Народная артистка Северной Осетии, хормейстер Ольга Джанаева рассказала «15-му Региону» о том, как она справляется с мужским хором, и поделилась мнением о музыкальной составляющей региональных теле— и радиоканалов.
— Когда вы поняли, что должны посвятить свою жизнь искусству?
— Я с детства занимаюсь музыкой. И, наверное, не задумывалась, чему посвящу жизнь. Я вообще считаю, что жизнь посвящена жизни. А этот путь для меня выбрала мама. После школы собиралась поступать в университет, но она настояла на училище искусств, а потом и на консерватории. Сейчас уже понимаю, что это был правильный выбор.
— Ваш хор Госфилармонии был признан одним из лучших в стране. Как удалось достичь такого успеха?
— Добиться можно всего, главное — уметь найти баланс целей и возможностей. Важное качество тех, кто хочет чего-то добиться, — любовь к труду и умение не отчаиваться из-за неудач. Многие воспринимают неудачу как катастрофу и не хотят больше заниматься своим делом. Это неправильно. Неудача — просто шаг к росту.
— Я знаю, что вы руководите не одним коллективом. Возглавляемые вами хоры исполняют разную музыку, в том числе традиционные осетинские песни. Какое направление в музыке вам ближе?
— Моей душе ближе всего настоящая музыка. Здесь уже жанр не имеет значения, кроме определенных жанров современной музыки. Мне нравятся и классическая, и народная, и современная, и авторская, если, конечно, качественная. Например, люблю народное творчество и занимаюсь с мужским хором. У него своя задача — произвести консервацию тех образцов, которые дошли до наших дней и адаптировать их к современному культурному пространству.
А в хоре лицея искусств «Арион» у меня другие задачи. Дети, которые туда приходят, должны в первую очередь получить образование. А я уже развиваю их и прививаю вкус к настоящей, правильной музыке, какого бы жанра она ни была.
— Вы дирижировали тысячным хором детей. Как вы сейчас оцениваете этот проект? Дал ли он свои плоды?
— Это была очень полезная работа. В течение нескольких месяцев хоры всей республики готовились к мероприятию. Весь процесс контролировался. Мы объединили наши усилия и выступили 24 мая, в день славянской письменности. Результат был удивительный. Думаю, эту традицию надо продолжать.
— Как, по вашему мнению, сейчас обстоит дело с хоровым искусством в республике? Что можете сказать о молодых кадрах?
— Как и во всех сферах, дело с молодыми кадрами обстоит плохо. Общий уровень образования снижается. Работники искусства недостаточно оценены государством и их труд, соответственно, плохо оплачивается. Поэтому молодежь с неохотой идет в эту профессию. Идут те, которые не нашли себя в других областях, вот почему сюда попадает много случайных людей. А профессия очень сложная. Хотя у нас есть поколение молодых перспективных музыкантов, до 35-40 лет, с которыми мы связываем свои надежды.
— Вы руководите мужским хором. Как вам, хрупкой женщине, удается справляться со столькими мужчинами сразу?
— Руководство заключается в том, чтобы научить их мыслить единообразно во время исполнения, научить петь в одной традиции, научить любить и уважать то, чем они занимаются. Мы стараемся не только познавать то, с чем работаем, но и проникать в структуру каждого сочинения. Это работа не только вокальная и хоровая, но и связанная с этнографией, культурой, традициями, историей нашего народа. А вообще, это заблуждение, что мужчиной можно управлять. Ему нужно поставить цель и перспективу и указать путь. А дальше он сам будет двигаться к этой цели. Я сторонник сотрудничества. На сцене я командирша, потому что это издержки профессии. На сцене я должна управлять.
— Много ли минкульт делает для развития культуры в республике?
— Да, много. Благодаря министерству многое сохранилось и поддерживается. Плохо, что в федеральном бюджете в статье «расходы на культуру» закладываются не очень большие деньги. И даже в такой ситуации министерство делает все возможное.
— Что думаете о сегодняшнем состоянии осетинской культуры и о том, что происходит на сценах республики?
— Состояние неудовлетворительное. Формировать целое поколение слушателей такой музыкой — это все равно, что кормить отравленной пищей детей. То, что звучит на местных каналах, нельзя давать в эфир. Спасибо радио «Город». Чувствуется, что там есть ухо, которое делает подбор по разным жанрам. Там звучат лучшие образцы, которые прошли испытание годами. И подбор очень логичный.
Если проанализировать музыку, которая звучит на местных каналах, то создается впечатление, что их задача — привить поколению плохой вкус. Там непонятно, что крутят, общекавказский субстрат. Эти безумные вокально-инструментальные ансамбли делают миксы из национальных песен. Где-то в ресторанах они могут звучать, но не в эфире точно.
Яна 15-Филиппова