15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
17°
(Облачно)
36 %
4 м/с
Моя задача – сделать Осетинский театр процветающим!
08.02.2010
18:23
Моя задача – сделать  Осетинский театр процветающим!

Он еще молод, энергичен, подтянут. Похож на успешного бизнесмена и не менее успешного актера в одном лице. Может быть, это именно тот человек, в котором давно нуждался театр, кого ждали,— и вот он пришел. Знакомьтесь: Казбек Соломонович ГУБИЕВ — народный артист РСО-А, художественный руководитель Северо-Осетинского драматического театра им. В.Тхапсаева.

Зрителям он знаком по любимым многими главным ролям в спектаклях «Чепена», «Фёныкгуыз», «Цола» и т.д. Его приход на должность не случайность, а скорее закономерность. Ведь прежде он отслужил в театре почти 30 лет и знает о нем все и всех, начиная с привратника и заканчивая особенностями конструкции крыши. Более того, он был одним из первых в России, кто организовал в 90-х свой собственный антрепризный театр, который имел колоссальный успех. Спектакли «Моя теща», «Сау лёппу», «Ирёттё» собирали полные залы. Может быть, именно поэтому не случаен и нынешний успех постановок Осетинского театра, о которых говорят повсюду.
Сегодня мы в гостях у Казбека Соломоновича и беседуем с ним о прошлом и будущем вверенного ему «храма искусств».

— Расскажите, как начинался Ваш антрепризный театр?

— Помните 90-е? Тогда проблемы были у всех. В том числе и у актеров. Что такое 4 рубля за выход? Когда не на что кормить семью, одними аплодисментами сыт не будешь. Тогда я и задумал это дело. Начиналось все сложно. Пытались палки в колеса вставлять, но со временем раскрутилось. Мы начали зарабатывать неплохие деньги. И не смущались этим, потому что это был результат нашего труда, который себя оправдывал. Зритель шел на спектакли с удовольствием. Помнится случай, когда из-за отсутствия свободных мест во время спектакля «Моя теща» поломали стекло в фойе, пришлось вызывать конную милицию. Более того, театр стал своеобразным экспериментальным полигоном для поиска новых форм, реализации актерских мечтаний.

— Что, по-вашему, стало главной причиной успеха?

— Высокая самоотдача и реклама! Этот же подход к делу есть составляющая успеха и сегодня. Заметьте, наша реклама повсюду — на ТВ, в газетах, на радио. Замечательная вещь — баннеры. И еще, колоссальная работоспособность нашего коллектива, которую я поддерживаю сам и требую от других. Нужно понимать, что никто и ничего для нас просто так делать не будет. Актеры получают премии в зависимости от самоотдачи, и это справедливо.

— Подозреваю, что организованность и дисциплина — результат Вашей спортивной закалки. Я знаю, что вы мастер спорта по вольной борьбе, и достигли недюжинных результатов в восточных единоборствах…

— Бесспорно, спорт кует характер. Сколько я себя помню, ни дня не оставлял занятия спортом. Даже когда учился и работал. Это помогает в любом деле.

— Всего два месяца, как Вы вступили в должность, за это время при полных залах прошли премьеры «Мё усы лёг», «Провинциальный анекдот», «Новогодняя сказка», концерт «Ирётты бёрёгбон», бенефис Сурена Хугаева. Это ваша заслуга?

— Соглашусь без ложной скромности. Другое дело, это результат еще и дисциплины, которую я требую, и труда всего нашего коллектива.

— Из чего вы исходите, когда делаете выбор, что ставить? Важнее коммерческий результат или идея сценария?

— И то и другое. Поймите, для того, чтобы ставить качественный сценарный материал, нужны деньги. Мы, наконец, стали зарабатывать их, и можем позволить себе такие шедевры, как «Ричард III», Ромео и Джульетта», в планах также «Фатима», «Ханума» и др.

— Как вы оцениваете уровень современных отечественных драматургов?

— Конечно, есть талантливые ребята, но чаще приносят такие пьесы, что не только ставить, и читать их не хочется. Агрессивность и косный язык никак не оправдывают даже сулящий прибыль сценарий. Я считаю, на нас лежит огромная ответственность. Мы обязаны культивировать в зрителе высокие образцы речевой и поведенческой культуры. Осетины испокон веков славились именно тем, что мы называем «Ёгьдау». А чистота осетинской речи оставляет желать лучшего, и мы должны по мере сил исправлять эту ситуацию.

— Поэтому вы предпочитаете работать с классикой?

— И по этой причине тоже. Хотя, я думаю, у нас уже подрастают будущие классики жанра.

— Кто из молодых авторов Вам нравится больше?

— Интересен Асахмат Айларов. Он уже имеет успех. Я собираюсь организовать Круглый стол с драматургами и режиссерами с тем, чтобы как раз и обсудить вопросы и проблемы нашего сотрудничества.

— Вы привлекаете молодежь?

— Обязательно. Мы ищем таланты везде. К примеру, на роль Джульетты мы утвердили студентку актерского отделения нашего университета. А ведь эта роль для многих остается мечтой…

— Даже в крупных театрах за такие роли бывает и до драк доходит. Вы как-то регулируете эти вопросы?

— В нашем театре практически нет незанятых актеров. Ну, а что касается таких ролей, то не могу же я роль Ромео отдать заслуженному, но преклонного возраста актеру… (Улыбается.)

— Осетинский драматический театр — один из главных очагов культуры республики. В чем Вы видите его главную задачу?

— В республике, я считаю, два таких института. Мы и ансамбль «Алан». Наша задача — поднимать культурный и духовный уровень. Все лучшее, что есть у нас в нравах, традициях, укладе жизни должно отображаться на сцене. Это важно для сохранения языка, для развития нашего самосознания. И это нужно молодым. Вы же видите, что творится сегодня на центральном ТВ, в интернете и т.д. На этом фоне важно показать другие образцы поведения, истинные нравственные ценности. У меня два сына. И я, как отец и как руководитель, очень заинтересован в этом.

— Этот год для театра знаменательный — 75 лет со дня основания. Что бы Вы пожелали театру в юбилейном году?

— Хочу пожелать всему коллективу, чтобы было здоровье, счастье в семьях и чтобы театр, в котором они служат, процветал и достиг не только высот времен великого Тхапсаева, но и вышел на европейский и мировой уровень. И моя задача — добиваться этого всеми силами, которые у нас есть!

Краткая автобиографическая справка: Казбек Соломонович ГУБИЕВ родился в 1957 году в г. Беслане. Учился в школе №1. В 1980 году окончил Щукинское училище, после чего вернулся на Родину и с тех пор бессменно служит в родном театре. В 2007 году получил квалификацию режиссера драмы. Имеет многочисленные награды за верность искусству и многолетний добросовестный труд. Женат, отец двух сыновей.Тамара Дзутцова, «Владикавказ»