15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
13°
(Облачно)
77 %
1 м/с
$ — 92.5058 руб.
€ — 98.9118 руб.
Цорионти: В Осетии время дилетантов
19.01.2013
14:56
Цорионти: В Осетии время дилетантов

В преддверии своего 50-летнего юбилея известный композитор Аркадий Цорионти рассказал «15-му Региону» о своем новом проекте — «Кавказ-радио» и творческих достижениях.

— Летом появилась новая радиостанция «Кавказ-радио» 90.80 FM, которая быстро завоевала внимание широкой аудитории. Как возникла идея ее создания?
— Кавказ — небольшая территория. Протяженность Кавказского хребта между Черным и Каспийским морями около 600 км. И вся эта территория населена различными народами, причем этнически разными, относящимися к разным языковым группам. И все они позиционируют себя как кавказцы. Столько республик на этой территории! А если брать еще шире, то еще и Абхазия, Грузия, Армения, Азербайджан. И вот что получается: в каждой республике своя радиостанция, но своего материала им хватает от силы на пару часов, если не крутить один и тот же блок по два часа. Ведь контент радиоэфира должен все время обновляться. Какой выход? Транслируют эфир центральных российских радиостанций.
Взять, к примеру, Дагестан. У них сейчас шоу-бизнес на подъеме, материала достаточно для круглосуточного эфира. Но тогда это однотипный эфир, он быстро надоедает. Однообразие — главный враг развития во многих сферах, особенно на радио.
24 часа вещания нужно заполнить разнообразной музыкой. Это очень большая работа. Костьми надо лечь на этом радио, что я в принципе и делаю. В день обязательно должны звучать хотя бы 2-3 новые композиции. Новые в плане другого звучания, формата. Обязательно должны быть какие-то современные обработки. Этот формат я задумывал, создавая радио «Алания», и начинали мы именно в таком формате. Но впоследствии «патриоты» изменили структуру вещания радиостанции, и уже давно видно, к чему это привело. Помимо всего прочего, не надо забывать, что у нас многонациональная республика. Песни пишут и грузины, и армяне, и русские. Артур Алиев, не являясь осетином по национальности, является ярким представителем осетинской эстрады. Можете возразить?.. Александр Коренюгин тоже. Всех не буду перечислять, вдруг кого-то забуду — обидятся. Они здесь выросли, впитали в себя наш колорит. Ну и что, что у них ритмы не осетинские и пишут на русском?! Когда музыка звучит только национальная, это называется «вариться в собственном соку» и перевариться так, что вообще ни во что не превратиться. Я не призываю забыть нашу национальную музыку, я говорю о том, что не надо зацикливаться на ней.
На радио «Алания» мне не дали осуществить в полной мере этот проект, и, как следствие, появилось «Кавказ-радио». Может быть, это и к лучшему, потому что «Кавказ-радио» — самостоятельная радиоволна.
— Это ваше частное радио?
— Можно и так сказать. Я получил одобрение этого проекта из аппарата президента России, так что можно назвать его федеральным проектом.
— А вы обращались за помощью к нашим местным властям?
— В самом начале, когда только начал заниматься созданием «Кавказ-радио», я попытался, но меня проигнорировали. В очередной раз. Мне официально не отказали, пообещали помочь. Наученный горьким опытом, я быстро сообразил, что ждать не имеет смысла и решил действовать самостоятельно.
— Все ли получилось так, как задумывали?
— Пока не все, у нас еще нет онлайн-вещания, но процесс идет. Уже скоро и это сделаем. Это во-первых. Во-вторых, расширение аудитории в других республиках идет не так быстро, как хотелось бы. Но это дело времени. Не так все просто, как может показаться. До Нальчика сигнал идет чисто, без помех. А дальше уже зависит, насколько мощный транзистор. Если слабенький, то ловит не очень хорошо.
— Насколько я знаю, ротация на вашем радио бесплатная. Это так?
— Да. Все, что нужно, это зайти на сайт «Кавказ-радио», ознакомиться с правилами оформления музыкальных файлов, оформить свои файлы и прислать к нам на почту.
— До вас наверняка доходят отзывы о вашем радио. Какие они?
— Разные. Всеобщего восторга нет и не может быть. Ничего плохого не вижу в этом. Сколько людей — столько мнений. Надо понимать, что это радио для всех. Если сейчас начнем крутить высоко-духовную музыку, растеряем 90% слушателей. Наш эфир рассчитан на все категории аудитории. И еще учитывайте, что невозможно круглые сутки сидеть на одной радиоволне. Вы же не смотрите только один телевизионный канал с утра до вечера? Когда что-то вам не интересно, вы переключаетесь на другой. Ну надоело «Кавказ-радио» — можно переключиться на «Европа плюс». Потом обратно. Свобода выбора должна быть. Я не сторонник того, чтобы слушали, предположим, только нас. Это уже ненормально, когда человеку не надоедает однообразие.
— Вы планируете выходы в прямой эфир на вашем радио и нужно ли это вообще. Есть необходимость вести живой эфир?
— Я думаю, что в нашей концепции не нужно этого делать по нескольким причинам. Лет 15 назад, когда появление волн FM стало настоящим бумом, ведущие того поколения воспринимались с восторгом, а их прямые эфиры были настоящим радио-шоу. Люди могли слушать эти эфиры сутками, потому что это было нечто новое. Вспомните Нагиева, Фоменко, Ксению Стриж…Они достигли своих высот, заявили о себе как личности. С тех пор на радио не появляется ничего принципиально нового. Даже слушая ведущих центральных радиоканалов, я, например, понимаю, что и позитив присутствует, и голос хороший, и эрудиция на высоком уровне, но уже все приелось. Однообразные шутки, однотипные фразы, темы…И это на центральных каналах! А в Осетии и подавно не найдешь людей, которые могли бы так раскачивать эфир, как в тот период. Или акцент присутствует, или с эрудицией проблемы, или разговаривать человек не умеет в контексте радио. И потом, посмотрите, какой ритм жизни у нас: где мы слушаем радио? Вряд ли кто-нибудь сидит, прильнув ухом к приемнику. Зашли в магазин — услышали там, едете в транспорте — слышите, на работе, может быть, звучит какая-то радиоволна. Нет смысла вести какие-то разговоры и делать передачи в эфире, рассчитанные на часы. Есть еще один фактор: если учитывать, что нас слушают другие республики, может возникнуть вопрос, кто по национальности ведущий? Все-таки «Кавказ-радио» — радио без границ, оно рассчитано на пропаганду толерантности, взаимоуважения всех народов и конфессий, и мне бы не хотелось кого-то выделять. Вы же понимаете, Кавказ — самая неспокойная точка в России. От этого все уже устали, хочется мира. А все войны происходят в основном на национальной почве. Надо понимать, что нам никуда не деться друг от друга — мы были и будем соседями. И мы, и наши потомки, и их потомки. И никто свою землю никуда не перенесет и не отдаст. У нас всего два варианта: или мы будем жить мирно, по-соседски, или будем до конца дней своих враждовать. Вы хотите оставить своим потомкам такое наследство, чтобы они враждовали с соседями?
— Вы уже слышали какие-то отзывы из соседних республик о радио?
— Конечно! Очень тепло отзываются в Ингушетии и Кабардино-Балкарии. Из Казбегского района Грузии звонят, благодарят. Они слушают нас — это приятно. Радио — без границ, оно объединяет интересы. Ну разве плохо, что, допустим, Черим Нахушев или Султан Ураган нравятся слушателем в Осетии, а, скажем, наш Алан Царикаев — в Кабарде любимец? Или группа «ЛКН» с песней «Мне нравится она»… Вы знаете, что это ингушская группа? Далеко не все это знают. Многие думают, что это Гребенщиков. А расшифровывается название как «Лица кавказской национальности». Посмотрите, сколько времени эта песня лидировала в наших хит-парадах? Так что мир во всем мире!.
— Как же так получилось, что вы — вдохновитель, организатор и руководитель радио «Алания» через какое-то время остались не у дел?
— Да я никогда не был там руководителем. Я был организатором и продюсером. А руководителями были совершенно другие. Меня никто не увольнял с «Алании», мне просто создали такие условия, чтобы сам уволился. Я вложил очень много сил и знаний в этот проект, а когда поднял его — стал не нужен. После меня сменилось два продюсера, сейчас назначили третьего. Я не в восторге от теперешнего состояния «Алании». Это же не просто включать музыку надо, это намного серьезней и глубже. Этим надо жить. Я каждого исполнителя знаю лично. Нельзя не осознавать, что это радио не лично для тебя, любимого, надо уметь учитывать интересы и вкусы огромной многоликой аудитории и грамотно все сочетать. Сейчас там все сузилось до пределов осетинской гармошки.
— Если оглянуться назад, что вы можете сказать о том, что уже прожито?
— Маловато будет. Все только начинается.
— Перечислить можете?
— Самый первый проект — «Теплые звезды». Я проводил его 10 лет, раскачивал местную эстраду. Потом был более серьезный проект «Арфаны фад», — чисто осетинская эстрада, фестиваль осетинской песни. Несколько раз провел. «Юг и Север — мы едины!». Название само за себя говорит. «Звезды Юга» — со всех республик Кавказа съехались участники. Огромную работу тогда провел. Финалистов — 12 человек — повезли в Цей, записали там целый альбом, сняли видео. Я тогда впервые поднял кавказскую тематику на эстраде. Влетел по-страшному, много денег потерял. Ну, ничего, выполз потихоньку. Зато теперь у меня есть опыт и связи. Надо было развивать дальше, но у меня уже не хватило средств. Это я только крупные проекты перечислил. Мы выпустили первый магнитоальбом осетинских исполнителей — «Дорос». Первый кассетный альбом — официальный сборник осетинской эстрады. Потом был «Дорос 1», «Дорос 2».
Другой проект «Чепена-шоу», в котором осетинские народные мелодии зазвучали в современной аранжировке. И альбом выпустили, и концерт дали — на проспекте Мира, на площади Свободы. Это был первый крупный концерт на проспекте. Кстати, кадры из этого шоу используют по сей день.
Радио «Ультра», впоследствии «Ультра-Ир», теперь уже просто «Ир» — тоже мой проект. Ну само собой радио «Алания» и «Кавказ-радио». Вообще-то немало для одного человека без поддержки государства. Я уже не говорю о том, что процентов 60 исполнителей осетинской эстрады прошли через мою студию. И композиции, которые у всех на слуху. Не люблю бахвалиться, привожу только факты.
— Какие имена вы открыли в результате своей продюсерской деятельности?
— Самым большим открытием для меня стал Артур Алиев. Я сделал аранжировку на его первый хит — «Осень» и впервые вывел на сцену в концерте «Теплые звезды», где он имел огромный успех. Потом был Саша Коренюгин, покойный Аслан Басиев, Мурат Доев, Руслан Гаджинов. Многих опять— таки надо перечислять.
— Можете поделиться планами на будущее?
— Могу. Уже 5 лет пишу песни и музыку для осетинского мюзикла «Хетаг». В основу взята легенда о Хетаге, плюс мотивы осетинских сказок. Это уже вольная творческая фантазия. Уже написано больше половины материала, но эта работа требует много времени, а сейчас занят проблемами «Кавказ-радио». Хочется скорее освободиться и закончить мюзикл.
— Сейчас очень модно ругать культуру, особенно в нашей республике. На выездных конкурсах мелькают участники, которые создают впечатление, что Осетия растеряла свои таланты. Как вы думаете, почему это происходит?
— У меня такое ощущение, что сейчас в Осетии время дилетантов. Во всех сферах жизни. Дилетант возьмет на работу такого же дилетанта, каким сам является. Чтобы его никто ни в чем не превосходил. Вот и получается, что на стройке работают преподаватели, а строители — таксуют. Вокруг сплошное дилетантство, это убивает.
— Что вы можете пожелать тем людям, которые будут читать это интервью?
— Быть честными с самими собой. Наше общество уже «досамообманывалось» настолько, что потеряло реальность жизни. Недостаточно быть потомками легендарных предков. Нужно суметь стать достойными своих легендарных предков. Тогда все станет на свои места.
Марина 15-Горская