15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
16°
(Облачно)
25 %
4 м/с
Наместника разжаловали до насельника
16.01.2012
16:35
Наместника разжаловали до насельника

На минувшей неделе стало известно, что наместник Свято-Успенского аланского мужского монастыря архимандрит Антоний (Данилов) был окончательно отстранен от своей должности и стал рядовым насельником. Это решение не вызвало повторения протестных выступлений монастырской паствы. В то же время едва ли можно говорить о том, что ноябрьская скандальная история забылась до конца.

Новым наместником аланского монастыря по указу архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы назначен иеромонах Стефан (Дзугкоев), который является духовным чадом архимандрита Антония. Решение о его отстранении было принято еще в ноябре прошлого года одновременно с инициативой о его переводе в Дагестан. С тех пор исполняющим обязанности наместника был отец Стефан. Однако после публичных выступлений прихожан монастыря и ходатайства руководства республики, повлекших отмену кадрового решения владыки Зосимы, восстановления Антония в статусе наместника обители не произошло. 5 января архиепископ вручил иеромонаху Стефану указ о его назначении исполняющим обязанности наместника фиагдонского монастыря.

Это событие вызвало очередную волну недовольства со стороны прихожан аланской обители, хоть на сей раз и не повлекло за собой каких-либо массовых протестных выступлений.

«Мы все понимаем, чьей заслугой является не только создание данного монастыря, но и распространение монашества на территории Северной Осетии. Мы надеялись, что архиепископ Зосима учтет это и услышит нас. Однако этого не произошло», — сказал представитель инициативной группы верующих, настаивавшей на том, чтобы отца Антония оставили в республике.

Собеседник «15-го Региона» также отметил, что поведение архимандрита в данной ситуации более, чем корректно. Надо отметить, что прямых заявлений по этому кадровому решению не последовало ни от архиепископа Зосимы, ни от архимандрита Антония.

Его духовные чада, однако, не желают мириться с происходящим. Недавно они выступили с открытым письмом к православным христианам Северной Осетии, в котором предложили создать новую общественную структуру «Совет православных христиан Северной Осетии». По их мнению, это необходимо для сохранения христианства и мира в республике. Согласно содержанию письма, одной из основных причин бед верующие видят недостаток в Осетии настоящих «пастырей христовых».

«Мы, неразумные дети, обращаемся к тем, кто по зову Иисуса Христа или своему разумению принял сан священника и стал называть себя пастырем: «Покажите, где ваша истинная, живая, горячая вера?! Где ваши проповеди, воспламеняющие любовь и победную силу Христианства?! Где ваш личный пример честности, простоты, скромности, беззаветного служения людям, готовности к самопожертвованию и подражанию Христу?!» — отмечается в обращении.

И хотя формально верующие обращаются ко всем священнослужителям благочиния, в нем прослеживается однозначный намек на правящего архиепископа.

Предполагается, что в новообразованную структуру войдут 12 «истинно верующих и наиболее авторитетных представителей православного народа», правда, содержание данных критериев в письме не обозначено.

Вместе с тем, в православной общественности республики существуют и противники столь радикальных мер. Блогер Мадина Сагеева, которая является прихожанкой женского монастыря, отметила, что считает отстранение отца Антония от послушания наместника монастыря приемлемым компромиссом между епархией и священнослужителем, позволяющим РПЦ «сохранить лицо». По ее словам, сам факт того, что батюшку оставили осетинской пастве — беспрецедентный.

«В России, оказывается, был не один случай, когда паства не хотела отпускать своего батюшку, однако ни разу до сих пор им не удавалось добиться своего. В Осетии же это случилось, что говорит о том, что в епархии понимают, какой удар по православию в Осетии может быть нанесен непродуманными управленческими решениями», — сказала госпожа Сагеева.

Решение об оставлении в республике отца Антония она видит рациональным, так как вокруг этого священника собираются не только люди старшего поколения и пережившие жизненные беды — традиционные прихожане монастыря, но и активная, успешная молодежь. По ее словам, отец Антоний сделал очень многое, чтобы его искренне любили и заслужил остаться рядом со своей паствой. Статус, в котором он будет находиться в Северной Осетии, по ее мнению, не самое важное. Кроме того, она считает, что это не самое главное и для него самого.

«Карьера — не главное в жизни этого священнослужителя. Но я понимаю опасения его чад, которые наверняка полагают, что будет еще легче принимать новые непопулярные решения в отношении отца Антония в статусе обычного насельника монастыря», — сказала известный североосетинский блогер.

Мадина Сагеева считает, что точку в конфликте способно поставить только руководство епархии. По ее мнению, все ждут от архиепископа Зосимы «таких шагов, на которые не способен простой смертный».

«Неправильно сводить этот конфликт к каким-то нормам церковной иерархии, — сказала она. — Для меня лично это, в первую очередь, вопрос справедливости. Церковь по определению — это правда, справедливость, доброта, всепрощение. Она обязана оставаться такой, иначе начнется массовый исход людей из православия, потому что мы приходим не в структуру, где, как нам говорят, «строже, чем в армии», а к Богу, который любит и прощает своих детей и дает им то, в чем они нуждаются», — полагает Сагеева.

Говоря о карьере архимандрита Антония, в пресс-службе епархии отметили, что он знал о том, что в управлении делами Московской Патриархии он рассматривался как возможный кандидат на «рукоположение во епископа». Речь шла об архипастырском служении в будущем в одной из центральных российских епархий.

«Не секрет, что одновременно обсуждалась возможность учреждения викариатства в Дагестане — в случае реализации данной идеи о. Антоний становился одним из кандидатов на должность викарного епископа», — пояснили в пресс-службе епархии.

На это представители паствы отца Антония привели пример. Они напомнили, что владыка Марк, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский, — одна из авторитетнейших фигур православной церкви, сам рассказывал о том, что трижды отказывался от «повышения» до сана епископа.

Завершая обсуждение сложившейся проблемы, представители Владикавказской и Махачкалинской епархии также отметили, что причин для повторения публичного недовольства нет ввиду того, что решение о направлении отца Антония в Дагестан было отменено. По их словам, церковная жизнь в епархии постепенно входит в нормальное русло.

«Но в тоже время нам всем надо быть внимательными, чтобы не допустить дестабилизации общественного спокойствия под воздействием различного рода деструктивных сил. На нас всех лежит ответственность за сохранение церковного мира и общественного спокойствия», — отмечают в епархии.

Тем временем все опрошенные «15-м Регионом» по данной тематике, кроме представителей епархии, сходятся во мнении, что в православной Осетии существует определенный раскол. Инициаторы создания Совета православных уверяют, что «не пытаются выяснять, кто из пастыреначальников прав или виноват в сложившейся ситуации, а хотят лишь помочь мирно прекратить эту губительную для всей республики смуту, развернувшуюся из-за отсутствия среди церковных начальников представителей христианской общественности осетинского народа».

В самой епархии, впрочем, считают, что церковная жизнь в Осетии входит в нормальное русло. Также отмечается, что отношения между епархией и руководством республики проходят определенное испытание на прочность.

«Вместе с тем ситуацию не стоит драматизировать. Епархия заинтересована в выстраивании конструктивных взаимоотношений с руководством Северной Осетии, равно как и с руководством всех входящих в ее состав республик. Убеждены, что доброе соработничество светской власти и церкви является важным условием общественного мира и согласия», — отмечают в пресс-службе епархии.

В ближайшее время станет известно, поддержит ли православная общественность инициативу создания вышеупомянутого Совета православных, и как эту инициативу интерпретируют и примут во Владикавказской и Махачкалинской епархии.
Тамара 15-Бигаева