здании Госфилармонии, либо в офисе Северо-Осетинского союза композиторов на улице Тамаева. Но в филармонии тоже, как известно, длится и длится «обросший бородой» капитальный ремонт, и со сроками его окончания пока, увы, весьма туманно. А на «квадратных метрах», принадлежащих Союзу композиторов — и без того невеликих, мягко говоря, по площади, «квартирует» еще и Национальный эстрадный оркестр имени Кима Суанова… Потом появился более приемлемый вариант: предоставить Государственному оркестру народных инструментов, пока Дом радио приводят в порядок, помещение в Молодежном центре на улице Павленко, подведомственном управлению культуры владикавказской АМС. Однако «забуксовал» и он. В последний раз наша газета поднимала эту тему в декабре прошлого года…
— … и с тех пор ровным счетом ничего не изменилось. Помните, в нартском эпосе есть такой анекдот про Сырдона: как он задолжал односельчанину крупную сумму денег, а чтобы «отшить» его, повесил у себя на заборе надпись: «Приходи завтра»? Вот и у нас такая же ситуация. Если честно, я уже просто устал обивать по этому поводу пороги официальных кабинетов, хотя везде сочувственно соглашаются, что проблему как-то решать надо. Я, в конце концов, не мальчик уже, мне не шестнадцать лет. И не мне лично это нужно — это оркестру нужно. Речь ведь идет о его судьбе. О том, сохраним ли мы для Осетии этот уникальный коллектив с богатейшей творческой историей и с проверенным временем и слушательской любовью потенциалом…
А на то, что хоть когда-нибудь сбудется наша самая заветная мечта — чтобы у оркестра появилось свое собственное здание, пусть и очень скромное, небольшое, мы уже и не надеемся. Я так шучу с горечью: она бы давным-давно осуществилась, если бы каждый из наших «новых богатых» взял да и скинулся для коллектива хотя бы по одному кирпичу… Но, к сожалению, плоховато пока в республике с меценатами, готовыми подставить нам плечо.
А будь, кстати, у оркестра собственное помещение, мы бы могли открыть там и свою студию звукозаписи. Записывать альбомы — и за счет их продажи тоже зарабатывать какую-никакую живую копейку. Ведь у нас очень много новых интересных наработок, новых программ, аранжировок. К 9 Мая подготовили, например, премьеру большой программы, посвященной Дню Победы. С участием известных в Осетии артистов — друзей оркестра, с красивыми театрализованными элементами и даже со световыми спецэффектами. Звучат в ней и новые мои песни на военные стихи осетинских поэтов — это я уже предвосхищаю ваш вопрос о том, чем пополнился за последнее время «творческий портфель» композитора Булата Газданова…
И все чаще с горечью думаешь: громкие призывы беречь наше национальное культурное наследие, звучащие в республике, — это только слова. Пусть хорошие и правильные. А на деле? Я многократно приводил этот пример, но снова повторюсь, потому что ничего тут, к сожалению, год от года к лучшему не меняется: наша молодежь уже практически не знает имен осетинских композиторов-классиков. Просишь на встрече со школьниками назвать хоть одно — а в ответ тишина…
Но зарабатывать за счет одной только концертной деятельности оркестру сейчас очень сложно. Я об этом говорил уже не раз. Мы регулярно даем концерты в школах Владикавказа и районов, в сельских домах культуры. Вот, буквально 3 июня прошел у нас очередной концерт и в ККЗ «Октябрь». И все-таки назвать такие выступления источником полновесной финансовой «подпитки» коллектива никак нельзя. Потому что просто рука не поднимается установить цену билетов на наши концерты для тех же, допустим, слушателей из сел выше 100 рублей. Да и не пойдет на них такая аудитория, если мы свои расценки повысим… Свежий пример: 1 июня мы давали концерт в Карман-Синдзикау. И заработали «чистыми»… всего 2200 рублей. Правда, руководство местной АМС, оплатившее этот концерт, тоже пообещало перечислить нам десять тысяч рублей — и за это, конечно, мы благодарны.
— Так что вы твердо стоите на позиции: надежная государственная поддержка культуре по-прежнему более чем необходима?
— Безусловно. Слава богу, есть у нас сегодня в оркестре талантливая молодежь. Но придет ли она к нам уже завтра, если молодые будут по-прежнему видеть, что нет у коллектива достойных условий для работы, а «планка» зарплат у оркестрантов — всего-то от четырех с половиной тысяч рублей до семи тысяч у артистов со званием народных? Вот и бегают наши музыканты по подработкам, играют на свадьбах и корпоративах, — а куда деваться? Оркестр наш — со статусом государственного. Но в штате у нас сегодня… нет своих солистов: это нам не по карману. Нормальная ситуация?
Далеко не все просто у оркестра и с состоянием материально-технической базы. Недавно купили, скажем, подсветки для пультов — на выручку от концертов. Старается, чем в силах, помогать нам республиканский Минкульт — но многое ли он может, тоже ограниченный в средствах?
И все чаще с горечью думаешь: громкие призывы беречь наше национальное культурное наследие, звучащие в республике, — это только слова. Пусть хорошие и правильные. А на деле? Я многократно приводил этот пример, но снова повторюсь, потому что ничего тут, к сожалению, год от года к лучшему не меняется: наша молодежь уже практически не знает имен осетинских композиторов-классиков. Просишь на встрече со школьниками назвать хоть одно — а в ответ тишина… По-прежнему далеко недостаточно делается в республике для возрождения традиций игры на старинных осетинских музыкальных инструментах — а ведь этот бесценный пласт нашей культуры отмирает, уходит… Я убежден: давно назрела необходимость открыть и в наших музыкальных школах, и в колледже искусств, на народном отделении, хотя бы факультативы по классу того же хъисын-фандыра. Чтобы не была игра на нем уделом только одиночек-энтузиастов — это проблему не решит… В порядке вещей на нашей эстраде сегодня — неприкрытое исполнение под фонограмму. На республиканском телевидении и радиоканалах правит бал откровенная безвкусица, от которой, извините, подчас волосы дыбом встают. Примитивные песенные тексты, халтурные мелодии — а ведь вся эта демонстрация того, как не надо петь, не только коверкает слушательский вкус, но и размывает традиции национального осетинского мелоса. Я ничего не имею, боже упаси, против замечательных кабардинских, грузинских, азербайджанских народных мелодий, но когда такая мелодия почему-то звучит в эфире в сопровождении далеко не самого виртуозного вокала на осетинском, элементарно не попадающего в ноты, и с помпой выдается за осетинский «национальный колорит» — для меня лично это дико…
— Но как же решать все эти проблемы? Ведь мало констатировать их остроту, и только… Есть ли здесь «свет в конце тоннеля» на взгляд Булата Газданова — музыканта, подвижника от искусства и уважаемого в Осетии мудрого старшего? И есть ли рецепты того, как их хотя бы смягчить?
— За последний год у меня накопилось около 25 новых партитур. Но вот работаешь над ними — и часто точит мысль: а надо ли это вообще кому-нибудь? Сейчас у нас в стране, увы, во главе угла — культ бизнеса, культ денег. В самых своих уродливых формах. «Выплывай, как можешь, каждый — сам за себя», — вот лозунг сегодняшнего дня. И молодежи внушается, что это нормально. Что ради личной выгоды все дозволено… На телеэкране тоже торжествует и ликует духовная нищета. Многие ли сегодняшние российские юноши и девушки назовут вам поименно «звезд» Большого театра? Зато имена эстрадных поп-кумиров-однодневок у всех на слуху… Духовное воспитание молодежи пущено на самотек. А плоды это рождает страшные…
Куда мы, такие, идем? Этот тревожный вопрос меня все больше и больше беспокоит… Ведь человеческая душа жива чистыми, вечными ценностями. Воспитывать их в ней, терпеливо растить — вот самая главная задача искусства, если оно настоящее. И очень хочется надеяться, хотя и непросто это сегодня: наше государство все-таки должно это понять. И протянуть руку поддержки искусству…«Северная Осетия»