15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
-1°
(Облачно)
95 %
1.17 м/с
Осетинский святой или православный мученик
01.12.2014
22:59
Осетинский святой или православный мученик

В неделю празднования Джеоргуыба в соцсетях развернулась споры, является ли этот праздник традиционно осетинским или имеет христианскую основу. Свое мнение на этот счет высказали респонденты «15-го Региона».

Учредитель религиозной организации традиционных верований осетин Марат Цагараев убежден, что издревле это был праздник изобилия и окончания полевых работ, и отмечается он по завершению сельскохозяйственных работ, когда заготовлено сено, убрано зерно, фрукты и овощи приготовлены к хранению. По-осетински этот праздник называется «хоры барагбон» или «баркады барагбон». Сегодня за столом в молитвах старших эти эпитеты, но уже приуроченные к Джеоргуыба, все еще звучат, хоть и не осмысленно. Этот праздник, по мнению Цагараева, и получил название «Джеоргуыба». В то же время грузинская православная церковь отмечает один из почитаемых для дней поминовения — колесование Святого Георгия. 23 ноября официально именуется в грузинском церковном календаре как Георгоба. Это же название, считает Цагараев, грузинские миссионеры перенесли и на осетинский осенний праздник изобилия.

«День изобилия сегодня связали со святым Георгием. Для многих, особенно осетин-христиан, св. Георгий и Уастырджи — это один и тот же персонаж. Но в традиционном календаре осетин дни почитания Уастырджи — это летний период. В ноябре возносили признательность таким божествам, как Уацилла и Фалвара, тем, кто отвечает за изобилие в наших домах. Сегодня многие говорят, что это праздник св. Георгия. Но какой праздник может быть, если человека замучили. Умер он в апреле. Русская православная церковь отмечает его день в апреле, когда он вознесся и стал святым», — считает этнограф.

В то же время, первый проректор по науке и развитию СОГУ, доктор филологических наук Тамерлан Камболов уверен, что название «Джеоргуыба» в соответствии с происхождением слова следует применять к обозначению на осетинском языке христианского праздника в честь св. Георгия. А для наименования осетинского национального праздника в честь Уастырджи целесообразно употреблять выражение «Уастырджийы бонтӕ». По его мнению, Уастырджи и св. Георгий — схожие по функциям, но разные по происхождению и сущности персонажи разных религиозных систем.

Господин Камболов полагает, что многие осетины не всегда отдают себе отчет в том, что они празднуют и с чем они друг друга поздравляют в ноябре. В этот период в Осетии отмечаются два основных праздника, и посвящены они в действительности двум разным событиям и двум разным религиозным персонажам. Христианская часть населения отмечает день колесования святого великомученика Георгия Победоносца. В церквях проходят богослужения, мероприятия, которые являются данью памяти этому святому. Одновременно в республике отмечается и традиционный национальный праздник, посвященный Уастырджи, персонажу осетинской мифологии и святому осетинской традиционной религиозной системы. При этом, если св. Георгий — это конкретный человек, живший в 4 веке н.э. в Восточной Римской Империи, казненный за веру в Христа и причисленный церковью к лику святых, то Уастырджи в осетинском религиозном мире — это небожитель, это святой в смысле ангела. В этом и заключается принципиальное различие между св. Георгием и Уастырджи.

«Почему же возникла практика их отождествления? Это объяснимо, во-первых, тем, что некоторые функции святых тождественны. Уастырджи наряду с функциями патрона путников, воинов, мужчин, является еще и покровителем плодородия. В целом такой же набор функций присущ и Св. Георгию. Во-вторых, сближение фигур этих святых связано с совпадением времени празднования дня поминовения св. Георгия и периода окончания полевых работ, когда после сбора урожая наши предки благодарили Уастырджи — покровителя плодородия. Правильно поступают те из осетин, которые сегодня начали поздравлять друг друга с праздником «Уастырджийы бонтӕ». Это означает, что они начали правильно осознавать структуру окружающего религиозного мира», — говорит доктор филологических наук.

В свою очередь, профессор, доктор исторических наук Руслан Бзаров комментировать данный вопрос отказался, заявив, что «сами осетины дискутировать по этому поводу не имеют права, также как математики не дискутируют по поводу того, что дважды два — четыре».

Разногласия, которые сегодня наблюдаются в обществе по поводу соотнесения Уастырджи и св. Георгия происходят потому, что «современный человек перестал понимать язык и образность религиозной традиции», считает секретарь Владикавказской и Аланской епархии, священник Савва Гаглоев. По его мнению, Джеоргуыба — народный религиозный праздник, который традиционно называется Уастырджийы бонтæ. Согласно осетинским народным представлениям, это праздник в честь покровителя мужчин, воинов и путников.

«Наши предки, осмысляя свое почитание Уастырджи, находили ему ближайшее соответствие в христианском пантеоне святых — в святом Георгии. В образе св. Георгия Победоносца не только как земного человека, но и как святого, более принадлежащего небу, нежели земле, они узнавали почитаемого ими Уастырджи. Этим, видимо, и объясняется заимствование теонима в виде Уас-Герги, или возможная контаминация, сращение и имен, и образов», — говорит отец Савва.

Милана 15-Тадеева