15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Облачно)
52 %
3.06 м/с
Депутаты объехали штрафы
11.03.2014
20:35
Депутаты объехали штрафы

В интервью «15-му Региону» гендиректор ООО «Секъюринвест» Леонид Шехтман рассказал о результатах работы системы фото— и видеофиксации нарушений ПДД и о депутатах, которые не платят штрафы.

— Сколько стационарных и передвижных камер фото— и видеофиксации установлены в Северной Осетии, в частности, во Владикавказе?

— Во Владикавказе сегодня работают 14 стационарных рубежей контроля с общим количеством камер — порядка 50. Мобильные комплексы устанавливаются не только во Владикавказе, но и других, определенных ГИБДД, очагах повышенной аварийности. Таких камер сейчас около 30. Их дислокация зависит от конкретной оперативной обстановки.

— На каких дорогах и трассах республики преимущественно ведется наблюдение?

— Там, где возникают очаги аварийности, где существуют объективные предпосылки для возникновения ДТП и случаются ДТП с тяжкими последствиями.

— Насколько эффективна эта система в вопросе профилактики ДТП?

— Профилактика — это одна из задач в целой системе мер, включающей также и выявление правонарушений и их пресечение. Любой гражданин, нарушающий закон, должен быть наказан. И принцип неотвратимости наказания является краеугольным камнем снижения количества и тяжести правонарушений, а также количества рецидивов. Я могу привести цифры, которые, на мой взгляд, являются максимально убедительными. Если на сегодняшний день в России порядка 19 погибших на 100 тыс. населения, то в большинстве стран Евросоюза потери не превышают 5-6 человек, при том что количество автомобилей на 100 тысяч превышает российский уровень в 3-5 раз. В таких странах, как Швеция, Германия и Англия цифра потерь за последние 30 лет уменьшилась в три раза и составляет порядка 5-6 человек на 100 тыс.

В бывших странах СССР, там, где методы фото— и видеофиксации также являются основными способами и профилактики, и наказания, этот показатель составляет 9-10 человек, хотя в 2000 году они были такими же, как в России. То есть понятно, что опыт использования таких методов проверен временем и является эффективным.

— Вы озвучили мировую статистику. А как все-таки ситуация обстоит у нас в республике? Насколько снизилось количество ДТП за время работы в республике камер фото— и видеофиксации?

— Тяжесть последствий в ДТП снизилась на 30-40%. И, что самое главное, на 17% в 2013 году снизилось количество погибших на дорогах. Такие данные я напрямую связываю с реализацией республиканской программы повышения безопасности дорожного движения, в том числе — с созданием и развитием системы фото— и видеофиксации. Только комплексный подход позволит добиться снижения количества пострадавших и погибших в ДТП. Это ведь не только социальная, гуманитарная и демографическая проблема. Это экономическая катастрофа. Ведь люди, которые попадают в ДТП, — это, прежде всего, работоспособная категория граждан.

Каждый год автопарк республики увеличивается более чем на 10 тыс. машин. Естественно, при существующей дорожной инфраструктуре повышаются риски. Начиная с 2007 года каждый год наблюдался рост количества ДТП и пострадавших в них. В 2013 году эту тенденцию впервые переломили. В республике не просто приостановился рост количества погибших, а началось его снижение.

— Главная ваша цель — снизить количество ДТП или их тяжесть?

— Главная задача, с которой мы начали внедрение и развитие этого проекта, — это соблюдение всеми автомобилистами ПДД. А все остальное уже вторично.

— На недавней пресс-конференции в Доме правительства по теме работы камер фото-фиксации было упомянуто, что они устанавливаются по согласованию с ГИБДД после анализа аварийности на дорогах. На ул. Московская, как правило, дежурно работают две камеры. Эту улицу с односторонним движением вы и вправду считаете аварийноопасной?

— Я не готов анализировать эти данные. Я создаю систему специальных технических средств, образно говоря, «глаза и уши» ДПС, которые обеспечивают решение оперативных задач ГИБДД. Если этот участок не является аварийноопасным ни с вашей точки зрения, ни с моей — это ничего не значит. Мы можем многого не знать. Если камера установлена, значит ГИБДД считает, что на этом участке дороги необходим контроль

— Сколько штрафов в 2013 году было выписано нарушителям ПДД и на какую сумму?

— Более 600 тыс. штрафов, из которых более 400 тыс. — по результатам работы камер фото— и видеофиксации. Штрафов выписано на 200 млн рублей. Из них удалось собрать всего 60 млн.

— Вы рапортуете о штрафах. А что в итоге важнее: оштрафовать или упредить нарушение? Во втором случае, понятное дело, вы лишитесь значительных доходов.

— В этом вопросе есть определенная философия. Есть и российская, и мировая практика использования всех способов профилактики и контроля. Есть очень дисциплинированные страны с законопослушным населением, в которых сам факт нарушения — вещь экзотическая (Германия, Швеция), и, как следствие, количество погибших в ДТП не превышает 5— 6 человек на 100 тысяч населения. С другой стороны, в целом ряде развивающихся стран, как правило с высоким уровнем коррупции, количество погибших может достигать 30 и более человек на 100 тысяч. Но нет ни одной страны, где подобные системы простаивают. Всегда и везде правила нарушают. У нас важнейшая проблема — это повышение дисциплины всех без исключения участников дорожного движения и строгое соблюдение ПДД, поскольку в этом случае мы не теряем ни людей, ни качество их жизни. Важнее упредить. Но упреждение тоже включает в себя систему наказания. И если я сегодня выехал на трассу, зная, что моего соседа вчера оштрафовали, я задумаюсь — нарушать или нет.

— Почему камеры до сих пор не фиксируют выезд на красный свет или пересечение сплошной линии, ведь тут у вас поле непаханое? Да и ваши финансовые показатели заметно улучшатся.

— Мы планируем в 2014 году поставить значительное количество стационаров именно на регулируемые перекрестки. Сегодня пилот-проект таких рубежей уже реализован на пр. Мира. Там разительно изменилась обстановка. Раньше проспект был набит автомобилями. Сейчас там редко увидишь неправильно заехавшую машину, все они фиксируются. Сегодня мы уже отработали вариант проезда по полосе общественного транспорта, по полосе встречного движения.

— Попадаются ли вам на камеры высокопоставленные чиновники и сотрудники правоохранительных органов? Платят ли они штрафы?

— Попадаются. И реакция нарушителей разная. Есть те, кто платит. Есть и другие. У нас сегодня есть чемпионы, у каждого из которых уже более сотни неоплаченных штрафов. Проблема низкой собираемости штрафов является не просто финансовой, она является принципиальнейшей проблемой с точки зрения обеспечения безопасности. Те, кто совершает правонарушения и не оплачивает штрафы, начинают чувствовать свою безнаказанность и в следующий раз они нарушают еще больше. На сегодняшний день борьба с такими нарушителями должна вестись по всем фронтам. На эту тему можно привести разные примеры. Есть множество случаев, когда высокопоставленные чиновники в исполнительной власти нарушают ПДД и своевременно оплачивают штрафы. В то же время вызывает удивление поведение целого ряда депутатов парламента. Это случай уникальный. По другим регионам такого нет. Депутаты допускают десятки, сотни нарушений. Существует список этих нарушителей. Мало того, что эти люди нарушают закон и создают предпосылки для ДТП, они, являясь публичными политиками, законодателями, оправдывают нарушения своим особым статусом и считают себя вправе избежать ответственности. 

В Госдуме получил положительное заключение экспертов законопроект о том, что все участники дорожного движения, включая судейский и дипломатический корпус, будут отвечать за нарушения ПДД на общих основаниях. При этом уже сегодня депутатский корпус не включен в перечень спецсубъектов. Анализ ситуации показывает явную тенденцию: те водители, кто совершает нарушения ПДД неумышленно, своевременно платят штрафы, другие — не платят, продолжают грубо нарушать и возмущаются самим фактом фиксации их нарушений. Удивляет, что к этому хору присоединяются некоторые депутаты.

— Как боретесь с неплательщиками?

— Все нарушители, естественно, попадут в установленное законом время в ведение к судебным приставам, и на общих основаниях будут отвечать за совершенное правонарушение. Причем эта ответственность будет куда более строгой, чем изначальный штраф. Если штраф составляет 500 рублей, судебный пристав начислит к нему 1000 рублей за каждый не оплаченный в отведенное законом время фиксированный период.

— Какова стоимость проекта?

— Общий объем затрат инвестора на сегодняшний день составил около 130 млн рублей.

— Какая сумма от взысканных штрафов была перечислена в этом году в бюджет республики, а какая — инвестору, то есть вам?

— В бюджет республики в 2013 году было перечислено более 60 млн, из них 40 млн — инвестору. Но надо иметь в виду очень важное обстоятельство. До настоящего времени инвестор не получил ни одного рубля прибыли, поскольку все затраты на эксплуатацию и развитие системы покрываются инвестором. Например, для того, чтобы надлежащим образом оповестить нарушителя о факте его нарушения, необходимо отправить заказным письмом постановление. Каждое из этих писем стоит более 45 рублей, и инвестор только на почтовые расходы тратит около 2,5-3 млн рублей в месяц. Кроме того, чтобы обеспечивать эксплуатацию и развитие системы мы должны содержать довольно значительный штат сотрудников. Сегодня в компании «Секьюринвест» работают 75 человек. Из них 70 — это жители Владикавказа и его окрестностей. В генеральном соглашении, подписанном Таймуразом Мамсуровым, была предусмотрена сумма инвестиций в объеме 300 млн рублей в течение трех лет. Но мы, понимая, масштабность и сложность проекта, будем выходить с инициативой увеличить объем инвестиций до 500 млн рублей. Причем, как и прежде, полный объем финансирования должен быть обеспечен за счет средств инвестора.

— То есть на данный момент для вас как для инвестора это невыгодный проект?

—Если говорить про финансовую составляющую, то конечно, проект не удовлетворяет инвестора. Очень плохо оплачивают штрафы. И в этом смысле позиция целого ряда высокопоставленных представителей законодательной власти как раз играет на руку тем, кто игнорирует выписанные штрафы. Сегодня на федеральном уровне уже принимаются самые жесткие меры пресечения этого безобразия. В Госдуме до июля будут приняты меры по снижению сумм штрафов для тех нарушителей, которые оплачивают штраф в десятидневный срок. Этот законопроект уже обсуждается в профильном комитете. В нем говорится, что если я заплатил в оговоренный срок, то мне прощается 50% штрафа. В то же время, если я не оплатил в максимально предусмотренный срок (70 суток), штраф удваивается, потом утраивается, потом принимаются меры по административному аресту. В итоге запрещается пересечение госграницы. Но если сегодня эта мера применяется к тем штрафникам, у которых сумма долга составляет 10 тыс. руб., то с 1 июля выезд за пределы страны будет невозможен в случае десяти накопившихся штрафов.

— То есть вероятности, что нарушитель окажется безнаказанным, нет?

— Минимальная. Потому что срок давности по совершенному нарушению — 2 года, и мы сейчас в активном взаимодействии с судебными приставами передаем базу данных всех, кто вовремя не оплатил. С ними будут разбираться решительным образом. За два года успеют разобраться со всеми.

— Немало возмущений от жителей республики поступают в отношении спрятанных передвижных камер фото— и видефиксации. Вице-премьер Зангионов назвал подобные сведения слухами. Автовладельцы в ответ поерничали в соцсетях. Когда прекратите кустарное наблюдение?

— По указанию Виталия Зангионова на всех въездах в республику установлены информационные щиты, предупреждающие водителей о контроле и фиксации нарушений ПДД. Дальше — выбор водителя.

Теперь о кустарном наблюдении. Законодатели и те профильные структуры государственного уровня, которые следят за соблюдением ПДД, чутко реагируют на подобные слухи и вводят дополнительные меры контроля. Представим, что возле каждого мобильного поста стоит табличка. Все должны быть довольны. Все увидели камеру, снизили скорость и поехали дальше. Увидели новый пост, снова снизили скорость и т.д. Мы идем по пути не пресечения нарушения, а только профилактики.

В ближайшие месяцы в республике будет применен другой алгоритм. В регламент ГИБДД вводится новый пункт — средняя скорость на интервале. То есть на расстоянии между камерами будет измеряться средняя скорость движения автомобиля без превышения. Не на предупреждающие таблички надо смотреть, а просто не нарушать. Законом предусмотрено даже скрытое патрулирование.

— Уже несколько лет власти обещают установить камеры фото— и видефиксации возле детских садов и школ. Когда все-таки это произойдет?

— Это в фокусе нашего внимания, и мы ставим камеры прежде всего там, где есть переходы. Но там устанавливаются мобильные камеры, так как пока не готовы необходимые элементы дорожной инфраструктуры, которые позволили бы поставить стационарные камеры. В 2014 году мы планируем увеличить количество стационарных камер на 40 единиц, мобильных рубежей — на 20.
Милана 15-Тадеева