15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
24°
(Облачно)
83 %
1 м/с
Кто вылечит старый усталый рояль?..
24.11.2009
00:20
Кто вылечит старый усталый рояль?..

… Время безжалостно, в том числе, и к музыкальным инструментам. А потому золотые руки мастеров, которые могут вернуть былую чистоту «голоса» расстроенному «вдрызг» «старому усталому роялю» или фортепиано с западающими клавишами, отреставрировать скрипку или виолончель, «вылечить» бережно передающуюся в семье из поколения в поколение, как реликвию, прабабушкину осетинскую гармонику, не перестают быть востребованными и у нас в республике. И не только профессиональными музыкальными коллективами, городскими и сельскими очагами культуры и профильными учебными заведениями системы Минкульта, для которых приобретение новых музыкальных инструментов нынче сопряжено с немалыми финансовыми трудностями. Но и республиканскими музеями, в фондах которых хранятся нуждающиеся в неотложной помощи специалистов-реставраторов старинные осетинские народные музыкальные инструменты, и частными лицами…
Куда же и к кому у нас в Северной Осетии можно за такой помощью сегодня обратиться? Чтобы это прояснить, «СО» связалась и с республиканским Министерством культуры, и с руководством Северо-Осетинской госфилармонии, и с дирекцией Национального музея РСО–А. И получила ответ: специальной структуры, «ведающей» ремонтом и реставрацией музыкальных инструментов, которая выполняла бы такую работу по заказам наших государственных и муниципальных учреждений культуры, в системе Минкульта республики на сегодняшний день нет. Да и частных фирм, оказывающих подобные услуги, в Осетии — тоже единицы.
Одна из них — владикавказское ООО «Фандыр». Как рассказал корреспонденту «СО» его директор Тамерлан Ужегов, сегодня она — практически единственная на Юге России, занимающаяся изготовлением, ремонтом, реконструкцией и реставрацией язычковых музыкальных инструментов: гармоник, аккордеонов, баянов. Делают здесь и струнные осетинские народные инструменты. А открылся «Фандыр» еще в 1990 году. Костяк его специалистов составили мастера, пришедшие сюда из фирмы «Терек», которая в былые, советские годы заслуженно считалась на Северном Кавказе одним из лидеров в сфере производства музыкальных инструментов, в том числе и национальных. И за эти 19 лет профессиональная марка качества «продукции» ООО «Фандыр» обрела известность далеко за пределами Севера и Юга Осетии.
— Мы изготавливали осетинские гармоники по специальным заказам наших национальных диаспор, поступавшим из Краснодара, Москвы, Татарстана, США, Франции, Австралии. Выполняли и госзаказы для республики. А что касается реставрации старинных музыкальных инструментов, то с такими просьбами к нам тоже обращаются часто: «Помогите, эта гармошка — память о маме, о бабушке»… Приносили нам на реставрацию, например, гармоники и 80-х годов XIX века, и начала XX, а как-то привезли такой раритет даже из Турции. Сотрудничали мы в этом направлении и с республиканскими музеями, — рассказывает Тамерлан Солтанович. И тут же невесело констатирует: одна из самых серьезных проблем для этой уникальной в масштабах Юга России фирмы — это проблема подготовки молодых кадров. Сегодня в ее штате 15 специалистов, в том числе 7 ведущих мастеров-профессионалов, основная когорта которых сформировалась еще в советские годы. Эти же мастера-ветераны, отдавшие своей профессии уже по 20–30 лет, и обучают здесь молодежь. Потому что возможности посылать талантливых ребят на курсы повышения квалификации в Тулу, Петербург, Москву, как это практиковалось в республике до перестройки, у «Фандыра» нет — нынче это очень дорого. А из республиканского бюджета никакая поддержка фирме, в том числе и в этом направлении, не оказывается: нет возможностей… «Мы постоянно слышим в свой адрес: «Вы делаете большое и нужное дело». Но сами себя подчас ощущаем, если честно, какими-то вымирающими динозаврами. Уйдут на пенсию наши специалисты — а кто придет им на смену?» — задается вопросом Тамерлан Ужегов.
Есть в республике и другие энтузиасты, занимающиеся в частном порядке реставрацией и ремонтом музыкальных инструментов — народных и «классических». Уже около двух с половиной лет, например, работает в должности реставратора по дереву в штате Национального музея РСО–А известный в Осетии мастер-самоучка, в самом высоком смысле этого слова одержимый идеей возрождения наших старинных национальных музыкальных инструментов — Сослан Моураов. Не менее известно в республике и имя народного артиста Северной Осетии Эдуарда Маркаряна — не только замечательного музыканта, но и скрипичного мастера. Но беда в том, что, как подчеркнул в беседе с корреспондентом «СО» и директор Северо-Осетинской госфилармонии, заслуженный деятель искусств России Ацамаз Макоев, на таких специалистов у нас — острый дефицит, а их подготовкой республика целенаправленно не занимается.
— Это — частники. И в основном уже мастера пожилого возраста. Поэтому такие молодые кадры, конечно, для республики готовить необходимо — но, чтобы посылать их на учебу за пределы Осетии, нужны средства. А с этим — серьезные проблемы… И пока, когда требуются ремонт и реставрация инструментам музыкантов нашей филармонии, мы вынуждены нередко обращаться и к специалистам из других регионов России — например, в тот же Ростов-на-Дону. Так как даже те частные мастера, которые работают у нас в республике, специализируются в основном по ремонту только струнных и отчасти духовых «классических» инструментов, — поясняет Ацамаз Владимирович.
А стоимость подобного заказа, по его словам, может доходить до половины стоимости самого музыкального инструмента, колеблющейся, например, в отношении тех же скрипки, виолончели, контрабаса в среднем от 50 тысяч рублей до 1 миллиона…

Так что потребность в таких кадрах у республики нынче — налицо. И решать ее, как убеждены опрошенные «СО» в процессе подготовки этого материала мастера культуры, надо. Потому что уже сегодня, сейчас ребром встает вопрос: а будет ли завтра и послезавтра кому в Осетии в этой сфере «лиру передать» — не в фигурально-поэтическом, а в самом что ни на есть прямом смысле слова?..«Северная Осетия»