15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
10°
(Ясно)
93 %
2.99 м/с
Марина Уртаева: Важнее делать большие дела в маленьком месте, чем маленькие дела – в большом
04.01.2018
14:36

Преображать, созидать, украшать – творить! Марина Уртаева и Нелли Бигаева — два ярких креативных дизайнера. Они объединили свои силы, таланты и создали дизайнерскую студию «11.19», которая успешно занимается созданием интерьеров для дома и бизнеса, а также дизайном городской среды и различных общественных пространств. Девушки своей работой доказали – Осетия открыта для всего нового и интересного. Одна из участниц творческого тандема – Марина Уртаева, рассказала «15-му Региону» о том, как создавалась студия, и над чем сегодня трудятся молодые дизайнеры.

Марина Уртаева: Важнее делать большие дела в маленьком месте, чем маленькие дела – в большом

— С чего начался ваш путь в сфере дизайнерских услуг? Чем занимались прежде?

— Я увлекалась творчеством с малых лет. Сколько себя помню — всегда рисовала и знала, что в будущем буду заниматься именно искусством в том или ином его проявлении. Поэтому не могу четко сказать, что было «до» и что «после». Увлечений всегда было много: в чем только себя не пробовала, но искусство — оно было в моей жизни всегда. Что касается непосредственно выбора профессии, я разрывалась между фэшн-индустрией и дизайном интерьера.

— Сделав свой выбор, вы серьезно подошли к вопросу образования…

— Да. Так как я была тепличным растением, начала обучение здесь, в Институте моды. Мне повезло с преподавательским составом. Я многому у них научилась, за что очень им благодарна. И все же, после третьего курса я решила, что пора расширять горизонты и убедила в этом родителей. Проучившись в лондонской летней школе, я перевелась в Москву в академию Строганова, где и встретила свою нынешнюю напарницу Нелли Бигаеву.

— Чем вы занялись после окончания обучения?

— Мы занимались и фрилансом, и работали на студию. Я какое-то время работала помощником ректора, преподавала в академии.

— Когда решили вернуться домой?

— Такие мысли появились после знакомства с Тамерланом Засеевым, который и предложил нам вернуться в Осетию. Мы тогда занимались созданием логотипов для большой компании и согласились, конечно, не сразу. Москва для нас была тем городом, в котором нам нравилось работать и в котором хотелось развиваться. Но в какой-то момент мы поймали себя на мысли, что выполняем работу, никак не раскрывающую наш потенциал. Я всегда принадлежала к той категории людей, которые считают, что Осетия слишком тесная для полноценного роста. Но однажды я спросила себя, что лично я сделала для того, чтобы изменить это? Поэтому, взвесив все «за» и «против», мы приняли решение вернуться, спустя 2 месяца после поступившего предложения. И до сих пор ни на секунду не пожалели о своем выборе. Важнее делать большие дела в маленьком месте, чем маленькие дела — в большом.

— В Осетии дела сразу пошли в гору?

— Колоссальная разница. Здесь мы стали стремительно развиваться. Занялись графическим дизайном, интерьером, архитектурой, благодаря чему за год-полтора мы набрались того опыта, который в Москве нереально получить и за пять лет. Нам посчастливилось встретить такого человека, как Тамерлан, которому мы очень признательны за все, что он для нас сделал, как и всем тем людям, которые окружали нас в самом начале пути и помогли нам найти свою нишу в этой сфере.

— Какую нишу вы заняли?

— HoReCa. У нас немало и частных объектов, но все же нам по душе городская среда, общественное пространство.

— Из чего строится дизайнерское решение для того или иного объекта?

— Я думаю, философия любой деятельности, в частности дизайнерской, отталкивается от вопроса: «зачем ты это делаешь?», а уже потом «что ты делаешь?» и «как ты делаешь?». В другом порядке философия не действует.

— Что сегодня в приоритете у заказчика: эстетика или практичность?

— Никто еще не пришел с пожеланием: «мне нужно, чтоб было красиво, а удобство не имеет значения». Я думаю, в нашей деятельности, это взаимосвязанные понятия.

— Вы сотрудничаете с мебельными фирмами или разрабатываете предметы интерьера сами?

— Мы — не дизайнеры мебели, поэтому зачастую сотрудничаем с фирмами, моделируя, адаптируя предметы под общую картину будущего дизайна. Обычно обращаемся к местным фабрикам, которые сейчас развиваются, что не может не радовать. В крайних случаях заказываем в Москве.

— Часто ли ваше профессиональное видение совпадет с видением заказчика? Вам полностью доверяют или самостоятельно продумывают весь дизайн до мелочей?

— Ох, не припомню такого счастливого дня, чтобы нам сказали: «Все в ваших руках» (смеется). А так, бывает по-разному. Бывает, человек просто не может объяснить, что он хочет увидеть в итоге. В таком случае, мы, исходя из пожеланий заказчика, предназначения объекта (то самое «зачем?»), находим самый оптимальный вариант дизайна. Бывает, что видение есть, но оно не самое удачное. Тогда мы корректируем его так, чтобы человек согласился, но при этом был уверен, что это его идея. Это такой маленький психологический прием. Именно поэтому нам больше по душе общественное пространство, там есть определенная концепция. Например, сейчас мы разрабатываем дизайн для грузинского ресторана, одного названия которого достаточно, чтобы в голове уже появился нужный образ. Это очень облегчает задачу. Для частных же объектов нужно, прежде всего, изучить самого человека.

— То есть хороший дизайнер – это, плюс ко всему, хороший психолог?

— Определенно. Это психолог, друг, художник. Широкое мировоззрение просто необходимо.

— Бывают случаи, когда заказчик остается недоволен?

— Конечно, но я понимаю, что причина кроется в изначальном недопонимании. Как я уже говорила, иногда люди просто не понимают, чего они хотят. Мы редко делаем даже два варианта, всю энергию направляем на воплощение одного четкого плана.

— Какой стиль вам ближе?

— Нет определенного стиля, нам нравится сочетать, смешивать разные направления, находить необычные решения. При этом, если вы посмотрите, вы заметите, что во всех наших работах прослеживается некий почерк.

— Приходилось ли вам выполнять объекты в исконном национальном стиле?

— Выполняли несколько объектов в национальном стиле, модернизированном под современные реалии, чтобы работа была привлекательной и для нынешнего поколения.

— Вам поступил заказ даже из далекой Барселоны…

— Да, это кафе-бар на побережье, который к лету уже будет готов принять первых посетителей.

— Сколько объектов уже реализовано непосредственно в республике?

— 10 уже действующих коммерческих объектов и один частный дом. В процессе — около семи коммерческих и семи частных объектов.

— Сколько времени уходит на объект?

— По-разному. На согласование, эскизы, разработку уходит две недели. Скорость исполнения зависит, опять же, от заказчика.

— Есть работы, которыми вы гордитесь и можете смело сказать: «Вот тут все безупречно»?

— Безупречных работ нет. Всегда есть то, что можно было бы сделать лучше, потому что ты растешь, развиваешься, и сегодняшнее «я» уже чуточку опытнее, профессиональнее вчерашнего. И это очень хорошо. Мне кажется, когда я дойду до «совершенства» — это будет стоп, конец. Даже Микеланджело на закате лет говорил, что ему есть, куда расти. Что касается работы, которой я горжусь, сейчас это «Dendrarium». Сужу по отзывам. Мне нравится, что он получился таким универсальным отдельным мирком.

— Что значит «11.19»?

— Мы с Нелли изначально не собирались брать название, характерное для дизайнерской студии. Нам хотелось, чтобы оно отображало наш союз. «11.19» очень символичные цифры для нас, во-первых, потому, что 1 и 19 это числа наших дней рождения, во-вторых, потому что 1 — это начало, это я, потому что я умею начать, а 9 – это итог, это Нелли — она умеет завершить начатое.

— Что самое сложное в вашей профессии?

— Наверно, не перегореть. Не может быть такого, что до семи вечера ты дизайнер, а после и до утра — нет. Меняется ход мыслей: ты дизайнер всегда и везде. И в таком ритме очень сложно, но очень важно сохранить некую легкость. Уставший человек созидать не может.

— Бывает, что вы с напарницей расходитесь во мнениях?

— О да. Мы обе — сильные личности, поэтому со стороны это выглядит как конфликт двух итальянцев. Такой накал страстей, что готовы закидать друг друга камнями (смеется). Мы действительно ругаемся, я не шучу. Можем не разговаривать друг с другом. Но со временем мы научились уступать, признавать правоту друг друга. Когда она оказывается права, я понимаю и радуюсь тому, что научилась чему-то новому и наоборот. Сейчас, из-за большого количества проектов, мы разделились: что-то курирует она, что-то — я. Но, когда наши взгляды сталкиваются, из этих столкновений всегда рождаются, не побоюсь этого слова, гениальные идеи.

— Откуда черпаете вдохновение?

— Его можно найти во всем: в красивой музыке, в интересной истории, в хорошем кино. В Англии нас учили ни в коем случае не вдохновляться дизайнерскими работами, говорили: «Вдохновляйтесь биологией, машинами, стихами, чем угодно, но не интерьером». Это ограничивает до практического плагиата. Мне нравится путешествовать, это здорово способствует вдохновению: наблюдение за людьми, знакомство с новыми культурами.

— Если это музыка, зависит ли ее жанр от заданного объектом настроения?

— Я — жуткий меломан. В моем плей-листе можно найти все: от классики и до Led Zeppelin. Бывает. Иногда даже во время работы включаем музыку и всей командой «пропитываемся» вдохновением. Это не описать словами, это сумасшедший мир, который нужно видеть своими глазами (смеется).

— У вас есть хобби? Как вы отдыхаете, отвлекаетесь от работы?

— Работы сейчас столько, что в редкие свободные часы мне просто хочется лежать овощем (смеется). Если же говорить о чем-то существенном, то я увлекаюсь живописью, пишу маслом. Как я уже говорила, очень люблю путешествовать, вдохновляться сменой обстановки. Как видите, даже мой отдых тесно связан с моей работой, поэтому могу сказать, что моя работа и есть мое хобби.

— Не возникало желания все бросить?

— Возникало. Буквально вчера…и на прошлой неделе тоже (смеется). Это шутка. Но такие мысли нет-нет, да и посещают, конечно. Когда устанешь, смотришь на своих сверстниц, которые счастливы в своем маленьком уютном мире, по-доброму завидуешь и думаешь: «Ну чего тебе-то на месте не сидится?»

— То есть, вы не счастливы?

— Знаете, моя деятельность это ведь не только творческий процесс, это еще и большая ответственность, перед заказчиком, командой, арендодателем и т.п. Но, мне кажется, я даже без этого стресса долго существовать не смогу. Поэтому могу сказать, что я тоже счастливый человек, потому что, несмотря на все сложности, занимаюсь любимым делом. А как говорится, кто счастлив — тот и прав.

— Профессия мешает личному пространству?

— Когда я только начинала свой путь, у меня на первом месте стояло деловое развитие, на втором — деловое развитие и на третьем — деловое развитие. И я считаю это правильным. Когда у тебя есть определенная цель, распыление энергии мешает ее достижению. Сейчас я могу сказать, что не мешает.

— Жизненное кредо?

— Жизненное кредо — проводить каждый день, созидая, принося какую-то пользу. Нас двоих очень угнетает бессмысленность. Даже бессмысленный диалог может ввести в состояние некой духовной стагнации.

— Поделитесь ближайшими планами.

— В первую очередь, конечно, необходимо упорядочить командную работу, наладить четкий и слаженный механизм. А уже потом планируем открыть свой шоу-рум, и, пожалуй, самая заветная цель это ведение курсов. Мне кажется, это отличный вариант для молодых людей, которые не знают, чем себя занять. Очень часто бывает так, что у человека потрясающий вкус, но он не умеет плодотворно этот дар использовать.

— То есть, дизайнерами рождаются? Привить это невозможно?

— Отнюдь. Научиться можно всему, особенно в наш век информационных технологий. Стоит только захотеть.

— Как семья относится к частым разъездам?

— Они уже смирились (смеется). Мои родители — это мои большие друзья. Даже когда несколько лет назад моя профессия казалась чем-то несерьезным и бесперспективным, они все равно поддерживали и верили в меня. Я безмерно им благодарна за это.

— Столица или родина?

— Смотря, о чем идет речь. Если о работе, то, простите за сленг, но это невероятный «кайф» — делать что-то полезное для своего города, и пока это в наших силах — мы будем здесь. Что касается досуга — я выберу Москву. Мне нравится ее ритм, он лечит от мыслей.

— Какой совет вы дали бы будущим дизайнерам?

— Я бы хотела сказать всем будущим специалистам, не только дизайнерам — не бойтесь рисковать и не слушайте людей, который «исходя из своего опыта» будут вас отговаривать. Лучше упасть, обжечься и понять, как и почему поступать не стоит, чем даже не попытаться претворить свою мечту в жизнь, а потом всю жизнь жалеть и винить в этом тех самых людей, которых вы когда-то послушали. 4 года назад мы сидели в кофейне в смешных шапках и строили грандиозные планы, а сегодня мы встречаемся с президентом Южной Осетии, показываем наши эскизы и даже не робеем. Я не знаю, откуда в нас была такая отвага и уверенность, но я очень рада, что тогда мы не стали следовать советам, что «нужно 5 лет проработать в студии, набраться опыта знаний, а уже потом открывать что-то свое».

— Спасибо за приятную беседу и успехов Вам!

Элина 15-Хутиева