15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Облачно)
100 %
2 м/с
Огоев: Нужно думать о работе, а не о престиже
08.04.2013
12:23
Огоев: Нужно думать о работе, а не о престиже

Глава минобрнауки Северной Осетии Алан Огоев в интервью «15-му Региону» рассказал о том, как ведомство занимается решением проблемы нехватки квалифицированных специалистов на производственных объектах.

— 9-10 апреля на базе Ардонского аграрно-технологического техникума состоится открытый республиканский чемпионат профессионального мастерства РСО-Алания World Skills Russia-2013. Откуда возникла идея его проведения? Расскажите о нем подробнее.

— В 2012 году представители Ардонского аграрно-технологического техникума и Эльхотовского аграрного техникума впервые приняли участие во всероссийском чемпионате WorldSkillsRussia, где вошли в пятерку лучших. Вот мы и решили провести такой чемпионат среди наших профессиональных общеобразовательных учреждений. Целей у чемпионата много: это и повышение престижа рабочих профессий, и улучшение качества профессиональной подготовки и квалификации работников, и привлечение молодежи в производственные секторы экономики. Также немаловажными являются мастер-классы и тренинги, которые проведут организаторы всероссийского конкурса. Это позволит привлечь дополнительное внимание к рабочим специальностям. Мы также получим возможность посмотреть, на каком уровне находится профессиональное образование в республике и выявим проблемы и пути их решения.

— Кто примет участие в чемпионате? Будут ли в нем участвовать представители других субъектов России?

— Это открытый республиканский чемпионат. Мы разослали приглашения во все ведущие средние профессиональные общеобразовательные учреждения страны. Ждем представителей СКФО, а также Красноярского края, Самарской и Ярославской областей. В «WorldSkillsRussia-2013» примут участие и представители Южной Осетии. На сегодняшний день заявки на участие получены от 31 команды, всего 116 участников. Конкурс будет проходить по 9 номинациям: сварочные технологии, системное администрирование, веб-дизайн, дизайн КАД (компьютерная проектировка помещений), поварское дело, автомеханика, укладка плитки, кирпичная кладка, отделочные строительные работы. Победители будут награждены памятными призами, а также получат возможность принять участие во всероссийском чемпионате WorldSkillsRussia, по результатам которого будет формироваться команда России для участия в международных профессиональных соревнованиях WorldSkillsInternational в Лейпциге в 2013 году.

— В своем послании глава республики говорил о повышении престижа рабочих специальностей. Какие практические шаги делаются министерством образования для решения поставленной задачи?

— Бизнес сейчас заинтересован в обеспечении себя квалифицированными кадрами, мы стараемся помочь компаниям в этом. Главным шагами министерства для преодоления сложившейся ситуации можно считать то, что по окончании техникумов и колледжей большая часть выпускников бывает трудоустроена, а наиболее отличившиеся идут получать высшее профессиональное образование.

Также министерство заключает контракты с ведущими компаниями, чтобы студенты средних профессиональных учреждений могли проходить у них практику, а также получали возможность в дальнейшем получить работу. Это такие компании как: «Владстрой», «Кавказэлектронстрой», «Владдорстрой», «СПК «Ремгражданреконструкция», «Сфера», «Промжилстрой», «Алагирский завод сопротивлений», «Бесланский завод «Спецоборудование», «БМК», «Электроцинк», «Газсервис», «Владикавказский вагоноремонтный завод», «Южстальконструкция», «Норильскникель», «Садонский СЦК», «Де-Густо», «Совхоз «Терек», «Колхоз «Украина», «ЮгАгро» г. Ростов-на-Дону, «Агропромышленный холдинг «Мастер-Прайм.Берёзка», турбаза «Дзинага», «Ираф-Агро», «Рестораны «Бавария», «Магнат», «Техномир», «Курорты Осетии», «Интурист-Осетия», «МРСК Северного Кавказа».

Также мы стараемся оснастить наши профессиональные учреждения новейшим оборудованием и новыми программами и методиками обучения. Одним из решающих факторов в выборе профессии нужно считать заработную плату. У рабочих она может достигать 30-40 тыс. руб. И бизнесмены готовы платить хорошим кадрам.

— В соответствии с программой социально-экономического развития СКФО до 2025 г. перед республикой стоят определенные стратегические задачи. По каким приоритетным специальностям идет подготовка специалистов в профессиональных учреждениях республики?

— В настоящее время система профессионального образования республики приступила к внедрению форм подготовки кадров на основе социального заказа и государственного задания. Перед нами поставили задачу по развитию необходимых специальностей и по тем кадрам, которые необходимы республике и округу в целом. С сентября 2013 года учреждения профессионального образования республики готовы расширить спектр подготовки рабочих кадров и специалистов при условии госзаказа от крупных российских компаний «Газпром», «РусГидро», «НК Роснефть», «РЖД», «Лукойл», «ФСК ЕЭС».

— Какие изменения произошли в образовательной программе среднего профессионального образования с принятием нового закона об образовании?

— Новый закон «Об образовании в РФ» позволяет существенно повысить статус начального профессионального образования (НПО). Такое возможно, если рассматривать НПО как часть системы (подуровень) среднего профобразования. По новому закону среднее профобразование будет включать в себя два уровня образовательных программ: подготовка квалифицированных рабочих и подготовка специалистов среднего звена. При этом значительная часть образовательных программ НПО станет программами среднего профессионального образования первого уровня. Это обусловлено тем, что в условиях развития производства, внедрения новых наукоемких технологий уровень НПО недостаточен для выполнения соответствующих видов работ. В связи с этим предлагается осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют НПО. В этих целях и вводится «первый» уровень среднего профобразования — подготовка квалифицированных рабочих. Также на базе техникумов и колледжей идет создание координационных центров.

— Вам не кажется, что стимулировать стоит не только дальнейшим трудоустройством? Можно, например, для особо отличившихся и успешных студентов ввести дополнительные надбавки к стипендиям?

— Я согласен с этим. Уже сейчас мы ведем переговоры с компаниями и бизнесменами. Есть те, кто готов делать дополнительные выплаты студентам профессиональных учреждений. Мы сейчас находимся на этапе подписания соглашения с агрохолдингом «Мастер-Прайм Березка». Они готовы делать дополнительные стимулирующие выплаты лучшим студентам, которых в дальнейшем они также трудоустроят.

— Как вы относитесь к предложению Таймураза Мамсурова ввести на территории Северной Осетии целевое распределение выпускников высших и средних профессиональных и специальных учебных заведений?

— Мне кажется, что частичное распределение будет довольно полезным. Оно может дать хорошие результаты. Существует такой тренд, что любое образовательное учреждение должно помогать выпускникам трудоустроиться. Если такая практика будет введена, то уже абитуриентам будет проще принять решение какой вуз или ССУЗ ему выбрать. Мы будем стараться сотрудничать с различными компаниями для того, чтобы у большой части выпускников была возможность гарантировано получить работу после окончания учебного заведения. Может быть, это не будет 100% -й охват, но мы будем над этим работать.

— В 90-х годах высшее образование стало общедоступным и практически повсеместным. Уже тогда началось падение спроса на рабочие специальности, сейчас это вообще ситуация дефицита. Как, на ваш взгляд, нужно ломать стереотипы о непрестижности обучения в учреждениях среднего профессионального образования?

— Зачастую это проблема родителей, которые не всегда думают о том, что их ребенок будет делать после окончания институту или университета. Мы все знаем о пресыщенности рынка экономистами и юристами. Было бы хорошо, если бы велось прогнозирование тех специальностей, которые будут нужны через 5-10 лет. Зачастую выпускники ВУЗов остаются не трудоустроенными, но априори человек не может долго находиться без работы. Поэтому возникает необходимость переквалификации и поиска своего места на рынке труда. Каждый должен занять свою ячейку в экономической системе общества. Неважно, чем будет заниматься гражданин после окончания образовательного учреждения, главное чтобы он приносил пользу себе, своей семье и обществу в целом.

Выбор профессии — это ответственность как родителей, так и самих выпускников. Необходимо думать о карьерном и профессиональном росте, о конкуренции на рынке труда. Любой руководитель выбирает себе лучшие кадры. Поэтому конкуренция в этом вопросе играет довольно значимую роль. Не все могут ее выдержать, поэтому, если конкуренция слишком жесткая и нет уверенности, что выпускник ее выдержит, нужно думать заранее, рассчитывать свои силы. Должен быть симбиоз государственного и общественного регулирования востребованных специальностей. И с течением времени, на мой взгляд, общество придет к тому, что профессию нужно выбирать не из-за ее престижности, а по тому факту, нужна она на рынке труда или нет.
Алана 15-Сабеева