Генеральный директор компании «ДюбуА» Руслан Караев в интервью «15-му Региону» развеял мифы о некачественном производстве продукции на предприятии.
— В этом году ваша компания разменяла свой третий десяток. С какими результатами заканчиваете год?
— К концу года мы подошли с очень значительными результатами. Мы запустили производство продуктов для мусульман «Халяль», у нас появилась маленькая бойня. В 2013 году нам удалось выйти на проектную мощность, ввести новые позиции, то есть фактически закрыть всю линейку колбасных изделий продукции «Халяль». Сейчас ведем реконструкцию цеха замороженных полуфабрикатов. Это очень серьезный и большой проект.
Нам удалось запустить новую линейку продуктов замороженных полуфабрикатов — осетинские пироги. Для нашей республики это, может быть, ноу-хау, потому что на Юге России такие продукты делаются и продаются, но там качество не подходящее для нас. Для тех, кто никогда не пробовал осетинский пирог, конечно, он покажется неплохим. Но мы изначально поставили для себя задачу — донести до потребителей вкус настоящего осетинского пирога. И как мы считаем, это у нас получается.
В настоящее время у нас начались тестовые отгрузки, продажи. Начали работать с СКФО. Объемы, к счастью, растут, и сейчас мы думаем о расширении производства. В этом году реализованы и социальные программы, а также программы по улучшению условий труда. Мы ввели у себя в эксплуатацию кабинет ЛФК. То есть любой работник предприятия по окончании смены или до ее начала может прийти в кабинет, получить массаж, позаниматься физкультурой.
— Расскажите об объемах продукции за весь год.
— Объемы у нас выросли. Мы можем констатировать, что появились новые контрагенты и потребители в СКФО. Это не только потребители колбасных и мясных изделий, но и замороженных полуфабрикатов. Те планы, которые мы для себя ставили, были выполнены.
— А что входит в ассортиментную линейку халяльной продукции? И чем отличается работа нового цеха от остальных?
— Продукт «Халяль» — это необычный продукт. Он изготовлен по канонам ислама. Существуют особые требования, которые у нас в России прописаны духовным управлением мусульман. Даже центр стандартизации «Халяль» функционирует. В соответствии со стандартами мы и начали проектировать наше производство. Цех, в котором производится эта продукция, расположен особняком. Сырье, из которого делают продукт, никак не пересекается с основным поточным сырьем. Для обеспечения этого цеха говядиной мы открыли свою маленькую бойню, в которой только для себя забиваем крупный рогатый скот. Таким образом мы получаем охлажденное сырье. А охлажденное от замороженного значительно отличается по вкусу. Продукт «Халяль», на мой взгляд, вкуснее. Хотя некоторые разницы в этом не видят. Цех у нас небольшой, но на этой площадке мы выпускаем деликатесы из говядины, птицы, ветчины, варено-копченые колбасы, полукопченые колбасы, сосиски в белковой оболочке, сардельки в искусственной и натуральной оболочке. За производством самого продукта в цеху «Халяль» следит представитель духовного управления мусульман республики. За убоем скота на бойне также следит лицо, прикрепленное к нам ДУМСО.
— Продукция «Халяль» пользуется спросом только у мусульман или ее покупают и представители других конфессий?
— Продукт пользуется популярностью не только у мусульман. Те потребители, которые знают, что такое «Халяль, приобретают этот продукт и становятся его поклонниками.
— Увеличились ли объемы производства после открытия собственной бойни?
— Нет, не увеличились, но мы смогли закрыть потребности производства по говядине, которая после убоя идет в цех в свежайшем виде. Не подвергаясь заморозке, она уходит в производство. Благодаря этому продукт получается более вкусным и качественным.
— Изучаете ли вы местный рынок? Интересно узнать, каков процент в сегменте колбасных и других мясопродуктов за вашей продукцией?
— К своему удовольствию могу сказать, что на рынке мы являемся не то чтобы монополистами, но большая часть рынка принадлежит нам. Этого мы добились в течение 20 лет работы. Кропотливой тяжелой работы! Мы сумели удержать господство на рынке, несмотря на то, что сегодня идет серьезное наступление производителей соседних регионов и центральной части России.
— Между тем, многие потребители не спешат переходить на вашу продукцию. С чем это может быть связано?
— Мы долго думали по этому поводу, исследовали этот вопрос. Это связано с элементарными слухами, стереотипами. Почему-то люди думают, что в колбасу кладут туалетную бумагу. Это не так. Чтобы сделать колбасу, не нужна туалетная бумага. Из нее невозможно сделать колбасу. Это все равно, что делать молоко только из воды. Мы разное о себе слышали. Ходят слухи о каких-то мышах, крысах, о недоброкачественном сырье. Это бред! Для себя мы примерно поняли, откуда могли появиться такие слухи. Есть люди, с которыми в разное время нам пришлось попрощаться. Зачастую именно они из-за каких-то обид распространяют обидные сплетни. Почему обидные? Это не случайное слово. Чтобы произвести продукт, очень многие люди трудятся не покладая рук.
Колбаса — живой продукт, сложный в производстве. Чтобы произвести доброкачественный продукт, который в нормальном виде дойдет до потребителя, проделывается очень большая работа. Вплоть до хранения в магазинах. Продукт, выполненный с нарушением санитарно-гигиенических норм, никогда не вылежит положенного срока годности. Несколько лет назад мы столкнулись с такой проблемой. Покупатели жаловались, что срок годности еще не закончился, а колбаса уже киснет. Тогда мы организовали вменяемый отдел контроля качества. Но как мы впоследствии поняли, не все зависит от этого. Мы посадили контролера в машину и отправили его по торговым точкам. Еженедельно он докладывает ситуацию. Мы столкнулись с тем, что далеко не все магазины следят за условиями хранения продуктов. Мы поняли, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Приняли решение взять на работу человека, который сможет выезжать на места, проверять холодильники.
— Среди населения также бытует мнение, что вкусовые добавки, которые используются при производстве колбасы, очень вредны. Так ли это?
— К сожалению, люди зачастую неправильно понимают или вообще не понимают, что такое вкусовые добавки. Сегодня вкусовым добавкам уделяется огромное внимание со стороны контролирующих органов не только России, но и стран-производителей специй — Австрии, Германии, Чехии. Они производятся из натуральных продуктов. Это как духи. Парфюмеры создают композицию запахов. Технологи же производят композицию вкусов. Боятся вкусовых добавок не надо. Что касается красителей, то и они являются натуральным продуктом.
— Компания ООО «Да» является лидером на рынке республики по производству полуфабрикатов. Расскажите, что входит в ассортимент этой продукции? В чем здесь ваша фишка?
— Производство замороженных полуфабрикатов мы начали несколько лет назад. Это был пилотный проект, на который ставку не делали. Мы тогда недооценивали рынок полуфабрикатов. Но производство начало расти. Появились запросы от потребителей и владельцев магазинов. И тогда стали развивать ассортиментную линейку. Сегодня в нее входят пельмени, хинкали как автоматической, так и ручной лепки, люля, котлеты. Фишка заключается в том, что мы отвечаем за наше качество, за гигиену и санитарию. Сделать продукт можно где угодно. Но это будет небезопасный продукт. А о нашей продукции могу сказать, что она безопасна. Более того, это традиционный вкус продуктов, который мы здесь привыкли потреблять.
— В этом году вы значительно расширили ассортимент полуфабрикатов. Что нового производит компания?
— Мы начали тестовое производство продуктов «Дюшпара» — маленькие пельмени, которые пользуются большим спросом. Мы ввели такой продукт, как «Самса» с традиционным восточным вкусом и замороженные осетинские пироги, полностью готовые с различными начинками.
— Ваша продукция реализуется не только в Северной Осетии. Ее можно встретить и на прилавках соседних регионов. Местные конкуренты не мешают?
— Нет. Мы выгодно отличаемся от конкурентов разумной ценовой политикой и качеством. Наш продукт можно назвать разумным соотношением цены и качества. Никогда мы еще не сталкивались с тем, чтобы кто-то из дистрибуторов, которые работают именно с замороженными полуфабрикатами, получив на дегустацию наш продукт, не заключил с нами контракт.
— Какая продукция от компании представлена там?
— Вся линейка полуфабрикатов. А если говорить о колбасах и мясных деликатесах, то в каждом регионе свои предпочтения. В Ростовской области, например, предпочитают те продукты, которые у нас не продаются. У нас в республике своя культура потребления колбасных изделий.
— В ноябре компания запустила новую производственную линейку продукции под торговой маркой «Кочевники» — осетинские пироги. Чем обусловлено такое название?
— Мы долго думали, как назвать продукт, консультировались со специалистами. Решили позиционировать его как продукт из Осетии. Наши предки — аланы, сарматы — были кочевникими, которые через определенное время обосновались на каких-то территориях. Мы решили воспользоваться этим названием.
— Компания часто предлагает жителям республики новую продукцию, приготовление которой требует особых навыков. Чаще это бывает собственная рецептура или же заимствованная?
— Собственная. У нас есть технологический отдел, который возглавляет Ольга Артимович, технолог с большим стажем работы. Мы получили возможность своими силами производить продукты по собственным рецептам. Более того, те продукты, которые предлагаются нам по готовым рецептурам нашими партнерами, все равно дорабатываются нами.
— Как компания стимулирует своих сотрудников? Каков их средний заработок?
— Оклад сотрудника цеха держится у нас на среднем уровне по отрасли. Мы очень четко отслеживаем уровень зарплат на рынке нашего региона. Могу сказать, что наши сотрудники получают не меньше, а возможно и больше, чем на других предприятиях. Кроме того, у нас имеется столовая, мы кормим сотрудников бесплатными горячими обедами. У нас реализуются различные социальные программы. Также мы даем возможность нашим сотрудникам продвигаться по карьерной лестнице. В компании работает программа «Заяви о себе». Любой сотрудник может прийти в отдел по работе с персоналом, заявить себя на какую-нибудь должность. Эти заявки рассматриваются. Решаем, подходит ли он на заявленную должность. Если нет, ему предлагается что-то альтернативное. Мы считаем, что если человек пришел, заявил о себе, то он заинтересован в дальнейшей работе на заводе. И таких сотрудников мы не можем упускать.
— Каков штат вашей компании?
— 290 человек.
— Чего не хватает вашей компании?
— Проблемы есть очень серьезные с подготовкой персонала. Уровень технического образования в республике слабый. Ребят, которые приходят после вузов, нужно бывает обучать с нуля. Огромный дефицит кадров, начиная от рабочих профессий и заканчивая бухгалтерами, испытываем и мы.
— Планируете ли расширить дистрибуцию? Если да, то в какие регионы будете осуществлять поставку продукции?
— Планируем. Мы не в полном объеме охватываем Ростовскую область и Краснодарский край. Свое присутствие в этих регионах будем расширять. В наших планах — выход на ближнее зарубежье, центр России, в том числе Московскую область. Это наши векторы развития.
Милана 15-Тадеева