15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
13°
(Облачно)
77 %
1 м/с
$ — 92.5058 руб.
€ — 98.9118 руб.
Цыганский узел
04.07.2014
14:25
Цыганский узел

Корреспондент «15-го Региона» побывала в селе Елбаево Моздокского района, где компактно проживают цыгане. Там она пообщалась с настоящим цыганским бароном.

В Моздокском районе цыгане проживают почти во всех населенных пунктах, но наиболее компактно они разместились в ст. Павлодольской и с. Елбаево. Чтобы приблизиться к «тайне» этого замкнутого и непонятного для обычных граждан менталитета, я решила отправиться в одно из самых отдаленных от райцентра сел — Елбаево.

Не секрет, что при всей загадочности цыган чаще при упоминании этого самобытного народа звучат такие понятия, как «бродяжничество», «наркоторговля», «мошенничество». Поэтому прежде, чем выехать в Елбаево, в целях безопасности не лишне было сделать телефонный звонок в АМС станицы Ново-Осетинской. Село было образовано в 1840 году как хутор казачьей станицы Ново-Осетинской, и по сей день Елбаево — часть этого муниципального образования. Оказалось, что в селе проживает более 400 представителей этого народа. Григоращенко, Кульбаченко, Казаченко, Никитины, Павленко — основные их фамилии. Занимаются в основном торговлей и предпринимательством, ведут хозяйство. Однако, как сообщили в сельской администрации, официально из них мало кто работает.

«Цыгане часто к нам приходят за справками о получении субсидии на детей. Так мы узнаем, что трудовых книжек у них нет. У некоторых имеется свидетельство о регистрации предпринимательской деятельности. Но не у всех. Дети школу посещают, однако хорошей успеваемостью и аттестатом об окончании могут похвастаться только представители фамилии Григоращенко. Остальные все еще халатно относятся к обучению», — рассказал глава АМС Хаджи-Мурат Кунов. Он напутствовал по приезде в Елбаево спросить Николая Григоращенко. «Там его все знают», — добавил он.

Из Моздока в Елбаево 40 минут езды. Доехав до перекрестка, водитель такси пояснил: «Вот, это и есть та самая развилка. Налево поедешь, в поселок Тельмана попадешь. А направо — наш пункт назначения». О развилке знают все местные таксисты и часто отказываются туда ехать. Отсюда начинается гравийная, ухабистая дорога, по которой двигались со скоростью 10 километров в час. Дорожные «чудеса» длились почти километр.

В селе всего одна улица, причем асфальтированная, кончается на границе со Ставропольским краем. Названа она именем генерала Гражданской войны Василия Бегиева. Кстати, и сотник Георгий Елбаев был прославленным казаком-осетином. Ново-осетинцы чтят подвиги казаков, поэтому называют их именами улицы и населенные пункты.
По пути следования встретились сельчане. Женщины своими нарядами сразу выдали принадлежность к цыганскому народу: яркая длинная юбка, не менее пестрый верх и, конечно, много золотых и серебряных украшений. Но, как потом узнаю со слов знатной цыганки, национальный наряд все больше приобретает европейский вид, и связано это со сменой кочевого на оседлый образ жизни.

Поздоровавшись с местными жителями, я по совету главы АМС, спросила, где можно найти Николая Григоращенко. «Да вот же он!» — ответили девушки и показали на выходящего со двора парня.

«С таким именем нас здесь в Елбаево четверо!» — резонно заметил парень и спросил, кого именно я ищу. Узнав, что я журналистка, он очень легко вступил в беседу.

«Предки наши были кочевыми. Но когда 5 братьев Григоращенко приехали сюда в 1957 году, на благодатную моздокскую землю, так и решили здесь обосноваться. Мой дед скотником в колхозе 30 лет проработал. Из поколения в поколение мы трудом уважение окружающих людей зарабатываем», — рассказывает Николай Григоращенко.

Основной доход в семье приносят мужчины. Традиционно оседлые, местные цыгане занимаются домашним хозяйством, разводят птицу и свиней. В роду Григоращенко были трактористы, скотники, заготовители, предприниматели, есть даже летчики. По словам Николая, двоюродный дядька Дмитрий Григоращенко всю жизнь пролетал пилотом на ИЛ-86.

Мой собеседник в подробностях рассказал, как его старшие начинали жить в Елбаево. Вехи истории села у парня отскакивали от зубов. Настолько интересно ему знать про родные края, что он даже взялся вести видеоархив бесед с девяностолетней Анной Арабовой, живущей по соседству. Видно, образованный и любознательный молодой человек.
Тема малообразованности цыган — чуть ли не главная в так называемом цыганском вопросе. Педагоги сетуют, что дети не ходят в школу, не хотят учиться, многие сразу после 4-го класса бросают обучение. Хотя сейчас тенденция другая, об этом говорят и сами цыгане.

«Я с удовольствием посещал школу, успешно в вузе проучился, институт прокуратуры закончил. Племянник, тоже, кстати, Николай, сейчас в школе поселка Тельмана окончил 9 классов, будет в вуз поступать. Знания — сила! Не понимать это неправильно и глупо. Другое дело, что есть такая особенность, как ранние браки. Мальчик еще учится в школе, но уже хочет быть отцом. Это древняя цыганская традиция, благодаря которой у нас и сегодня большие крепкие семьи», — заметил Николай Григоращенко. Кстати, его 15-летний племянник уже имеет 2-летнюю дочь и ждет еще прибавления в семействе.

Пока мы шли к дому знакомиться с главой семьи, Николай пояснил, что девочку принято брать в дом мужа совсем юной. У цыган женщина считается несформированной личностью, пока не родит ребенка. С древности они почитают культ материнства и ставят его в ряду социальных достижений.

Во дворе перед входом в дом стоит бричка. И не простая. А сделанный вручную музейный экспонат. В семье Григоращенко называют эту вещь семейной реликвией и говорят, что без нее в округе не обходится ни одна цыганская свадьба.

Свадьба — одно из главных событий в жизни цыган. Во-первых, это веха в иерархическом становлении молодых. Во-вторых, время свадебных торжеств — это шанс найти жениха для дочери или невесту для сына. Чаще всего молодых женят без учета их воли. И тем более не идет речь о взаимных чувствах. Хотя во время сватовства сын может обратиться к матери и выразить несогласие жениться на выбранной ему невесте. Просьба может быть исполнена, если в семье есть взаимопонимание.

Пока мы с Николаем разговаривали, в летней беседке собралась большая семья Григоращенко. После знакомства оказалось, что меня действительно окружают четыре Николая.

«Называть сына в честь отца — это традиция только нашей семьи. Моему отцу, Николаю Алексеевичу, в этом году исполнилось 85 лет. Он — наша гордость! Мы все его почитаем и слушаемся», — говорит Николай Григоращенко -старший.

Совместному браку Николая и Розы Григоращенко 40 лет. Живут они в мире и согласии, растят детей, внуков, правнуков. Рассказывая о былом и настоящем рода Григоращенко, глава семьи постоянно отмечает, что «порядочность не покупается и не продается».
Если фамилию уважают, значит, у рода есть авторитет. За свою порядочность и уважение Николай Григоращенко-старший вот уже несколько лет носит титул цыганского барона. Достался он ему от отца, тоже Николая.

Цыганский барон — это не вождь с титулом, передаваемым по наследству, а избираемый на 5 лет глава рода. Титул обязывает к повседневному нелегкому труду на благо своих соплеменников.

«Дети из авторитетных цыганских семей никогда не пойдут на улицу. Говорят, что якобы бродяжничество и попрошайничество, а также гадание — цыганская традиция. Это в корне не так! Не от хорошей жизни они выходят на улицу. Означает это лишь то, что эти цыгане выросли в семье без мужика, где всего было «недохват». Женщины сами на улице зарабатывают копейку, да и детей своих туда же тащат. В каждой нации есть униженные и оскорбленные, — поясняет барон.

Цыган, которые зарабатывают на продаже наркотиков, в семье Григоращенко называют швалью и сбродом. Он опровергает версию, что якобы весь цыганский народ занимается наркобизнесом.

«Не так давно, по соседству с нами, в поселке Тельман поселились несколько таких неблагополучных семей. За руку не ловили, но догадываемся, что промышляют они чем-то нечистым. Так вот, когда ко мне обратились местные власти и попросили наладить с ними диалог, от разговора ничего не получилось. А тот, кто нас не слушает, нам не товарищ», — говорит Григоращенко-старший.

Наша беседа завершилась на культурной теме. На диване, где разместилась детвора, лежал баян. Его передали главе семьи, и барон исполнил несколько самых известных цыганских напевов. А внучки, «Принцесса» и «Золушка» (так ласково их зовет дед), станцевали знаменитую «цыганочку».
Алина 15-Кодзаева