15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
17°
(Облачно)
89 %
0.62 м/с
Пусть поверит герою зритель – ведь актеры живут всерьез
11.02.2011
10:25
Пусть поверит герою зритель – ведь актеры живут всерьез

15 апреля 1871 года. Дата, отмеченная «красной строкой» в творческих летописях Осетии. Именно в этот день впервые поднял когда-то занавес в столице Терской области, городе Владикавказе, Русский академический театр — один из старейших театров на Северном Кавказе. Театр со славной и богатой историей, с которой накрепко сплетены имена Коста Хетагурова, Евгения Вахтангова, Михаила Булгакова. Театр, открывший свой первый сезон постановкой драмы Лермонтова «Маскарад» и с тех пор уже 140 лет высоко несущий знамя верности великим традициям российской сцены, которое в его стенах бережно, с пиететом передают друг другу из рук в руки новые и новые поколения талантливых актеров и режиссеров…
И на уровне руководства республики и Минкульта Северной Осетии уже подчеркнуто: юбилейные торжества, приуроченные к 140-летию Русского академического театра им. Е. Вахтангова, должны стать в нынешнем, 2011 году одними из самых ярких, красивых и значимых событий в культурной жизни республики. Как готовится к ним театр? Об этом — в интервью с его худруком и директором, народным артистом России, заместителем председателя правления Союза театральных деятелей Северной Осетии Владимиром Уваровым.
— Юбилей — это не только праздник для артистов и зрителей, не только овации, букеты цветов, лучащиеся благодарным теплом улыбки на лицах публики в переполненном до отказа зале… По давней уже традиции, каждый юбилейный сезон обязательно становится для Русского театра еще и сезоном реализации новых ярких и интересных творческих проектов, постановок новых премьер, новых резонансных поездок на гастроли и фестивали за пределы республики. Чем вы собираетесь порадовать к этой круглой дате нас, зрителей Осетии, на сей раз, Владимир Иванович?
— Планов у нас немало. Но прежде всего хотелось бы подчеркнуть: для всего нашего коллектива необыкновенно важно и значимо ощущать то тепло неравнодушной, сердечной поддержки, которое сейчас театру оказывается в вопросах подготовки к нашему 140-летнему юбилею со стороны руководства республики и лично ее Главы Таймураза Дзамбековича Мамсурова. Мы неоднократно встречались уже по этому поводу и с министром культуры и массовых коммуникаций Фатимой Сосланбековной Хабаловой, и в лице руководства республиканского Минкульта тоже находим здесь абсолютнейшее понимание и поддержку. Очень тесные и плодотворные контакты у нас и с АМС города Владикавказа и мэром столицы республики Сергеем Шамильевичем Дзантиевым. И такое отношение к театру окрыляет. Дает возможность действительно чувствовать, что театр нужен, востребован, что его коллектив — на виду. И, соответственно, все это и коллектив подтягивает, вдохновляет, заряжает энергией.
Сам юбилей у нас, как известно, через два месяца — 15 апреля. Но сроки его празднования будут несколько сдвинуты — в связи с тем, что летом при поддержке республиканского руководства и Минкульта (которым мы за эту поддержку искренне признательны и благодарны) театр собирается осуществить косметический ремонт. Капитальные ремонтно-реконструкционные работы, ход которых подробно освещала и «СО», в нашем здании в последний раз проводились около десяти лет назад. И с тех пор мы стараемся поддерживать его состояние на уровне собственными силами: где-то подбелим, подкрасим, где-то подциклюем полы, когда возникает необходимость… Но годы идут, и уже назрело время для проведения в театре более основательных и серьезных ремонтных работ, которые мы, конечно, сами не потянем. Прежде всего это ремонт кровли и реставрация фасада.
Кроме того (и эта идея тоже одобрена руководством республики) мы хотим, в рамках празднования 140-летия театра, повезти один из наших спектаклей в Москву. Это, видимо, будет в октябре. И, надеюсь, Русский театр достойно представит нашу республику в столице России. Нашего приезда ждет и московская осетинская диаспора, обещает нам теплую встречу и аншлаг. И мы, конечно, постараемся выложиться полностью, чтобы эти ожидания оправдать.
А по возвращении из Москвы будем готовиться к премьере большого и красочного музыкально-театрализованного представления, специально приуроченного к нашему юбилею, на которое мы пригласим зрителей республики, как намечаем, тоже в октябре — уже в новом сезоне.
— А почему «привязать» все эти торжества решено именно к октябрю?
— Потому что на сентябрь у нас намечено еще одно большое для театра событие — поездка с гастролями в город Орел. Дело в том, что коллеги из Орловского драматического театра как-то прознали про наш спектакль «Эти свободные бабочки» по пьесе Л.Герше. И из Орла нам пришло приглашение: приехать в июне с этим спектаклем к ним на фестиваль. А в ходе этих переговоров они предложили нам еще одну идею: обменяться гастролями. И 22 сентября Орловский госдрамтеатр приезжает к нам, во Владикавказ, а мы 24-го открываем свои гастроли в городе Орле.
— Новые премьеры на сцене Русского театра в юбилейном сезоне зрителей Осетии тоже, конечно, ожидают? Тем более, что «стартовал» в этом смысле он очень ярко — таким уже получившим по-настоящему широкий резонанс в кругах наших поклонников Мельпомены спектаклем, глубоким и обжигающим душу, как «Сирано де Бержерак» Ростана в постановке Валерия Попова…
— Уже буквально на днях во Владикавказ приезжает из Минска давний и большой друг Осетии и нашего коллектива, режиссер Модест Модестович Абрамов, с которым Русский театр уже не один год плодотворно и тесно сотрудничает. Приезд его согласован и с республиканским Министерством культуры. Нам очень хочется, чтобы к нашему 140-летию он поставил на сцене Русского театра «Полоумного Журдена» Булгакова.
Думаем, что это хороший выбор. Все-таки, это Булгаков — знаковое для нашего театра имя. Это — Мольер, великий и нестареющий классик мировой драматургии. И, наконец, это ведь пьеса именно о Театре. О профессии актера. О том, как рождается спектакль…
Мечтаем выпустить «Полоумного Журдена» уже к Международному дню театра — к 27 марта. А на его генеральную сдачу непременно пригласить и вас, наши друзья-журналисты, и наших коллег из других театров республики. Чтобы она прошла в таком, не совсем обычном, открытом праздничном «формате».
Мы все знаем известное выражение Гоголя: «Театр — это кафедра, с которой можно многое сказать миру». Но мне очень нравится и другое емкое и меткое определение, которое когда-то театру дал Герцен: «Высшая инстанция для решения жизненных вопросов». Конечно, оно очень льстит нашему профессиональному самолюбию. Но, с другой стороны, налагает на тех, кто причастен работе в театре, очень большую ответственность… В связи с этим и тот курс на выбор репертуара, которого сегодня придерживается Русский театр, — не случаен. Потому что и Булгаков — вечен, и Островский вечен, и Чехов… Поэтому мы и стараемся не изменять классике. А из пьес современных драматургов — выбирать такие, которые способны затронуть какие-то струнки в зрительской душе, взволновать ее, побудить к размышлению, к сопереживанию… А не просто смешат и развлекают. Или, наоборот — несут в себе один только негативный заряд «чернухи», оставляющей в душе такую беспросветность, что после просмотра такого спектакля жить не хочется.
— И, конечно, очень важно, чтобы творческие традиции, которые вот уже 140 лет живут на сцене Русского театра, впитывала в себя молодежь, пополняющая его труппу. Чтобы и она внутренне ориентировалась на заповедь: театр должен быть не только площадкой для самовыражения, но и, во-первых и в-главных, — действительно кафедрой добра и любви, с которой в зрительскую душу проливается свет… Как сегодня в театре с такой «молодой сменой»? Будет ли его ветеранам-«профи», любимцам нашего зрителя, кому со временем «маски и котурны передать?»
— За последние годы к нам пришло очень много талантливых ребят. В том числе из числа выпускников факультета искусств СОГУ, которые, я считаю, просто украсили труппу театра. Теперь задача — нагрузить их работой, создать им условия для того, чтобы они раскрывались и росли как актеры. Это необыкновенно важно. И это — одна из причин того, почему я очень хочу, чтобы к нам снова приехал Модест Абрамов. Ведь он — не только очень серьезный и известный на «постсоветском» театральном пространстве режиссер, но и известный театральный педагог, преподающий сегодня в Минском госуниверситете. И нашим ребятам будет очень полезно пройти эту творческую школу. Кстати, некоторые из них уже успели поработать в спектаклях, поставленных у нас в театре Модестом Модестовичем — и в «Пяти вечерах», и в «Очень простой истории», и в «Банкроте». Тот же Алан Цаллаев, тот же Сармат Токазов, та же Алена Бондаренко, та же Маша Федорович…
Как очень перспективный молодой актер (и при этом лишенный всякого налета «звездной болезни») успел уже себя показать на сцене и пришедший к нам недавно Роберт Кисиев. Ведь, к счастью, есть нашей молодежи на кого равняться. Николай Поляков, Вячеслав Вершинин, Наталья Елпатова, Александра Турик, Элина Дударенко, Валерия Вячеславовна Хугаева… Это — те мэтры, на которых, если говорить о традициях и преемственности поколений, держится сегодня театр. Которые поражают своей работоспособностью, профессионализмом, талантом, внутренним огнем, и, я считаю, украсили бы любую столичную труппу. И не только я, худрук театра, так считаю. То же самое всегда с огромным уважением и теплотой подчеркивают ведущие российские театральные критики после просмотра наших спектаклей на фестивалях в Москве.
— И тем не менее… Сегодня, когда у отечественной культуры — в том числе, и у театра — столько проблем, связанных с переходом на новые, рыночные «рельсы», профессию актера очень сложно назвать синекурой. Особенно в российских регионах, где многие, до боли многие театры оказались поставлены перед выбором: или тихо умирай, или, чтобы выжить, ставь то, на что уж наверняка пойдет зритель. То есть, пресловутую «массово-кассовую» развлекаловку… Так как же театру ее соблюсти — ту бритвенно острую грань, ступая по которой, он сможет сегодня стать если и не преуспевающим экономически, то, хотя бы, более-менее успешным и, в то же время, не утратить свое высокое звание «школы воспитания чувств»? И возможно ли это в принципе?
— Меня радует, что сегодня в публичных выступлениях Президента и премьера России слово «экономика» все чаще стало звучать «в одной связке» со словом «культура». И что на самом высоком государственном уровне нашего Отечества все чаще подчеркивается: не может быть в стране развитой экономики и развитого гражданского общества без соответствующего отношения власти к культуре. Ведь «размывание» основ национальной культуры грозит государству утратой его духовной независимости. Его самобытности. Уникальности. Тем более в таком многонациональном государстве, как Россия.
В связи с этим, конечно, хочется дождаться того времени, когда, наконец, будет решен вопрос повышения заработной платы работникам культуры и искусства. В том числе и людям, избравшим своей профессией служение Сцене. Потому что уровень даже тех зарплат, которые сегодня получают наши ветераны, народные и заслуженные артисты России, не выдерживает, извините, никакой критики… На зарплату актера нынче может существовать только альтруист. А ведь у многих из этих альтруистов — семьи, дети…
Сравнения же с тем, сколько сегодня зарабатывают артисты столичных театров, я считаю, в приложении к нашей республике просто некорректны. В Москве и Петербурге — совершенно иные реалии, иные условия. И это нужно понимать и учитывать. Мы, в отличие от тех же москвичей, не можем, естественно, поднять у себя в театре стоимость билета до 1500–2000 рублей. Тем более, что к нам приходят семьями. А для среднестатистического семейного бюджета у нас в республике покупка трех–четырех билетов даже по цене в 150 рублей — это уже серьезно…
И тем не менее, могу с искренней гордостью сказать,что (по показателям прошлого 2010 года) Русский театр перевыполнил финансовый план на миллион рублей! С учетом того, что зал у нас рассчитан всего на 330 мест, это — цифра, которая, думается, достаточно красноречиво подтверждает: наш театр востребован зрителем.
Вот мы говорили о молодежи, которая приходит в труппу Русского театра. Сейчас у нас работает молодой актер Антон Морозов. Это — наш воспитанник. Первые шаги в профессии он сделал у нас на сцене, потом окончил в Москве Щепкинское училище, шесть лет отдал работе в Театре Российской армии, сыграл за эти годы там 12 очень серьезных ролей… Теперь, к счастью, вернулся на родину, в Осетию. Снова работает у нас. И с блеском играет сегодня Сирано де Бержерака в одноименном нашем спектакле, на который билеты в театр с доставкой раскупаются без остатка уже за месяц…
Тепло приняли зрители республики и нашу идею об открытии в Русском театре второй, так называемой малой сцены, которая уже зарекомендовала себя хорошей, перспективной площадкой для творческих поисков и экспериментов, для раскрытия потенциала молодых сил труппы. Так что в канун своего 140-летия Русский театр по-прежнему юн душой и устремлен в будущее. И снова повторюсь: для любого «творческого организма» дорогого стоит, когда он ощущает рядом крепкое дружеское плечо властных структур, «курирующих» культуру. У Русского театра опора на такое плечо в лице республиканского руководства сегодня есть…
Е. Толоконникова, «Северная Осетия»