15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Ясно)
31 %
3.43 м/с
Бзаров: каждый из нас имеет право знать фактическую историю
27.06.2013
15:11
Бзаров: каждый из нас имеет право знать фактическую историю

Члены Российского исторического общества 1 июля представят для широкого обсуждения единую концепцию будущих учебников истории. По поручению президента Путина должны утвердить к 1 ноября. Члены РИО помимо «хронологического каркаса» разработали и предложат свою трактовку периодов отечественной истории, которые вызывают «трудности» у учителей. Доктор исторических наук, профессор Руслан Бзаров рассуждает о целесообразности предпринимаемых шагов.

К сожалению, я пока не видел предлагаемый вариант учебника, но мое отношение к необходимости упорядочить преподавание истории в школе — сугубо положительное. Это давным-давно назревшая проблема. Бесчинства, которые мы все видели на страницах некоторых учебников отечественной и всеобщей истории, к счастью, подходят к концу. Это очень важная область гуманитарного и общего образования, и она должна находиться под контролем общества. Это вопросы общественной и, во вторую очередь, национально-государственной безопасности. Государство, которое наделено обществом некоторыми полномочиями в этой области, обязано строго следить за безопасностью каждого нового поколения, за уровнем его образования.

Вырабатываемую схему надо будет критиковать, обсуждать, и когда-нибудь мы вернемся к стабильному, без дерганий и революций, изучению исторического процесса. В истории отечественного образования были замечательные примеры правильного подхода к предмету. Чем более рутинным обсуждение будет становиться, тем более эффективным учебник и школьный курс истории мы получим. Мне общее направление процесса кажется очень важным и положительным.

Никаких интересных и неинтересных, нужных и ненужных периодов в нашей истории не было, нет и никогда не будет! Это вкусовщина, может быть, чье-то личное отношение, какие-то приоритеты. Кто-то больше любит всемирную историю, кто-то следит за новейшей. Но это не освобождает наше общество от необходимости знать свое прошлое, сверять настоящее и планировать будущее в соответствии с тем, что мы знаем и в области истории, и во всех других областях.

Вопросы о том, как относиться к различным историческим периодам России, к самой истории имеет очень отдаленное отношение. В последние годы я не припомню никаких споров в СМИ по поводу научной истории. Споры между известными публицистами, телеведущими и т.д. ведутся не по поводу истории и фактов. Никто не отрицает, что, скажем, была революция или государством руководил Сталин. Или кто-то подверг сомнению дату его рождения или дату окончания гражданской войны? Вот это история, а отношение к личностям, к событиям и мнениям к научной истории имеет косвенное отношение. Это все развивается в идеологической области — в сфере обработки умов, в сфере партийной политической борьбы.

В школе нужно учить основам научно-исторических знаний, а на их основании у человека уже будет формироваться какое-то мнение.

Программа будет построена на точных установленных фактах, а потом по поводу этих фактов инженеры, трактористы, политики, журналисты расскажут друг другу свое мнение. Друг другу, но не профессиональным историкам, которым эти мнения, как правило, смешны, забавны и малоинтересны.

В школе будут готовить не историков, а граждан, а каждый гражданин имеет право знать фактическую историю, а не историю мнений. Это часть свободы — свобода знаний, чтобы не дать идеологическим обработчикам обмануть молодое поколение. Его надо подготовить, чтобы оно могло обдуманно, осмысленно формировать свое отношение к промывке мозгов.

Сегодня в России это не центральная тема. Но она важная, и работать в науке, образовании эта общественная борьба мешает, поскольку большая часть высказываемых мнений граничит с глупостью и, как правило, основана на невежестве. Мнений без знаний быть не может! А вал невежественных суждений в прессе, на улице, повышенный накал споров мешает приобретать знания. И чем быстрее это закончится, тем лучше будет жить народ, умнее станут люди, образованнее станет молодежь.Записала Светлана 15-Джиоева