15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
10°
(Дождь)
93 %
2 м/с
Как вырос маленький джигит
18.04.2013
14:54
Как вырос маленький джигит

Режиссёр-хореограф, обладатель личного приза Махмуда Эсамбаева, двукратный лауреат гран-при конкурса молодых балетмейстеров имени Р.В. Захарова «Мария», Алан рассказал noar.ru каково это — жить, чтобы танцевать. И наоборот.

— Вы выросли из «Маленького джигита». Расскажите, как все начиналось?

— С раннего детства я сопротивлялся всем попыткам родителей привлечь меня к танцам. В конце концов, они были вынуждены предоставить мне полную свободу выбора. Часто бывая у родителей на работе, я видел, как танцуют другие дети. В один из таких дней (позже выяснилось, что это была умышленная провокация с его стороны) отец предложил детям на оценку исполнить танцевальный элемент. Глядя на ребят, один за другим вызывающихся на задание, я не удержался и тоже потянул руку. И повторил движение на «пять». С тех самых пор, как получил свою первую «пятерку», я и танцую.

— Как относитесь к экспериментальным танцевальным постановкам, необычным перформансам?

— Положительно, если эксперимент уместен. Но в классическом и национальном жанре это чаще всего неудачный опыт. Эксперименты должны нести соответствующий заголовок — альтернативное искусство. К примеру, экспериментировать с «Симдом» мне представляется очень опасным.

— Что можно на сцене, а что бы Вы никогда себе не позволили?

— Можно сказать, я немного консерватор, хотя творчество меняет человека, если в него по-настоящему углубиться. Я не люблю на сцене «порнографию», что очень часто сейчас происходит в балете, когда танцоры выступают абсолютно обнаженными. Я также не люблю элементов насилия в постановках. Выступаю за эстетику. Ведь сцена возвышает над действительностью. Что-то, выходящее за грань моего понимания, способно заставить меня почувствовать себя скованно. А это не самый лучший эмоциональный отклик на искусство.

— Учеба в одном из самых престижных театральных вузов — что Вам дали эти годы?

— Я могу говорить об этом бесконечно, вы готовы? (смеется) Учеба в ГИТИСе — самое счастливое время в жизни. Каждый день приносит что-то новое, меня окружают потрясающие люди. Мой мастер — Михаил Лавровский, великий танцовщик, хореограф и человек. И так я могу говорить о каждом члене нашей кафедры. Знакомство с такими людьми, как режиссер Юрий Любимов, чьи замечания мне бесконечно дороги, с замечательными артистами Московского театра, где я работаю хореографом и актером, с моими однокурсниками — все это очень много мне дало. Я долго могу перечислять всех дорогих мне людей, которых повстречал здесь: от артистов миманса театра имени Станиславского и Немировича-Данченко до ведущих солистов Большого…

— Глядя на актеров, режиссеров, учащихся параллельно с Вами в ГИТИСе, не хотелось никогда попробовать что-то кроме танца? Сыграть, поставить…

— Я учусь на режиссера-хореографа. Все это время я набирался постановочного опыта. У меня уже есть определенные номера, которые побеждали на конкурсах, а сейчас я готовлю балет, который будет внесен в мою дипломную работу.

— Ваше имя было на плакате модерн-балета «Шел к…»…

— Это дипломная работа моего друга и коллеги Валерия Суанова, где я сыграл главную роль. Труппа была полностью собрана из артистов московских балетных театров, а сам проект соединил в себе различные жанры, что очень близко мне. Проект был достаточно успешен.

— Насколько это Ваше — обучать? Известно что у вас в Москве студия осетинских народных танцев…

— Я работаю в Драматическом Театре и практикуюсь как хореограф в студии ГААНТ Игоря Моисеева, учусь в ГИТИСе. Помимо этого, у меня есть группа осетинских танцоров, отдушина, где я могу пообщаться с молодежью Осетии, внести лепту в развитие танцевального элемента ее национальной культуры. Это не профессионалы, а те, кто любит свою родину и стремится создать себе родную атмосферу вдали от дома.
А обучаю я с 12 лет, быть может, это передалось мне на генетическом уровне. Я не отрицаю педагогическую деятельность, но все-таки это второстепенно. Главное для меня — режиссура и хореография. Пока молодой, я сам стараюсь исполнить как можно больше. Мне очень нравится драматический театр, я пробую себя как актер.

— Чего не хватает в культурной среде нашей республике, как Вы считаете?

— Профессионализма. В культуре должна быть атмосфера, делу нужно отдавать себя полностью. Если ты приходишь в театр — ты должен погрузиться в него, и забыть обо всем, что за его пределами. А у нас все это имеет больше формальные очертания. Безусловно, у нас в республике есть культурные учреждения и коллективы, которыми мы можем и должны гордиться… Но, к сожалению во многих местах по большому счёту артисты сами не верят в то, что делают.

— Что впереди?

— Дипломная работа и защита, а также гастроли в Калининграде в составе студентов ГИТИСа. Пока что планирую остаться в Москве — помимо работы в театре я получил предложение от ректора ГИТИСа поступить в аспирантуру. Буду учиться дальше.

 
Пресс-служба постпредства Северной Осетии при президенте РФ