15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
15°
(Ясно)
44 %
1 м/с
Когда театр становится работой
26.07.2012
09:57
Когда театр становится работой

15 лет назад началась история одного из самых успешных театральных проектов республики. Летом 1997 года студия «Амыран», сформированная из студентов, аспирантов и молодых преподавателей ГГАУ, приступила к подготовке своей первой концертной программы.

Заслуженный артист РСО-Алания, директор студии «Амыран» Дзамболат Сидаков рассказал о театре, о том, что такое счастье и какова цена успеха.

— Как вы попали в «Амыран»?

— Я был студентом 1-го курса, когда впервые увидел выступление «Амырана». Театр, актеры, репертуар — все было таким интересным, необычным. Возник вопрос — а как можно стать частью труппы. В общем, через полгода после создания студии «Амыран» я оказался в ее рядах. До сих пор помню свое впечатление от первых репетиций… Удивили не столько они, сколько доброе отношение всех артистов ко мне, в общем-то, мало знакомому им человеку. Все горели желанием помочь мне в любом вопросе. Доброжелательная атмосфера, сложившаяся в коллективе, — во многом заслуга Таймураза Лазарова, художественного руководителя театра. Именно это искреннее, доброе отношение я ценю на протяжении всех 15 лет.

— Помните свои первые роли?

Меня почти сразу же включили в массовку весьма необычного юмористического танцевального номера. Мы ставили отрывки из пьесы «Усгур Гаци», действие которой перенесли в наши дни. Это и была одна из моих первых ролей. Параллельно меня вводили и в другие номера, но почему-то именно эта роль запомнилась больше остальных.

— По Вашим ощущениям, в чем главное отличие сегодняшнего «Амырана» от студии 15-летней давности?

— Тогда мы шли ко всему интуитивно. Ставили то, что нам нравилось, казалось интересным и актуальным. Спустя 15 лет мы имеем право называться профессиональным коллективом. Так же, как и в 1997-м, набираем в студию молодых ребят, готовим их к работе на сцене. Разница в том, что сейчас с нашими актерами трудятся профессиональные педагоги. Народными танцами занимается Аслан Басиев. За актерское мастерство отвечает Руслан Цагараев, выпускник театрального училища им. Щукина. Есть педагоги по классической хореографии, вокалу. Эти занятия помогают актерам лучше разбираться в тонкостях национального юмора.

— Какие планы у театра?

— Генерация творческих планов — непрерывный процесс. Даже занимаясь делами, никак не связанными с театром, я подсознательно ищу новые решения, свежие идеи. К сожалению, в Осетии нет профессиональных сценаристов, пишущих сатирические и юмористические произведения на родном языке. Мы сами создаем сценарии, придумываем сюжеты. Это самая сложная часть работы. Бывает, что в твоей голове за 15 минут рождается интересная сценка. Порой же ты мучительно обдумываешь её в течение нескольких лет, но ничего путного в итоге не выходит. Но это рабочие моменты…

— Актер, директор театра, молодой ученый… Как Вы это совмещаете?

— Я веду занятия и читаю лекции в ГГАУ. 15-летний опыт актерского мастерства очень в этом помогает. Гораздо свободнее чувствуешь себя с аудиторией в 30 человек, если уже научился общаться с большим залом. В работе со студентами стараюсь уделять внимание нравственному воспитанию. Когда ребята внимательно слушают то, что ты им говоришь, когда ты чувствуешь их заинтересованность — это дорогого стоит.

— Кто сегодня составляет костяк студии?

— Она регулярно пополняется ребятами, у которых нет профессионального актерского образования. Таймураз Лазаров часто говорит: артист должен быть, прежде всего, позитивным человеком, а актерскому мастерству можно научить практически любого. Два года назад мы провели набор в театральную труппу. Ее выпускники уже радуют нас своими инициативами. Они, например, подготовили номер «Пародии на звезд российской эстрады». Эти ребята — будущее театра. В прошлом году был еще один набор. Тогда попробовать свои силы пришли 40 человек.

— Что важнее — строгая дисциплина или полная творческая свобода?

— Полная творческая свобода в рамках строгой дисциплины. Невозможно добиваться больших результатов без определенного порядка. Мы предоставляем артистам полную свободу творческих действий. Каждый человек может и должен показать все, на что он способен. Но строгая дисциплина обязательна. Занятия начинаются и заканчиваются в определенное время. Если артист хорошо поет, этого недостаточно, он должен посещать и уроки танца. Если он хорошо танцует, значит, он должен учиться и пению. «Что хочу, то и делаю» — этот принцип для нас неприемлем.

— Как Вам современная молодежь?

— В Осетии по-настоящему талантливые молодые люди. У нас много — неординарных, способных, разносторонних ребят. Это радует. Но есть и негативные моменты. Под влиянием других культур нравственность подменяется несколько иными понятиями. Культура, традиции, обычаи, обряды, которые дошли до нас от предков, — самое большое богатство. Они настолько разнообразны и интересны, что отказываться от них — все равно, что выбросить слиток золота и подобрать дешевую бижутерию. Эта идея «красной нитью» проходит и через спектакли «Амырана»…

— Вы можете назвать себя счастливым человеком?

— Безусловно. Составляющие счастья очень просты. Вся моя семья жива и здорова. У меня замечательный отец, прекрасные мама, супруга, ребенок… Мне по душе дело, которым я занимаюсь. Добавьте к этому моих друзей и единомышленников. Вот те три кита, на которых держится мое счастье.

— Традиционный для героев noar.ru вопрос: какова формула успеха по Дзамболату Сидакову?

— Я не считаю себя успешным человеком. Могу сказать, пусть это и нескромно, что «Амыран» — это успешный, молодой, творческий коллектив. В тех рамках, в которых существует театр — это несомненный успех. Мы делаем что-то новое, положительное, благоприятное. А секрет успешности театральной студии — в трудолюбии его коллектива.noar.ru