15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
30°
(Ясно)
74 %
2 м/с
Долгий век моей звезды – история культовой песни Олега Парастаева
19.03.2019
13:31
2 052
Долгий век моей звезды – история культовой песни Олега Парастаева

В марте группе «Альянс» исполнилось 37 лет. Их «one hit wonder» и настоящей визитной карточкой стала песня «На заре», которую в свое время написал Олег Парастаев. С тех пор прошло 33 года, изменились страна и люди, но строчка «на заре голоса зовут меня» все также откликается в душе слушателей различных возрастов. Советский хит в короткие сроки трансформировался в настоящий гимн предчувствия смены эпохи, будто даря надежду на лучшее будущее и отражая эхо голоса перемен. При этом текст витиеватым образом обходил острые углы советской цензуры, рассказывая историю лирического героя и его глубинных переживаний. Впрочем, вот уже три десятилетия эта композиция вдохновляет не похожих друг на друга исполнителей перепевать ее, добавляя свежие мотивы и собственные впечатления, облеченные в новое звучание.

«Долгий век моей звезды» — эта строчка будто стала лейтмотивом группы, а вот «ровным бегом судьбы» она похвастаться уже не могла. При этом роль Олега Парастаева в коллективе сложно переоценить: он хоть и пробыл в его составе недолго, но сумел вписать «Альянс» золотыми буквами в историю русского рока, сочинив и исполнив на клавишных легендарную композицию.

Шла вторая половина 80-х. Электронный звук стремился вытеснить классическое для рока гитарное звучание, все больше «выдвигая» на передний план синтезатор.

На первом официальном московском рок-фестивале «Рок-панорама-87» впервые прозвучала на большую аудиторию «На заре» в «каноничном» исполнении Игоря Журавлева, окончившего в свое время школу академического пения в музыкальном училище Ипполитова-Иванова (там в одном потоке он учился с Жанной Агузаровой).

Олег Парастаев вспоминает историю создания хита следующим образом:

«Все на самом деле было прозаично. Когда я пришел в «Альянс», программа, с которой мы выступали, состояла из девяти песен. Все они были написаны клавишником группы Константином Гавриловым. И эта программа была скучной. Я решил написать песню, чтобы разбавить ее. В голове сразу родился мотив.

Я ее сочинил в соль миноре, верхние ноты были в си-бемоль. Это высокая нота для вокалиста. Фальцета у Журавлева никогда не было. Он учился академическому вокалу. В том варианте, в котором поет ее он – две с половиной октавы. Я спросил его о том, какой звук ему удобнее. Он ответил, что «е». И у меня сразу родилось «на заре голоса зовут меня». Я пришел домой и сочинил куплет.

Проигрыш между первым и вторым куплетами тоже родился сразу. Игорь придумал басовую партию. Часть партии придумал и Костя Гаврилов – это было коллективным творчеством.

За четыре часа мы ее сыграли и свели. Это было на студии Муслима Магомаева. Там стоял Prothet-10 (синтезатор, объединяющий внушительную библиотеку семплов 150 ГБ и аналоговый синтез звука — прим. ред.), я так вдохновился, что у меня сразу же родилась трубная партия арпеджио, которая играется в конце», — рассказал в интервью музыкант.

По словам Парастаева, в тот момент он не задумывался о возможном культовом статусе только что написанной им композиции:

«Хит — не хит. Я не мыслил такими категориями. Нравится – не нравится — вот что важно. Я так расцениваю. И мне понравилось. Я услышал то, чего не хватало в «Альянсе» на тот момент – некого взрыва. Все было ровным, приглаженным.

Мы очень хорошо все играли. Все было профессионально. Хотя группа была любительской», — отметил он.

На просторах интернета набирает популярность видеозапись исполнения песни. Стильно одетые молодые музыканты выступают перед живой публикой, которая быстро подхватывает запоминающиеся строчки. Пользователям особо запомнился ультра-модный образ Парастаева: гавайская рубашка, кепка и футуристические очки.

«Это был телемост Москва-Ленинград. Никаких стилистов у нас не было. Такое время было: что достанешь, то и наденешь. Брюки и рубашку купил у фарсовщика, очки одолжил у знакомой стюардессы. Никакого продуманного имиджа не было(смеется).

В эфире передачу не показали. Вообще, песня была в программе «Взгляд» сначала в виде клипа. Именно прозвучав в этой программе, она и стала известной, ведь эту передачу смотрели все, особенно молодежь», — добавляет автор.

Знаковые кавер-версии песни

В 2007 году группа «Бигуди» совместно с Ренарсом Кауперсом из известной группы Brainstorm и российским драматургом Евгением Гришковцом записала кавер-версию песни «На заре». Идея принадлежала Гришковцу:

«Песня «На Заре» была давнишней мечтой, потому что у меня эта песня связана с очень сильным воспоминанием. Я вернулся в 1988-м году со службы, и меня эта песня потрясла. Она остро вонзилась в сердце огромному количеству людей, слушавшим и электронную музыку, и очень тяжелую музыку, и никакую музыку, даже тем, кто слушал шансон и городской роман»,  — рассказал на страницах своих социальных сетей писатель.

В композиции текст куплетов зачитывает сам Евгений Гришковец, который написал его специально для ремейка, подняв важные для себя темы:

«Я хотел сказать про юность, и я понимал, что «На заре голоса зовут меня» — это не что иное, как ощущение юности. Я хотел обязательно, чтобы было выражено главное: в той поре ведь я же не ощущал себя счастливым! А когда эту песню слушаешь, возвращается именно ощущение счастья, сама песня помогает ощутить счастье того времени!»

Пронзительные строчки писателя пропитаны ностальгической светлой грустью, с ясным пониманием того, что те дни, наполненные неосознанным и непонятым тогда чувством счастья, ушли навсегда:

Нет-нет, я уже знаю, что юность закончилась.
Теперь я могу только вспоминать. А я помню:
Тогда и там, в юности, я не чувствовал себя счастливым,
Мне казалось наоборот, что все сложно:
Меня не понимают, меня не слышат.
Но теперь-то я знаю, что там и тогда было счастье…
А тогда я ничего не знал, зато я так всего хотел,
Как же я ждал тогда чего-то.
Но мне казалось, и я слышал, что меня зовут…На заре голоса зовут меня…

Публика высоко оценила и сольное выступление Ренарса Кауперса, который добавил песне узнаваемое звучание Brainstorm, дополнив текст Гришковца пронзительными высокими нотами своего потрясающего голоса. Видео, снятое на концерте в Риге в 2010 году, набрало более 8 млн просмотров. Группа придала композиции более традиционное рОковое звучание. Если оригинальная песня прочно вписывалась в рамки синтипопа и new wave, то «На заре» в интерпретации латвийских музыкантов не уступает лучшим представителям britpop в мощи гитарных аккордов и стадионного звука.

Еще одним заметным кавером стало исполнение молодой поп-исполнительницы Монеточки, спевшей ее в эфире одного из федеральных каналов. Олег Парастаев рассказал о своих впечатлениях от этой версии:

«Мне понравилось. Не могу сказать, что это лучше исполнено, чем у «Альянса», потому что вообще сложно сравнивать с оригиналом. Девушка спела так, как чувствует. Для меня это самое важное. Неравнодушно, спела с душой. Аранжировка достойная. Вполне хороший продукт», — отметил он.

Олег Заурович живет в Москве, воспитывает пятерых детей ( в 2018 году чете Парастаевых вручили знак «Родительская слава» — прим.ред.), продолжая сочинять музыку и выступать как вокалист, в том числе в составе группы «Альянс».

Фатима 15-Бигулова