15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
12°
(Ясно)
55 %
0.8 м/с
Охотники за штрафами
07.01.2014
00:46
Охотники за штрафами

Сразу по окончании новогодних выходных различные министерства и ведомства начнут подводить итоги своей работы, приводить статистику, говорить, что удалось, а что не очень. По обыкновению акценты будут расставлены на положительных цифрах. Но среди прочих есть ведомство, руководителям которого сложно будет сместить акценты. Речь о ГИБДД.

Главным показателем ее работы всегда будет оставаться уровень аварийности (а за ним — смертности) на наших дорогах. А по этому показателю у нас все, мягко говоря, не очень гладко. Количество ДТП на республиканских дорогах по-прежнему высоко, а число погибших ежегодно составляет порядка 150 человек. Выходит, что за два года мы получаем примерно столько же жертв, сколько в бесланском теракте.

После каждого жуткого ДТП, которые вызывает резонанс в обществе, мы клеймим виновников на чем свет стоит, бурно осуждаем дорожное лихачество, злостное пренебрежение элементарными правилами дорожного движения и приходим к неутешительному выводу, что культура вождения — лакмусовая бумажка нашей общей культуры поведения. Какие мы в жизни, такие и на дороге.
Надо признаться, при стремительно растущем автопарке республики наивно ждать снижения статистики ДТП. Но можно ли минимизировать людские потери?..
В ноябре начальник ГИБДД Хасан Бекузаров собрал журналистов. На этой встрече красной нитью проходила мысль, что одними только усилиями вверенного ему ведомства с проблемой аварийности не справиться. Полковник Бекузаров рассчитывал услышать от представителей СМИ рекомендации, как приструнить автонарушителей и призывал усилить пропагандистскую миссию.
Спустя несколько дней замминистра внутренних дел Эльбрус Рамонов проводил заседание правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. На нем поговорили о нестационарных видеофиксаторах. Я процитирую одно из высказываний полковника Рамонова: «Хочу проинформировать население, что согласно закону они не должны никак обозначаться знаками. Еженедельно проводится мониторинг, на котором ГИБДД определяет дислокацию размещения средств автоматической видеофиксации. Места их установления определяются после тщательного анализа ДТП и статистики смертности».
Со своей стороны хотел бы проинформировать зампреда правительственной комиссии по обеспечению БДД Эльбруса Рамонова, что с 1 июля 2013 г. вступило в силу постановление правительства РФ, вносящее изменение в правила дорожного движения. В частности, поправки предусматривают введение нового дорожного знака «Фото-видеоконтроль» и соответствующей разметки. Этой мерой российский премьер хотел предотвратить тайную охоту сотрудников ДПС, которые вместо борьбы за безопасность пекутся о собственных показателях. И тогда еще одна цитата, теперь уже господина Медведева: «Думаю, установка упреждающего знака правильна, так как правила дорожного движения написаны не только для водителей, но и для тех, кто за ними наблюдает».
Я прекрасно понимаю, позицию ГИБДД — показатели работы во многом зависят от количества выписанных протоколов. Понимаю также и ГУП «Безопасность», которое каждое утро расставляет по улицам Владикавказа и дорогам республики мобильные камеры видеофиксации. И расставляет их так, чтобы как можно меньше водителей их заметили и соответственно как можно больше штрафов насобирали. Понимаю, но не признаю.
«Безопасники» работают по тем же методам, как некогда работали сотрудники ДПС. К удовлетворению, в последнее время все реже и реже приходится видеть на наших дорогах спрятавшуюся где-то у обочины патрульную машину. Если это приказ Бекузарова, то стоит его похвалить за это. В той же Кабардино-Балкарии сотрудники ДПС готовы прятаться не то что за деревьями, а на деревьях, а в некоторых случаях углубляться в кукурузные поля и оттуда вылавливать нарушителей. По тому же принципу ставят у нас и камеры: их маскируют за столбами, бетонными и мостовыми ограждениями.
Давайте признаем, за время видеонаблюдения во Владикавказе автомобилисты более-менее стали соблюдать скоростной режим. Но те самые пресловутые методы расстановки видеофиксаторов указывают на то, что их основная цель не соблюдение ПДД, а взимание штрафов. Только вот, как показывает практика, на статистику аварийности и смертности на дорогах это не сильно влияет. Да и штрафы, по официальным данным, платят не более 22%.
Так, может быть, лучше вынести эти камеры «из кустов» и обязательно указывать их знаками, как постановил Медведев? И расценивать это нужно не как подсказку нарушителям, а, скорее, как эффективную профилактику нарушений. Может быть, в качестве эксперимента хотя бы на 2-3 месяца «открыть» камеры и после этого проанализировать статистику. А вдруг и вправду она поползет вниз…
Пока же гораздо чаще камеры можно встретить там, где автомобилисты привыкли разгоняться. Вот и получается, что мы больше не упреждением нарушений ПДД занимаемся, а сбором штрафов. А вместе с тем и сбором жертв с дорог.
Вадим Тохсыров, член организации «Общественный патруль»