15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
22°
(Облачно)
73 %
2 м/с
Не расстанусь с Комсомольцем!
21.07.2011
17:27
Не расстанусь с Комсомольцем!

Когда-то Северная Осетия заслуженно гордилась титулом одного из самых «кинофицированных» регионов бывшего СССР. Только стационарных киноустановок в городах и селах нашей республики работало в предперестроечные годы, ни много ни мало, 157, и это не считая передвижных… Все резко изменилось с приходом эпохи «дикого рынка», под напористым натиском которой рухнула в стране старая, советская система кинофикации и кинопроката. В «лихие 90-е» кинотеатры по всей России, отпущенные «без руля и ветрил» в свободное плавание по штормовому морю новых экономических реалий, разорялись, ветшали, банкротились, за гроши уходили «с молотка», в массовом порядке перепрофилировались под мебельные салоны, бутики и казино.

Удержаться на плаву за эти двадцать лет сумели очень немногие из них. В том числе и в нашей республике. В конце 80-х годов во Владикавказе (тогда еще Орджоникидзе) действовали 8 кинотеатров, и ни в одном из них зрительные залы не пустовали. На сегодняшний день статус кинотеатра (именно кинотеатра, а не киноконцертного зала) из них сохранили всего три. Два частных — «Терек» и «Дружба — XXI век». И — Государственное унитарное предприятие Министерства культуры и массовых коммуникаций РСО–А «Кинотеатр «Комсомолец».
У этого двухэтажного старинного здания на проспекте Мира,23 интереснейшая история и сложная судьба. «Комсомолец» — не просто памятник культуры федерального значения. И не просто один из самых ярких «самоцветов» в «короне» достопримечательностей старого Владикавказа. Это один из старейших действующих кинотеатров России и ближнего зарубежья, отмечающий в нынешнем году 104-летие со дня своего открытия. А само его здание — еще старше. Построено оно было на Александровском проспекте в 1887 году и принадлежало на правах частного особняка состоятельной жительнице Владикавказа Александре Аксеновой. В 1907 году домовладелица сдала его в аренду прославленной французской кинокомпании «Братья Пате», решившей открыть в столице Терской области один из своих синематографов. Дела у французов пошли бойко: в 1911 году фирма пристроила к особняку отдельное помещение, специально приспособленное для кинопоказов — так называемый «большой зал». Тут же, в подвале, размещался популярный у владикавказских «светских львов» ресторан «Сан-Ремо»: в его помещении до сих пор сохранилась чаша бившего здесь когда-то фонтана…
После Октябрьской революции кинотеатр «Пате» был национализирован. А с 1923 года сменил и название. Сначала — на безликое «Гос.кинотеатр № 2». Потом — на «Сов.Кино № 2». Потом — на «Горец». И, наконец, в апреле 1935 года на его фасаде появилась вывеска с названием «Комсомолец».
Это был один из самых посещаемых кинотеатров в столице республики. В том числе и благодаря своему особому статусу: «Комсомолец» специализировался на показах детского и юношеского кино. Здесь на протяжении десятилетий велась большая и разносторонняя просветительская работа с юным зрителем, проводились кинолектории, встречи молодежи с республиканскими и российскими мастерами кино, тематические абонементные кинопоказы, рассчитанные на самую широкую аудиторию: от непоседливых дошколят, которых мамы и бабушки водили сюда «на мультики», до старшеклассников и студентов. Кинотеатр очень тесно сотрудничал со школами, домами пионеров, республиканскими творческими союзами…
С приходом рыночных реформ для него наступили непростые времена — как и для других кинотеатров Владикавказа. Об острых проблемах «Комсомольца» — ремонтных и финансовых — не раз писала и «СО». Выживать ему становилось все труднее. Набежали серьезные, исчисляющиеся сегодня несколькими десятками миллионов рублей долги перед налоговыми службами и коммунальщиками. Резко сократился и приток зрителей, избалованных за последние годы тем комфортом, который предлагают им конкуренты «Комсомольца» — частные владикавказские кинотеатры, где к услугам публики сегодня и кинопоказы в режиме 3D, и мягкие современные кресла, и возможность скоротать время перед сеансом в уютном кафе, за коктейлем и вазочкой с мороженым…
Итог оказался печальным и, увы, закономерным: рынок слезам не верит. В начале прошлого, 2010 года из-за сложной финансовой ситуации в «Комсомольце» деятельность кинотеатра была временно приостановлена. Что тут же породило целый «девятый вал» слухов и домыслов о его судьбе. Самых разных: и что якобы на его статусе ГУПа уже поставлен жирный крест, и что кинотеатр уже банкротят, и что вскоре он будет продан новому частному владельцу и перепрофилирован то ли под ресторан, то ли под очередную «элитную» торговую точку, коих немало открылось за последние годы на проспекте Мира… Ситуация с «Комсомольцем» даже рассматривалась на одном из заседаний парламента республики.
–Эти домыслы — не более чем домыслы. Статус ГУПа у кинотеатра остается прежним. Не идет сегодня и речь о том, чтобы как-то изменить его. И, несмотря на то, что проблем у нас, конечно, очень много, свет в конце тоннеля есть. Есть перспективы их решения. Есть новые интересные планы на будущее. Мы не сдаемся, работаем. А самое, наверное, главное — то, что есть у нас свой зритель, который по-прежнему верен «Комсомольцу», — сразу же подчеркнул в беседе с корреспондентом «СО» новый директор кинотеатра Алан Тебиев, за чьими плечами — не один год работы в должности главного инженера Департамента кинематографии Минкульта РСО–А. К своим новым должностным обязанностям он официально приступил в феврале, а с 15 апреля, после перерыва длиною в год, в малом зале «Комсомольца» возобновились регулярные кинопоказы. — Конечно, если говорить о коммерческом кинопоказе, то здесь мы сегодня по понятным причинам — не конкуренты ни «Тереку», ни «Дружбе». Но такую цель перед собой, собственно говоря, и не ставим. Политика у «Комсомольца» всегда была несколько иная: «удерживать баланс» в своем репертуаре между так называемым коммерческим кино, кино для массового зрителя и фильмами, рассчитанными на тех, кто приходит в зрительный зал за серьезной, качественной пищей для души, ума и сердца. А не просто для того, чтобы отдохнуть, развлечься и полюбоваться на экране головокружительными компьютерными спецэффектами… И мы смеем надеяться: решать эту задачу нам сегодня удается.
… Доказательства? Пожалуйста. «Комсомолец» распахнул свои двери перед зрителями после годичного простоя три месяца назад. И за это время здесь уже подарили «путевку в жизнь» целому «букету» интересных и необычных творческих проектов. Среди них — и приуроченная к 9 Мая «Неделя трофейного фильма», и проходившие здесь в апреле-мае тематические показы лент из «золотого фонда» советского и мирового военного кино, на которые ветераны Великой Отечественной, по давней традиции «Комсомольца», приглашались бесплатно. И «Неделя польского кино», проведенная кинотеатром в начале июня в «тандеме» с национально-культурным обществом «Дом польский» и при поддержке республиканского Министерства культуры и массовых коммуникаций… Этот проект, о котором уже писала «СО», получил по-настоящему широкий резонанс в кругах владикавказских «киногурманов». И теперь сотрудничество «Комсомольца» с республиканским общественным движением «Наша Осетия», которому он положил успешное и весьма многообещающее начало, будет продолжено.
— В планах у нас — проведение аналогичных Недель игрового осетинского и грузинского кино, — оживленно, с блестящими глазами рассказывает менеджер «Комсомольца» по репертуару Алина Акоева. — Кроме того, «запущены» кинотеатром еще два новых просветительских проекта. Во-первых, это проект под названием «Докер». Каждый вторник в его рамках у нас проходит нечто вроде заседаний тематического киноклуба: бесплатные документальные кинопоказы с последующим их обсуждением зрителями. Это и классика мирового и российского документального кино, и ленты наших, осетинских режиссеров. «Докер» представил зрителям Владикавказа уже около 50 таких картин. Второму проекту мы дали название «Разночтения». Если коротко, то его цель — познакомить зрителей республики с традициями литературных экранизаций, наработанными в кинематографических культурах разных стран. Причем, познакомить на примерах хороших, талантливых фильмов, в основе сценариев которых лежат одни и те же литературные сюжеты. А еще одна задача «Разночтений» — ненавязчиво повернуть молодого зрителя «лицом» к книге, к хорошей литературе. Классической и современной.
…Планирует руководство «Комсомольца», кроме того, провести на базе кинотеатра большой фестиваль мультфильмов и фестиваль игрового короткометражного арт-хаусного кино. Проводятся здесь, еще по одной давней доброй традиции, и благотворительные киносеансы для детей-инвалидов и ребят из социально незащищенных семей. Тесно сотрудничал этим летом «Комсомолец» также с владикавказскими пришкольными летними лагерями (к слову, по «ну очень смешным» расценкам: всего-то… 20 рублей за детский билет). Кстати, доля детских сеансов в сегодняшнем репертуаре кинотеатра составляет более 30%.
— Так что свой статус кинотеатра с «детско-юношеской» специализацией мы сохраняем. Более того: в наших задумках на перспективу, которые одобрил и республиканский Минкульт — создание на базе «Комсомольца» современного детско-юношеского культурно-просветителского киноцентра. Где работали бы творческие кружки по обучению талантливой детворы основам документального, игрового и анимационного кино, постоянно действующий кинолекторий, музей истории осетинского кинематографа — и, естественно, были бы задействованы на полную мощность оба наших зрительных зала. Именно в стенах такого киноцентра могла бы разместиться, наконец, и республиканская синематека, проект создания которой во Владикавказе был инициирован в свое время Московским государственным музеем кино и его директором, давним и большим другом Осетии Наумом Клейманом… Первый шаг к осуществлению этих замыслов мы уже сделали: очень надеемся, что с сентября в «Комсомольце» заработает детская творческая фотостудия — и, возможно, кружок юных мультипликаторов. Сейчас ведем переговоры с преподавателями, — продолжает вдохновенно делиться задуманным Алан Тебиев. И тут же грустно улыбается:
— Но все упирается в то, что кинотеатру остро нужны капитальный ремонт и реконструкция. А они требуют очень и очень серьезных финансовых вложений.
… И это еще деликатно сказано. Сегодня «Комсомолец» — уникальный, бесценный памятник истории российского кино и владикавказской архитектурной старины (занесенный, между прочим, в реестр охраняемых государством объектов культуры федерального значения) — являет собой не просто «душераздирающее зрелище», как грустно говаривал небезызвестный литературный и мультяшный персонаж, а зрелище (будем прямо называть вещи своими именами), от которого делается горько, больно и стыдно. Обветшалый, давно не знавший прикосновения мастерка штукатура и малярной кисти фасад — облупившийся, весь в грязных разводах сырости и трещинах. «Тронутые» грибком и все той же вездесущей сыростью стены фойе и служебных помещений. Протекающие потолки. Не работающая уже несколько лет система отопления… Требуют полной замены и прочие инженерные коммуникации здания. Давно закрыт для посетителей и большой зал кинотеатра — тот самый, отмечающий в этом году свое 100-летие. Здесь надо менять кровлю, перекрытия, полы, укреплять несущие конструкции стен… В общем, о капремонте в «Комсомольце» кричит все — от крыши до подвалов, хотя персонал кинотеатра, как может, старается поддерживать в его помещениях порядок и уют. Мечтают тут и о том, чтобы возвести во дворе пристройку к зданию, где могли бы разместиться те же детские творческие кружки — благо, территория позволяет. Однако и на это нужны средства. И немалые.
В свое время, около десяти лет назад, на капремонт «Комсомольца» уже составлялась проектная смета, «уложившаяся» тогда в 13 млн рублей. Но она, увы, так и осталась на бумаге… С тех пор много воды утекло — и средств на капитальные ремонтно-реконструкционные работы в здании кинотеатра требуется теперь, понятно, в разы больше. По разным предварительным прикидкам, от 60 до 160 миллионов рублей. У республики таких денег, во-первых, нет. А во-вторых, республиканский бюджет просто юридически не имеет права взвалить на свои плечи финансовую заботу о «Комсомольце» — ведь он по своему статусу не бюджетное учреждение культуры, а ГУП. Минкульт Северной Осетии «поддерживает рублем» лишь творческие мероприятия, которые проводятся им в «тандеме» с кинотеатром. И за эту неравнодушную поддержку руководство «Комсомольца» ему искренне благодарно.
А самому зарабатывать «живую копейку» кинотеатру, где стоимость самого дорогого билета на вечерний сеанс — всего 100 рублей, очень непросто. Особенно с учетом того, что надо еще и покрывать старые долги. «Если бы у нас работал большой зал, мы бы сумели выйти из сложной финансовой ситуации», — подчеркивает Алан Тебиев. Тем более что идут навстречу кинотеатру сегодня и столичные кинопрокатные организации, предоставляющие ему фильмокопии на льготных условиях. Нашлись уже в Москве и Петербурге и фирмы, представители которых, побывавшие в «Комсомольце», выразили готовность поставить ему по льготным расценкам современное цифровое оборудование для кинопоказов. Но это, опять-таки, когда в кинотеатре будет проведен капремонт…
–Кинотеатр «Комсомолец» — памятник культуры федерального значения. Но при этом — собственность республики. И шаги, направленные на его возрождение, республикой сегодня предпринимаются, этот вопрос ни в коем случае не пущен на самотек, — подчеркнула в беседе с корреспондентом «СО» министр культуры и массовых коммуникаций РСО–А Фатима Хабалова. — Совместно с Комитетом по охране и использованию культурного наследия Северной Осетии нашим министерством сейчас готовится заявка на будущий, 2012 год, цель которой — добиться финансирования реконструкционных работ в «Комсомольце» в рамках федеральной целевой программы «Культура России». И мы серьезно надеемся здесь на поддержку Москвы. Кроме того, постараемся предусмотреть в 2012 году отдельной строкой средства на разработку проекта реконструкции кинотеатра в республиканской инвестиционной программе.
На сегодняшний день наиболее оптимальным вариантом функционирования «Комсомольца» мы считаем такую форму, как частно-государственное партнерство. И было бы, конечно же, логично привлечь к возрождению и развитию кинотеатра также частные инвестиции. В этом направлении тоже ведется работа. Но хочу подчеркнуть: здание «Комсомольца» — это государственная собственность. Никто его никому не продавал и продавать не собирается. Не говоря уже о том, что это объект, который просто никогда бы не удалось продать латентно…

Очень хочется надеяться и верить: в многострадальной судьбе «Комсомольца» действительно грядут добрые перемены. А еще хочется обратиться к республиканским меценатам: неужели не найдется никого, кто подставил бы плечо кинотеатру своего детства? Расположенному, помимо всего прочего, в центре проспекта Мира, в полушаге от гостиницы «Империал», где останавливаются высокие гости Осетии — от федеральных чиновников, облеченных громкими должностями, до российских и мировых музыкальных звезд. Останавливаются — и сразу же получают наглядное представление о том, как Осетия лелеет и бережет свое культурное наследие…
Е. Толоконникова, «Северная Осетия»