15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Дождь)
92 %
1.62 м/с
Как закалялся стиль
22.01.2016
16:55
Как закалялся стиль

Североосетинские мастера народных промыслов рассказали «15-му Региону» о востребованности своих изделий, интересе со стороны молодежи и поделились секретами создания кукол, оружия и платков в национальном стиле.

Глина

Аза Салбиева начала изготавливать национальные куклы около четырех лет назад. Специального образования у нее нет. Куклы ей нравились всегда. Аза признается, что сама идея пришла к ней случайно: в магазине «Город мастеров» на глаза попались осетинские куклы, и возникло желание их переделать.

«У них были плоские лица, и сразу же захотелось их изменить, добавить им щечки, носики и губы. Так и зародилась идея создания своих кукол. Чуть позже я увидела работы Индиры Цахиловой, они были ближе к тому, что я хотела бы видеть в своих работах. Вот тогда я твердо решила, что буду этим заниматься», — рассказала Салбиева.

Аза работает с запекаемой полимерной глиной. По ее словам, куклы из нее получаются реалистичные. В частности, эффект живого человека достигается благодаря возможности использования на такой глине техники поштучного вживления волос. Кажется, что у кукол действительно растут волосы, ресницы и брови. Сейчас достать полимерную глину стало очень трудно, так как она попала в число санкционных товаров. Кукольники работают с запасами.

Свое мастерство Аза начала с куколок в национальной одежде. Технику их создания она нашла в интернете. Там же ознакомилась с покроем черкески и свадебного платья и сама сшила им одежду. Позже кукольница начала создавать глиняных бабушек и дедушек.

«У меня было желание воссоздать осетинский быт послевоенного времени, как в моих любимых фильмах «Ах, любовь», «Сюрприз». Я начала делать героев этих фильмов: например, дедушек в галифе, хромовых сапогах. И эти куклы понравились людям больше. Меня удивило то, что это больше нравится мужчинам. Казалось бы, мужчины и куклы – вещи не совместимые. Однако куклы чаще покупают именно они. Причем мужчины довольно зрелого возраста», — делится Салбиева.

Кукольница признается, что у нее никогда не выходят герои со злыми лицами. Даже при всем желании создать «злодея», «куклы всегда получаются добрыми». Кроме того, они несут осетинский типаж. Так, на форуме в Чечне участники отметили, что у кукол Салбиевой осетинские лица.

Сейчас кукольница вместе с мастером-оружейником Аланом Хутинаевым воссоздает воина-сармата в полный рост. Фигура будет достигать 185 см.

«Голова и руки его уже запечены и готовы. В настоящее время я работаю над его телом. Он стоит в комнате и уже довольно внушительный. Человек даже может вздрогнуть от его присутствия. Я думаю, что когда сармат будет полностью готов, он произведет сильный эффект. В последующем есть идея воссоздания и скифов, и алан, и героев нартского эпоса», — рассказала Салбиева.

Она отмечает, что в Северной Осетии много кукольных мастеров. При этом они «не сливаются»: каждый мастер работает в особой технике и делает акцент в кукле на что-то свое. Так, по мнению Салбиевой, кукол Индиры Цахиловой отличает их портретность, кукол Земфиры Дзиловой – наряды, которым мастерица отдает очень много сил и времени. Куклы фирмы «Асик» выделяет разнообразие. В их коллекции присутствуют куколки в национальных костюмах почти всех народов Кавказа. Наряды выделяют и кукол мастера Таймураза Зангиева. Их в национальную одежду одевает фирма «Изольда».

«У нас очень много авторов и талантливых людей. Когда я вошла в этот творческий кукольный мир, то была этим фактом приятно удивлена. У многих нет даже художественного образования, однако куколки у них получаются изумительные», — говорит Салбиева.

Металл

Созданием скифских ножей Аслан Алборов занимается около 25 лет. К этому ремеслу мастера приучил когда-то его друг, окончивший художественное училище. Аслан приходил в его мастерскую и наблюдал за работой. Вскоре они начали создавать оружие вместе. По словам Аслана, работа сразу пошла хорошо, несмотря на то, что у него не было художественного образования.

«Мой друг Саша перевернул мою жизнь в былое время. Он был специалистом по оружию и ювелиром от бога. Я попробовал заняться его ремеслом и мне понравилось. К сожалению, он рано умер. Представляю, какие он творил бы сейчас чудеса», — делится Алборов.

Позже Аслан собрал команду мастеров и открыл в училище №7 ювелирное дело. По словам мастера, их команда возрождает скифскую тематику. В основном они специализируются на оружии. В мастерской делают скифские ножи, мечи и луки. Оружие мастера воссоздают по результатам раскопок.

«Мы с моим братом Виталием, который тоже работает в нашей команде, просмотрели много книг и изучили большое количество исторического материала. По книгам восстановили практически все до мелочей. Например, смотрели, какие именно у скифов были луки, как они работали и из какого дерева были сделаны. Мы восстановили все от и до», — рассказал Алборов.

Больше всего времени уходит именно на создание лука. Работа может занять больше двух месяцев. Практически вся работа делается вручную. Мастера сами вырезают и гравируют материал, «на моторе» делается только лезвие. Оружие изготавливают в основном из металла и дерева. Так, для лезвия ножей и мечей подходит паровозная пружина, которую сначала расковывают, потом обрабатывают.

Из дерева для оружия используют определенные твердые сорта. Например, мастера работают с сортом клена, из которого Страдивари создавал свои знаменитые скрипки.

Кроме оружия мастера занимаются и изготовлением авторских украшений в национальном стиле. Ожерелья, кулоны, серьги и т.д. также отличают скифские мотивы.

«У нас в основном звериный стиль. Кроме нас, в таком стиле сейчас почти никто не работает. Другие мастера в основном изображают на украшениях цветы, деревья, дубовые листья, а мы — зверей», — отметил Алборов

Работы его команды выставлялись в Москве, Италии и Турции. В столице и за рубежом высоко оценили их ремесло. Кроме того, произведения оружейников и ювелиров имеются у знаменитых политических деятелей и спортсменов.

Шелк

Плетение осетинских платков Залина Даурова считает эксклюзивом и брендом Осетии. Этим ремеслом мастерица занимается давно. Рукоделием она интересуется с юных лет. Заинтересованность Залины заметила свекровь и отправила ее учиться к известной мастерице Эмме Цаллаговой.

«Моя свекровь работала главным хранителем фонда в музее. Она и познакомила меня с Цаллаговой. Я взяла у нее несколько уроков, узнала азы, а потом уже совершенствовала технику сама», — рассказала Даурова.

После обучения мастерица учила плести осетинские платки детей. Позже у Дауровой появились и взрослые ученицы, а затем она начала давать мастер-классы в различных местах. Сейчас рукодельница работает в художественном училище и обучает мастерству студентов.

Такие платки, по мнению мастерицы, стали снова востребованы среди осетин. Их заказывают и ансамбли, и частные лица. Даурова поясняет, что раньше их надевали на торжественные мероприятия. Носили их молодые девушки и женщины. Пожилые дамы красили платки и накидывали их уже темными.

Платки женщины раньше плели из шелка, который вырабатывали сами же в домашних условиях из коконов тутового шелкопряда. Сейчас этим никто не занимается и «нитки приходится добывать».

«Смутно из детства помню, как мы собирали листья тутовника и кормили этих гусениц. Потом уже из них делали эту нитку. Сейчас такого нет. Нет и нужных качественных ниток в свободной продаже. Поэтому я заказываю по интернету индийский или китайский шелк. Для обучения мы пользуемся доступными нитками: льном, вискозой и т.п.», — поделилась мастерица.

На создание одного платка уходит от одного до двух месяцев. Все зависит от темпа работы и наличия свободного времени. Основное внимание Даурова уделяет орнаменту, который не должен повторяться от платка к платку. Чтобы внести разнообразие, Залина сама или с помощью студентов придумывает орнаменты в национальном духе.

Даурова поделилась, что закончила писать книгу «Художественные ремесла Осетии». По ее мнению, интерес к народным промыслам возрос, чего не было долгое время.

«Я наблюдаю за молодежью и замечаю, что появилось очень много молодых людей, которые повернулись в сторону своих корней, своих традиций и культуры. Они интересуются буквально всем, в том числе и национальными платками. Это, наверное, веяние времени. Интерес к народной культуре растет. Это очень радует», —  сказала Даурова.

 

Карина 15-Хадаева