15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Облачно)
100 %
1 м/с
Образовательные киоски – закрывать?
04.03.2010
17:11
Образовательные киоски – закрывать?

Разговоры о том, что число вузов в России надо сокращать, идут на государственном уровне уже достаточно давно — с тех пор, как начало стремительно уменьшаться число выпускников школ и соответственно студентов. Только в прошлом году в первых классах стал наблюдаться прирост учащихся. То есть лишь через 10 лет начнет снова увеличиваться абитуриентский контингент. Сейчас же ситуация обострилась настолько, что есть все основания полагать: уже в ближайшее время мест в высших учебных заведениях реально будет больше, чем претендентов на них. И потому, как в очередной раз недавно заявил министр образования и науки России Андрей Фурсенко, неминуем процесс «слияния и поглощения» в вузовской сфере — «выживут» лишь сильнейшие.

Каким образом, будут сокращать высшие учебные заведения, конкретизировал глава Рособразования Николай Булаев, отметивший, что планируется прекратить прием абитуриентов в вузы, где учатся до 500 человек, а где менее 300 студентов — и вовсе закрыть уже в этом году. Глава Рособразования сравнил филиалы вузов с торговыми ларьками и киосками, которые в начале 1990-х годов заполонили улицы городов. В то время они отвечали потребностям населения, однако сейчас необходимость в них отпала, и их закрыли. «Думаю, настало время избавиться нам от «киосков», оказывающих образовательные услуги», — резюмировал Булавев.

Такой подход, который предлагает Николай Булаев, — не стопроцентная панацея для того, чтобы оптимизировать систему высшего образования. Например, в нашей республике, небольшой по сравнению со многими другими регионами страны, к этой процедуре надо подходить осторожно.

А действуют ли в Северной Осетии вузы, попадающие в «группу риска»? Государственные в этот реестр не попадают — в каждом из них гораздо более 1000 студентов. А по платным «альма-матер» раскладку дал начальник отдела профобразования Минобрнауки республики Таймураз Басиев:
— Для начала бы хотел отметить, что у нас пять негосударственных вузов и три филиала московских высших учебных заведений. И такой подход, который предлагает Николай Булаев, — не стопроцентная панацея для того, чтобы оптимизировать систему высшего образования. Например, в нашей республике, небольшой по сравнению со многими другими регионами страны, к этой процедуре надо подходить осторожно. Так, лидерам по числу студентов — Владикавказскому институту управления и Институту экономики, управления и права — нечего бояться, потому что там обучается 1197 и 750 юношей и девушек соответственно. А вот в Институте моды учатся только 265 студентов, но, во-первых, это творческий вуз, где и не должно быть много студентов, потому что такие ребята, как говорится, «штучные экземпляры». А, во-вторых, его представители постоянно успешно участвуют в крупных конкурсах дизайнеров, подтверждая тем самым высокий класс образования, которое дает это учебное заведение. То же самое касается и Института цивилизации, в котором учится 91 студент. Окончившие его пиар-технологи и специалисты в области компьютерных технологий (а именно на этих профессиях специализируется вуз), как правило, не остаются без работы…
Еще один вуз из «группы риска» — «молодой» негосударственный вуз, действующий при СКГМИ, — Северо-Осетинский институт экологии и безопасности жизнедеятельности. Пока в нем учатся 97 человек, но у этого учебного заведения, думаю, есть будущее.
Дальше. Во владикавказском филиале Современной гуманитарной академии учатся 1885 студентов, но только 351 — на очном отделении. А в филиалах Московской государственной технологической академии и Московской академии экономики и права и вовсе обучаются одни заочники — в общей сложности около 1600 человек. А, насколько я понимаю, именно по числу очников будут судить при определении степени важности и нужности вуза…
Получается, что теперь конкурс будет не среди студентов на места в вузах, а среди вузов, которые будут всячески стараться заманить к себе студентов. А критерий-то доверия к ним один — способны ли обеспечить качественное образование или нет?«Северная Осетия»