15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
12°
(Дождь)
100 %
0 м/с
$ — 93.4409 руб.
€ — 99.5797 руб.
Чинуши и чиновники
28.10.2010
18:24
Чинуши и чиновники

Вопросы профессионализма и чистоплотности в рядах государственных служащих были затронуты в интервью «СО» с председателем Ассоциации ученых республики Тамерланом Гуриевым от 9 сентября, озаглавленном «Кто пачкает «белые воротнички»?». И сама тема, и мысли доктора наук «задели за живое» профессиональных управленцев. Один из них — эксперт Минэкономразвития республики Владимир Таболоввызвал «СО» на ответный разговор.

— Владимир Дзамболатович, в вас говорит уязвленное самолюбие?
— Да что вы! Уж я-то, кажется, полностью реализовал свои амбиции: работал руководителем предприятий, на высоких должностях за рубежом, в партийных структурах и органах исполнительной власти вплоть до зампредседателя Госплана республики. И сегодня — при деле, но я не могу равнодушно взирать на системные проблемы в работе государственных чиновников!
— И каковы же они, и чем, на ваш взгляд, вызваны?!
— Когда сегодня, во многом правильно, народ ругает своих чиновников, надо учитывать объективные причины случаев низкого профессионализма, уровня ответственности, коррупции среди них: не научили работать иначе — лучше, честнее!
Как бы ни критиковали советскую систему, но в ней четко работал механизм подготовки кадров, сегодня же в этой сфере по всей стране все еще хватает неразберихи. Она была создана, не могу найти другого слова, — вакханалией во власти, начавшейся еще в перестройку и расцветшей махровым цветом в 1990-х.
Сегодня это привело страну к беспрецедентному «кадровому голоду». Не случайно же первые лица государства, а вслед за ними и руководители субъектов, партии стали создавать свои «кадровые резервы»!
— А разве не на исправление этой ситуации направлена идущая в стране не первый год административная реформа?
— Действительно, сегодня в отношения государства и гражданина внедряется все больше инновационных технологий. Утверждают, что вскоре обыватель и чиновник вообще не будут встречаться лично, а все госуслуги мы будем получать по Интернету.
Однако это не снимает вопросов о методах и качестве подготовки госслужащих. К тому же ведь и сам характер госслужбы неоднороден. Пусть на меня не обижаются коллеги, но ряд чиновников занят «механической» работой выписывания справок населению, регистрации всего и вся, сбором налогов и тому подобным.
Формирование внешней и внутренней политики, управление экономикой, армией — деятельность поискового характера. Она ставит перед специалистом массу вопросов, на которые он может найти ответы только у себя в голове, а не в служебной инструкции!
Понятно, что такого неординарно, инновационно мыслящего специалиста вырастить значительно сложнее, чем просто обучить должностным регламентам. На это нужны годы терпения и заботы руководителей подразделений и ведомств, где работают молодые кадры. Вот этого, по моему глубокому убеждению, нам сегодня катастрофически не хватает!
— Вы знаете ситуацию в «коридорах власти» изнутри, и как же она выглядит?
— В обществе и, прежде всего, у некоторых руководителей сложилось превратное понимание того, что процесс управления обществом — это легкое занятие. Хочу сказать, что это-то как раз — самое сложное занятие! А кадровая политика, деятельность ведомства — это и есть составные части управления и этими подразделениями, и направлениями экономики, и социальными вопросами, и республикой в целом, в конечном итоге.
Поэтому стало правилом набирать персонал не по профессиональным качествам, а из числа родственников и знакомых, по «рекомендациям» вышестоящего начальства, иногда даже в обход законных процедур. И так — вплоть до руководителей ведомств.
Хочу со всей ответственностью сказать, что никогда не пользовался своими полномочиями руководителя в таком качестве! Напротив, поднимал эту проблему задолго и до последнего послания президента страны, и выступлений руководителя нашего нового федерального округа. Однако «ущельские» традиции весьма живучи!
— К чему это ведет на практике?
— Как уже говорилось, к снижению профессионализма отдельных чиновников и качества работы ведомства в целом. Зачастую, к «шараханью» в направлениях работы ведомств и неоправданной масштабной смене персонала при смене руководителей.
Замена больших и малых руководителей велась всегда, при Советской власти был даже чуть ли не официальный термин — «засиделся». Руководителей меняли, но это не вело к тотальной смене и штата подразделения, ведомства, тогда сохранялась преемственность в работе учреждения.
Вспомните последние выборы президента страны: их главной идеей стало сохранение политического курса — та самая преемственность! Отсюда — и спокойная, без потрясений смена первого лица государства, стабильность в обществе, поступательное развитие страны!
Мы же сегодня постоянно меняем структуру органов исполнительной власти, без конца перераспределяем полномочия между ведомствами, «дергаем» их сотрудников угрозой перманентного увольнения при реорганизации или сокращении госструктур, разрушаем наработанный годами, даже десятилетиями опыт работы. Все это негативно сказывается на экономике, социальном развитии республики!
— А как было бы правильным вести кадровую политику?
— Прежде всего, надо создать молодому человеку условия, чтобы он сумел найти «свое» место в профессии.
Во-вторых, чиновник должен иметь реальную перспективу карьерного роста в соответствии с его профессиональными способностями. Стремление к этому — нормальное желание специалиста и даже обязательное условие его роста в профессии. На это направлены и профессиональное обучение, и повышение квалификации. В свое время мои сотрудники по два-три раза в год выезжали на учебу в аспирантуры лучших вузов страны, получали научные степени, вплоть до докторов наук.
В-третьих, руководитель должен растить в своих подчиненных чувство собственной значимости и нужности коллегам, людям, которым служит. А это, в частности, зависит и от оптимальности штатов учреждения, где каждый — на своем месте и занят необходимым делом.
В противном случае человек либо изначально не готов к своей должности, просто не «тянет», и от него начинают «избавляться», либо угасает как специалист. Разве нормально, когда двадцатипятилетнего человека принимают на низкую или среднюю должность, и с нее же он уходит на пенсию? Это значит, что руководитель или не того взял, или не то поручил. И то, и другое — стресс, разочарование для одних и потеря кадров для других, для общества.
Руководитель должен обладать умением создавать профессиональный коллектив единомышленников — «команду», которая бы работала на общее дело, а не на его личные амбиции! Он должен быть уверен в каждом специалисте, доверять ему весь объем соответствующих служебных полномочий. Важно также уметь выслушивать и учитывать мнения подчиненных по работе, создавать атмосферу здоровой дискуссии о делах коллектива. Однако и мера ответственности сотрудников должна быть полной.
— Вы, конечно, по таким принципам и работали?
— За два десятка лет моего руководства структурой правительства по внешним связям в ней сменилось шесть поколений специалистов, которые работают теперь по всей стране и за границей. Но и к себе я чувствовал такое же отношение и со стороны Александра Дзасохова, и Таймураза Мамсурова.
Когда Глава республики только приступил к исполнению обязанностей, он поставил вопрос о перспективных экономических проектах. У нас было готово описание одного, ныне известного как «Мамисон», и руководитель республики поверил нам как специалистам, что проект заслуживает внимания.
— Какими еще качествами, помимо профессионализма и честности, должен обладать, по-вашему, чиновник?
— На мой взгляд, в одном ряду с ними стоит патриотизм к своим большому отечеству и малой родине, ее людям! Это тот «нерв», без которого все остальное «тело» чиновника будет оставаться бездушной машиной. А чиновников без названных качеств в народе называют очень метко и хлестко — «чинушами»!
В. Рязанов, «Северная Осетия»