15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
20°
(Дождь)
64 %
3 м/с
$ — 93.4409 руб.
€ — 99.5797 руб.
Главное, чтобы Бог был у тебя в душе…
30.12.2010
10:31
Главное, чтобы Бог был у тебя в душе…

Власть, люди власти всегда вызывают в обществе повышенное внимание. А когда «первая скрипка» находится в руках женщины, тут уж публика следит за каждым жестом «маэстро», затаив дыхание.
Северная Осетия — единственный регион в СКФО, где председателем высшего законодательного органа республики является представитель слабого пола. Хотя… скорее, прекрасного, чем слабого. Ведь она способна легко разрядить самую накаленную обстановку лишь мимолетно брошенной легкой репликой, сопровождаемой невинной улыбкой. Впрочем, горящий взгляд, ледяной тон, слова, впечатывающие оппонента в кресло, — это тоже она, Лариса Хабицова, которая руководит Парламентом РСО–А без малого три созыва.

— Лариса Батрбековна, в арсенале мудреца Софокла есть изречение: «Стоит один раз поставить женщину наравне с мужчиной, как она начинает его превосходить». Как вам удается руководить непокорными кавказскими мужчинами?
— Софокл был умным человеком, я с ним полностью согласна (смеется). Как у меня это получается — со стороны виднее. Сама я особых трудностей с этим не испытываю, так как в работе стараюсь больше думать не о мужской или женской составляющей коллег, а прежде всего об интересах дела, которому служишь. И бываю действительно счастлива, когда удается вместе, сообща решить важную для республики задачу.
— Помогите разгадать ребус: почему федеральные законопроекты имеют для «прохождения» пути не столь тернистые, скажем так, как у субъектов РФ? Ведь сколько времени и сил понадобилось, чтобы был принят пресловутый федеральный закон об игорном бизнесе, изначально предложенный нашими парламентариями…
— Действительно, законодательные инициативы субъектов проходят, как правило, нелегко. Это достаточно сложная процедура, отнимающая много времени. Игорный бизнес — далеко не единственный пример. Есть и более серьезные дела. Уже который год — практически сразу после бесланской трагедии — мы пробиваем инициативу по принятию федерального закона о помощи пострадавшим в терактах. Почему так происходит? Однозначного ответа я не знаю. В 1990-е годы страна сделала резкий поворот в своей истории, оказавшись в совершенно ином общественно-экономическом формате. Необходимо было для создания нормального правового поля выстраивать новую законодательную базу, которая бы грамотно регулировала экономические, политические, социальные отношения в обществе. Государственной думе достался чрезвычайно большой и сложный объем работы, который не позволяет депутатам столь оперативно, как нам хотелось бы, реагировать на «провинциальные» инициативы. Хотя, по правде, порой «включает тормоза» и Правительство РФ. А ведь любой закон должен сначала пройти через министерское «сито». Поэтому сложна вся эта процедура, и есть здесь объективные причины, да и субъективных больше, чем достаточно.
Сейчас, вроде бы, наметились подвижки: мы заключили с Советом Федерации договор, позволяющий ему лоббировать интересы регионов, в том числе и в принятии тех или иных законодательных инициатив.
— Вас как руководителя, а может, в первую очередь, как женщину, мать наверняка волнуют вопросы нравственной составляющей общества, в первую очередь, молодежи. К сожалению, становятся нормой для многих из них самые низкие человеческие пороки. Цинизм и безнравственность, царящие порой на телевидении и в прессе, беспомощность общественных организаций «пробивают брешь» и в кавказском менталитете. Мы нередко становимся свидетелями того, как юные нимфетки с оголенными пупками в обнимку с полупьяным пацаном развязно дефилируют по аллеям парка с утра и до глубокой ночи. Кто их отцы и родственники? Где Бог этих заблудших девчонок, с рождения не державших в руках ни книгу, ни веник?!
— Проблема воспитания детей, как известно, была актуальной во все времена. Много примеров тому — и в педагогической, и в классической литературе. Но так остро, как сейчас, она, мне кажется, не стояла никогда. За постперестроечное время общество откатилось далеко назад в плане нравственности. И сегодня мы сталкиваемся с такими проявлениями в поведении молодых людей, которые просто вгоняют в шок, так как никогда не были характерны для нас. Наглядный пример тому — недавние волнения, шквалом прокатившиеся на Манежке в Москве, в Санкт-Петербурге, других крупных российских городах, где ярко проявились черты оголтелого национализма. Это вопиющая дикость, заслуживающая безусловного осуждения. Да, преступник, кто бы он ни был, должен быть сурово наказан. Но вешать ярлыки типа «лица кавказской национальности» никому не дозволено. Вместе с тем события показали, что и нам приходится стыдиться за тех наших парней, которые утратили свое лицо, забыв о таких нравственных категориях, как сдержанность, благородство, достоинство — то, чему веками, из поколения в поколение учили нас старшие. И с этим нельзя не согласиться.
На поведении молодежи сказывается, как вы подметили, и дурное влияние так называемых свободных СМИ, некоторых частных каналов телевидения и Интернета. И даже убежденные радикалы уже понимают, что нужно вводить какие-то ограничители, барьеры, которые нельзя переступать.
Я не считаю для себя возможным винить во всем молодежь, потому что воспитание — удел старших, и все претензии — к нам. Посмотрите, сегодня родителями стали те, чье нравственное формирование пришлось на перестроечное, «смутное», как мы его называем, время. И поэтому выпукло, четко видны изъяны самих этих «воспитателей».
Ну чего можно требовать от тех, кто считает для себя нормой жить не по совести, а по «понятиям», ставит материальное благосостояние выше нравственных принципов, оценивает человека по размеру его кошелька! Разве это нормально? Убеждена: чтобы бороться с пороками и побеждать их, нужно изменить менталитет и повысить культуру, уровень духовности наших молодых людей. Понятия чести и достоинства должны вернуться в обиход нашей жизни.
— Но ведь были времена, когда государство, общество наделяли школу, правящую партию функциями главных учителей подрастающего поколения. Помните стенгазеты, экраны успеваемости, выпуски городского «Комсомольского прожектора», которые вывешивались на проспекте? Но механизм-то не сработал…
— Тут можно поспорить. Действительно, было много формализма и показухи, но ведь и работа серьезная велась! Я не считаю, что все, чем была наполнена прошлая эпоха, неверно. Вот мы сейчас говорим о воспитании. Но тогда оно было гораздо более системным, целенаправленным. Общество старалось прививать молодежи абсолютно нормальные человеческие качества: патриотизм, честность, порядочность, ответственность…
Кстати, и это общепризнанный факт: образование, которое мы получали, было одним из лучших в мире. Ну и, обращаясь к конкретике, вспомним, что существовали и такие формы обучения, как, к примеру, политическое просвещение граждан. Многим тогда казалось, что это — полная ерунда… Но у меня другая позиция. Я всегда считала и считаю: если подходить к делу не формально, а ответственно, с душой, всегда будет прок. Ну что было плохого в том, что в трудовых коллективах, где люди работали с утра до вечера, и им редко удавалось прочитать газету или посмотреть телевизор, мы проводили политучебу, доносили информацию, которая была нужна и важна каждому человеку? БАМ, целина, космос — все это звенья одной цепи… А потом настало время, когда все решили, что школа не должна воспитывать, и ее главное предназначение — давать образование, знание предметов. И вот результат.
Учить гражданина уму-разуму надо с пеленок. Семья, нянечка из детского сада и, конечно же, школа — все должны нести ответственность за этот сложный и крайне важный процесс. Ведь влияние коллектива на формирование личности еще никто не опроверг. Поэтому и нам, законодателям, нужно серьезно и вдумчиво решать эту проблему.
Как вы знаете, недавно мы приняли закон, ограничивающий пребывание детей без сопровождения взрослых после 22 часов. Может, мера не самая эффективная и популярная, зато в какой-то мере ограничивает дурное влияние улицы на подростка.
То есть определенная работа в этом плане, конечно же, ведется, но, повторюсь, ее надо многократно усиливать. Чрезвычайно важной и значимой здесь, на мой взгляд, должна быть позиция нашей интеллигенции. А то ведь многие известные и уважаемые в народе ученые, артисты, общественные деятели — увы! — устранились от проблем жизни, от ее реалий, забывая о своем предназначении — влиять на общественное сознание, в том числе и воспитывать молодежь.
— Как ни кощунственно это звучит, но Кавказ потихоньку адаптируется к терроризму. К этим сумасшедшим взрывам и самоподрывам. В такие моменты начинает казаться, что ситуация близка к критической…
— Слава Богу, у меня такого мрачного предчувствия нет, хотя положение действительно сложное. Деструктивные силы всячески подталкивают нас к войне друг с другом, прекрасно понимая: удастся поджечь Кавказ — будет плохо всей России. Вот и играют на нашей многонациональности, многоконфессиональности враги государства. И ни о какой вековой неприязни друг к другу тут речи быть не может. Потому что это действительно так. Возьмем, к примеру, историю наших взаимоотношений с той же Ингушетией. До 90-х годов это были в большинстве своем нормальные добрососедские отношения. Жили дружно, вспомните, сколько межнациональных браков заключали, у всех были дома, земля, и никто, по большому счету, ни на что не претендовал.
Потом стали появляться провокаторы. Один, другой, третий… Я прекрасно помню 92-й год, как это все начиналось, кто управлял «процессом», и чем это все закончилось. Теперь на те же грабли нас хотят заставить наступить уже западные «благодетели». Вот вам и взрывы, и теракты. Но у нас есть то, чего никогда не было и не будет у них — кавказская мудрость. Мы веками жили вместе, это наша судьба, и случись конец света — уйдем тоже вместе. Другого не дано, мы соседи. Как бы там ни было, мы обязаны помнить, что и нашим детям тоже придется жить рядом, а значит, надо выстраивать отношения между республиками, равно как и с другими народами, думая о дне завтрашнем. Всегда лучше поддерживать нормальные отношения, жить в мире и добрососедстве, чем смотреть друг на друга сквозь прицел винтовки.
— Но только не с террористами. На мой взгляд, Таймураз Мамсуров предложил эффективный и, главное, справедливый метод борьбы с ними: он — ярый сторонник отмены моратория на применение смертной казни и, что активно обсуждается в обществе, за то, чтобы привлекать к ответственности, вплоть до уголовной, прямых родственников террористов и членов бандформирований, имевших с ними тесные и непосредственные контакты…
— Абсолютно солидарна с Таймуразом Дзамбековичем и полностью его поддерживаю, потому что утверждение, что «преступник не имеет национальности», не совсем верно. У него же есть фамилия, род, в конце концов. Я знаю немало таких родителей, которые сами страдают от того, что их дети — моральные уроды. Но, с другой стороны, и эти самые уроды, возможно, вели бы себя иначе, если бы знали, что за их злодеяния будут отвечать не только они сами, но и все их близкие родственники. Кстати, если вы знаете, наши предки широко применяли общественные формы наказания, подчас очень суровые, к тем, кто преступал законы гор.
— Как вы думаете, исчерпала ли себя роль женщины-горянки в усмирении горячих голов? Не планируете ли вы, женщины Кавказа, провести чрезвычайный съезд или еще какой-нибудь политический форум, тем более что среди террористов-смертников немало шахидок?
— Хорошая идея. Хотя не считаю, что такой форум должен состояться именно в Осетии. Ведь у нас, слава Богу, нет смертниц. Было бы логичным провести его там, где растят и готовят шахидок. Я часто задумываюсь: как можно остановить это безумие, ведь женщина по сути своей — прежде всего мать, у нее поистине божественная миссия: давать жизнь человеку, но не отбирать ее! И мне кажется, что женщинам Кавказа стоило бы объединить свои усилия в деле установления мира и стабильности в регионе.
— Лариса Батрбековна, в нашем разговоре мы не случайно затронули геополитические проблемы, их на долю республики выпало ох как немало: десятки тысяч беженцев из многих уголков бывшего СССР устремились к нам. Мы испытали страшный миграционный удар: людей некуда было расселять, у нас ведь малоземелье и при этом очень высокая плотность населения. И тут еще одно испытание — нападение Грузии на Южную Осетию. Очередная волна беженцев вновь накрыла северян.
Слава Богу, решительное вмешательство России помогло южным братьям изгнать захватчиков и создать свое независимое государство. Сейчас туда направляются огромные транши на развитие инфраструктуры, экономики, культуры. Но — парадокс! — бывшие беженцы не спешат домой, пригревшись на «северном» солнце. Есть ли выход из этой не совсем понятной ситуации?
— Действительно, завоевание Южной Осетией независимости — это очень важное и значимое политическое событие. Мы не устаем радоваться тому, что наши братья, наконец, могут жить спокойно и свободно. Но… Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты неоднократно призывал соотечественников возвращаться в родные места и обустраиваться, благо, там сейчас есть такая возможность. Иначе за что же тогда воевали, проливали кровь, понесли огромные потери как сами осетины, так и российские миротворцы?!
Ведь только когда туда вернутся люди, отстроят свои дома, будут жить и развивать экономику, Южная Осетия встанет на ноги. Там щедрая земля, прекрасный климат, изумительная природа. Наши братья поколениями мечтали о свободе. Теперь она у них есть. Ведь это такое счастье — созидать на родной земле, на земле своих предков, строить будущее для своих детей и внуков. Тем более, трудолюбия и смекалки им не занимать. Обе наши республики имеют все возможности для большей интеграции практически во всех сферах — социальной, культуре, экономике…
— Позволю добавить: и в развитии туризма, в том числе международного. О таких горно-рекреационных зонах, как у нас, можно только мечтать. Один Мамисонский проект чего стоит! Правда, здесь закрадывается некоторое сомнение. Ну, допустим, построим мощный — на несколько тысяч туристов — суперкомплекс круглогодичного использования. Но ведь это только часть вопроса. А кто же будет там работать? Где взять высокопрофессиональных, квалифицированных менеджеров, инженеров, гидов, переводчиков и т.д. — всю эту гигантскую махину, именуемую «сервисом»? Близлежащие села полупусты, молодежи в них почти нет — большинство бездельничают в городе. То есть вопрос кадров встанет очень остро. И что тогда?
— Ну, лиха беда начало! Строительство «Мамисона» требует времени, и немалого. Естественно, в планах предусмотрены и эти вопросы. Кадры — в числе основных. Будет организована соответствующая учеба. Силами только лишь жителей близлежащих сел проблему не закрыть, потребуются работники со всей республики. Не исключен и вахтовый метод, который, кстати, применяется во всем мире достаточно широко. Да и расстояние от поселений до спорткомплекса не столь отдаленное. Зато многие найдут себе работу по душе, в какой-то мере в республике решится вопрос безработицы.
— О человеке судят по делам его. Практически вся ваша жизнь — на виду, так как вы посвятили себя государственной службе, работая на высоких ответственных постах. Вы талантливы, умны, а еще — искусный импровизатор с недюжинной памятью. Мне было очень приятно, когда услышал в кулуарном разговоре, что в ходе недавних острых дебатов в Страсбурге вы обменивались мнениями с оппонентами на безупречном английском.
— Насчет безупречного английского сомневаюсь (улыбается). Мое выступление было достаточно коротким, и странно было бы, если бы я не смогла связать несколько фраз, имея инфаковское образование.
— Позвольте задать вам несколько вопросов личного характера. Вы набожны?
— Да, я верующий человек. Всегда считала и считаю, что вера в Бога — это, прежде всего, для каждого человека — высший суд. И что бы ты ни делал, ты должен всегда думать о своей ответственности. Иногда даже смешно бывает, когда читаешь в Интернете обсуждения какие-то, особенно после недавнего визита в Каир: дескать, вот, мол, бывшие комсомольцы, коммунисты стали вдруг верующими.
Вера в бога — это прежде всего дело совести человека. Жить в ладу со своей совестью и думать о том, что, как написано в одной умной книге, «когда ты предстанешь перед Создателем, первое, о чем тебя спросят, — честно ли ты жил» — вот осознание этого и руководство этим принципом , наверное, самое главное. А верующими, кстати, были такие великие ученые, как Эйнштейн, Циолковский и многие другие выдающиеся люди.
…И неважно, как часто ты ходишь в церковь, как соблюдаешь все обряды, — главное, чтобы Бог был у тебя в душе.
— Вы находитесь в прекрасном зрелом возрасте, где-то на середине жизненного пути. Вы достигли высшей власти в республике, наверняка решили какие-то важные семейные задачи. И все же, есть что-то, что бы вам хотелось изменить в жизни, в себе самой?
— По поводу середины моего жизненного пути вы явно преувеличиваете (смеется). Не думаю, что так долго еще буду жить. Решила ли какие-то семейные проблемы? Не знаю. У меня всего лишь один ребенок, сын, которому уже 26 лет. И он, закончив учебу, работает и абсолютно самостоятелен. Это моя главная радость. Поездила по свету, повидала много интересного. Конечно, неизгладимые впечатления остались от поездки в Египет…
На мой взгляд, это было чрезвычайно важное событие для Осетии, у которого была такая предыстория. Будучи личным гостем владыки Феофана, буквально на один день к нам в Осетию приехал (хочу специально назвать титулы этого человека) Его Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной. Приехал к нам, был в гостях, можно сказать, случайно, потому что владыка Феофан привез его показать республику, где он является архиепископом. И получилось так, что попросил Главу республики встретиться, поскольку очень высокий статус у этого иерарха. Глава, естественно, встретился с ним и в разговоре настолько расположил к себе своим знанием Библии, будучи мусульманином, да еще когда патриарх узнал, что святой Георгий особо почитаем в Осетии, и даже праздник у нас есть, посвященный Георгию Победоносцу, он принял решение подарить частицу мощей нашей республике. Это такая честь была оказана! Впервые в истории православной церкви из рук священника такого высокого чина мощи передаются республике…
Словом, считаю, что это эпохальное событие — мощи прибыли в Осетию и будут храниться в Осетии вечно. Конечно, многое в этой жизни зависит от нас всех и от каждого в отдельности, но хочется, чтобы и эта святыня помогла нашему народу и принесла счастье на нашу землю.
— Наша встреча проходит в канун Нового года. Ваша заветная мечта, как политика, матери и обаятельной женщины?
— Насчет обаятельной женщины это ваше личное мнение, и тем не менее, я вас благодарю за комплимент (брови сдвинуты, но в глазах огонек). Что касается моей мечты как политика и матери… По-моему, это единое. Хочется, чтобы, в конце концов, мы жили в республике, в государстве, где были бы мир, согласие и стабильность, чтобы люди не испытывали чувство страха ни перед чем, могли спокойно строить свою жизнь и радостно встречать завтрашний день, чтобы дети наши росли здоровыми и счастливыми, а старшие всегда были окружены заботой и вниманием.
Пусть Новый год принесет добрые перемены в каждый дом!
С Новым годом!А. Торин, «Северная Осетия»