15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Облачно)
62 %
1.06 м/с
Путь к согласию
28.11.2019
15:45
841
Путь к согласию

Традиционные верования осетин, несомненно, являются основой мировоззрения народа, неизменной привязкой формирования морально-этических норм и взаимоотношений внутри осетинского общества.

На протяжении многих веков осетины соизмеряли свои действия и помыслы с духовно-нравственным кодексом Æгъдау, опиравшимся на веру в Единого Бога и святых покровителей (Зæдтæ æмæ дауджытæ). Вопросы «Что такое хорошо и что такое плохо» не стояли для осетина так остро. В поступках и высказываниях они больше руководствовались соответствием или несоответствием их нормам Æгъдау. Причем исходя из этих норм одно и то же действие в разных ситуациях могло рассматриваться по-разному.

Æгъдау определял и степень уважения общества к определенному человеку. Перейдя через его требования, любой мог потерять это уважение и обесчестить себя. И хотя наши предки не выделяли веру в Бога из общего комплекса своего мировоззрения и до прихода христианства и ислама не было отдельной религии в привычном для нас понимании, духовность осетин пронизывала все стороны жизнедеятельности. Осетин обращался к Богу и его святым во время многочисленных праздников и по будням. «Хуыцауы бар дæхи бакæн (Поручи себя Богу)», – говорили предки в трудных ситуациях. «Хуыцау дын нæй? (Ты безбожник?)» – вопрошали в качестве упрека за неблаговидный поступок. Интересно, что обряд ношения траура по близкому человеку не соблюдался в отношении неверующего.

Но время идет, сменяются общественно-политические формации, и это вносит свои коррективы в мировоззренческие основы народа. По широко распространенному мнению, любой народ для своего развития и движения вперед должен иметь или идеологию, или религию, которая, по сути, тоже является идеологией. Идеи строительства коммунизма, равенства и братства всех членов общества, пропагандировавшиеся и интенсивно внедрявшиеся в сознание людей после революции 1917 года, несомненно, имели определенные положительные цели и задачи. Они сыграли огромную роль в единении народа, становлении страны, бурном развитии ее экономики. Но как это часто бывает, одна идеология отрицает другую и пытается вытеснить ее из сознания людей. Мое поколение хорошо помнит время объявленной тогдашним руководством борьбы с элементами традиционной культуры как с пережитками прошлого. Строитель коммунизма не должен был соблюдать традиционные обряды, молиться Богу и справлять народные праздники. Доходило до абсурда, когда в праздник Хетæджы Уастырджи по указанию власти милиция перекрывала трассы и подъезды к Роще, а тех, кто пробирался туда пешком могли наказать по месту работы или учебы. Помню, как одного из руководителей района освободили от занимаемой должности только за то, что справил поминки своему отцу по осетинским обычаям. Из городских школ был выкинут родной язык, и поколения 60–70-х годов прошлого столетия были насильно лишены возможности приобщения к богатейшей национальной культуре, дверь к которой открывается единственным ключом под названием осетинский язык.

Все это не могло не повлиять на сознание тех, которые тогда были молодыми, а сегодня являются старшими. Очень многие мои сверстники и те, кто чуть старше или чуть младше, не получили того, что до этого неразрывно передавалось из поколения в поколение, от старших к младшим. То есть была разорвана связь поколений, и сегодня мы наблюдаем печальные последствия этой политики. Те старшие, которые не обладают достаточными духовными знаниями, глубоким пониманием норм ирон Æгъдау, повсеместно их нарушают и уж никак не могут научить им своих сыновей и внуков. Поскольку духовно-нравственные ценности являются совершенно необходимой основой для правильного воспитания подрастающих поколений, я убежден в том, что государство в тесном взаимодействии с общественными организациями, в том числе и молодежными, обязано взять на себя определенную ответственность за сохранение и укрепление этих ценностей. Разрушение их, размывание формировавшихся и устоявшихся на протяжении веков правильных ориентиров разрушает и основы государства, делает народ аморфным, податливым для манипулирования, в том числе и извне. Это в своих выступлениях несколько раз подчеркивал Президент России В.В. Путин.

Словом, в современных условиях необходимость сохранения традиционных ценностей на основе восстановления и укрепления духовности совершенно очевидна. Бездуховный, безнравственный человек, думающий только о своих материальных благах и равнодушный к окружающему обществу, никогда не будет патриотом своей страны, заботиться о будущем народа. Если народ в целом состоит из таких индивидуалистов, теряется единство и сплоченность, размываются общие цели, и, вместо одной общей дороги в будущее, мы имеем столько тропинок в разные стороны, сколько самих людей. Это прямой путь к деградации общества, потере народом своего лица и возникновению огромных проблем, в том числе и демографических. В таких условиях для поддержания экономики страны, материального благосостояния народа государство обычно вынуждено предпринимать неординарные шаги, например, завоз эмигрантов сотнями тысяч, а то и миллионами. У них не остается другого выхода. Мы это можем наблюдать на примере стран Западной Европы и Северной Америки. Скажу больше – сами находимся на пути к такому же состоянию. Увы, не к их высокому экономическому развитию, для которого необходимы другие условия, а к состоянию общества, в котором каждый заботится только о себе, в котором нет родственников, соседей, близких друзей и нравственных устоев.

Вера в Бога уже сама подразумевает приверженность добру, любви и уважению к людям, справедливость и стремление жить в гармонии с окружающим обществом. Эти принципы, а не разжигание розни и борьба за превалирование одних над другими, как и за территории, составляют основу как мировых религий, так и традиционной веры осетин».

Много раз говорил и писал, что, если мы не хотим, чтобы наш народ с богатейшей историей и удивительной культурой, уникальным языком и выдающимися достижениями во всех сферах жизнедеятельности, стал бесцветной аморфной массой, нам необходимо повернуться лицом к Богу. Причем не через формальные и поверхностные ритуалы и модную атрибутику, а сердцем, соизмеряя с верой каждый свой поступок, намерение и сказанное слово. А для этого нам всем нужно отбросить гордыню и традиционное «æз иннæтæй лæгдæр æмæ зондджындæр дæн» и начать учиться, познавать то, что не познали в свое время. Только делать это нужно параллельно с выработкой в себе уважения к каждому отдельному человеку и к обществу в целом. Огромное значение имеет пропаганда духовно-нравственных знаний среди младшего поколения. Они и сами сегодня к этому стремятся. Мы видим, сколько молодых собираются в святилищах на праздники, пытаются навести в них чистоту, предостерегая других от неблаговидных поступков. Обществу нужно поддержать их, помочь в их благих намерениях. И в первую очередь это касается призыва не приносить в святилища крепкие спиртные напитки. Если нам удастся изжить из святых мест спиртное, это очистит их, отсечет приходящих туда ради развлечения и удовольствия безнравственных и не верующих в Бога людей и, что самое главное, вернет святилищам их сакральную силу.

Из наших частых встреч с населением, из СМИ, а также из общения с различными категориями патриотично настроенной молодежи, в том числе и через Интернет, можно сделать вывод, что большую часть нашего общества беспокоит падение духовно-нравственных устоев, потеря видимых ориентиров. При достаточной политической воле и активном участии государства возрождение возможно, и мы в МОД «Высший совет осетин» готовы взять на себя определенную часть этой большой работы. Но мы также видим и существенные преграды на пути к этому возрождению, и на них я хотел бы остановиться подробнее.

Как известно, наша республика является многонациональной и многоконфессиональной. Десятилетиями все мирно, в согласии и взаимопонимании уживались на этой маленькой территории. Но в последнее время в Интернете участились взаимные выпады, даже оскорбления. Совершенно очевидно, что путь размежевания и возведения высоких пограничных заборов внутри нашего общества является тупиковым и абсолютно проигрышным для всех. Если приверженцы различных конфессий будут продолжать сосредотачивать свое внимание на различиях и упрекать оппонентов в ущербности и неправильности их взглядов, все будем стоять на месте или катиться назад. История человечества не знает случаев, когда борьба за право обладания абсолютной истиной в духовной сфере привела бы к хорошим последствиям.

И если мы заботимся о будущем нашего народа, если в религиозных баталиях не хотим растерять остатки нашей духовности и веры в Бога, нужно искать пути к миру и согласию внутри нашего общества. Большевистский лозунг «Вся жизнь – борьба» не для нашего случая. Вера в Бога уже сама подразумевает приверженность добру, любви и уважению к людям, справедливость и стремление жить в гармонии с окружающим обществом. Эти принципы, а не разжигание розни и борьба за превалирование одних над другими, как и за право обладания некими территориями, составляют основу как мировых религий, так и традиционной веры осетин. Выстраивание взаимоотношений, а в некоторой степени и взаимодействия на базе общих для всех принципов и ценностей – вот путь, по которому мы обязаны идти. В этом случае вместо взаимных претензий и упреков будут взаимоуважение, мир и согласие, как это было еще в недалеком прошлом.

Все возникающие проблемы и недоразумения должны решаться не в СМИ и социальных сетях, не через написание громких обращений или, того хуже, организации демаршей, а за столом, в открытом диалоге. И только на основе истиной веры в Бога и незыблемости общих ценностей.

Газета «Северная Осетия», Автор: Руслан Кучиев