15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
-2°
(Облачно)
93 %
1.06 м/с
Скульптор Сабеев: Год культуры я пока не почувствовал
28.08.2014
10:27
Скульптор Сабеев: Год культуры я пока не почувствовал

«15-й Регион» поговорил со скульптором Георгием Сабеевым о памятниках, культуре и деньгах.

— Как вы стали скульптором?

— С детства, сколько себя помню, я лепил. Окончил наше художественное училище, МГХИ им. Сурикова факультет скульптуры, поучился за рубежом. Получил лучшее образование, какое можно было получить в то время.

— А как родители отнеслись к решению быть скульптором?

— Родители мне с детства доверяли. Нормально отнеслись. Отец — творческий человек. Когда я поступал в художественное училище, скульпторы за счет госзаказов жили очень хорошо. Поэтому такого страха, какой был бы сегодня, у них не было.

— А что было после окончания учебы?

— Остаться в Москве у меня не получилось, что, наверное, хорошо. Потому что московская школа… Понимаете, скульптура в России и скульптура за рубежом — это совершенно разные вещи. Здесь время как бы проходит мимо, хотя вот уже 20 лет преграды информационной нет. Я вернулся в Осетию, работаю здесь.

— Где у нас в городе можно увидеть ваши работы?

— На Аллее Славы есть горельеф «Присоединение Осетии к России». Этой работой я остался доволен. Тем более создавалась она в какие-то «космические» сроки. Жертвам локальных войн в Афганском парке. Есть еще работы по Северному Кавказу.

— А что вы думаете о памятнике «худому Коста», расположенном напротив входа в центральный парк?

— Соскиев хороший скульптор. Мне понятно то, что он делает.

— То есть вам памятник нравится?

— С профессиональной точки зрения, мне мало, что нравится. Здесь много аспектов и это нормально. Но Соскиев — большой мастер.

— Не нравится в Осетии или вообще?

— Что касается скульптуры в Осетии. Например, в Тбилиси есть памятник Вахтангу Горгасали, в Ереване — Давиду Сасунскому, в Уфе — Салавату Юлаеву, в Москве — Юрию Долгорукому, в Петербурге — Петру I. Все эти монументы являются брендами своих городов. А у нас такого уровня монументов пока нет. Тот же памятник Иссе Плиеву не дотягивает до того, чтобы быть лицом республики. Это не потому, что скульпторы плохие. Система такая. Она не рождает ситуацию, чтобы что-то такое появилось. У нас уникальное местоположение города. Владикавказ был замечательно спроектирован, великолепно построен. Выручают наши замечательные горы. Они всегда разные, всегда красивые. На их фоне меркнет любая скульптура. И пытаться спорить с красотой гор бесполезно.

— А что можете сказать о памятнике Пушкину на ул. Миллера?

— Можно сказать, что люди не были готовы видеть такую динамичную вещь, но, с другой стороны, нам что, всю жизнь ставить однотипные памятники? Искусство шагнуло далеко вперед, а мы все еще цепляемся за прошлое. Соскиев — художник. У него потребность творить.

Вообще-то я за скульптуру, за разную. Но нужно серьезнее относиться к системе отбора. При этом, думаю, если бы был объявлен конкурс на установку памятника в том месте, где сейчас Пушкин, выиграла бы более скучная вещь. Люди, имеющие доступ к решению таких вопросов, на мой взгляд, некомпетентны. Поэтому пока вопрос решается волевым решением. Соскиев — признанный в России художник, и объяснимо, что власть его поддерживает.

— Из всех работ, которые есть у нас в республике, что вам больше всего нравится?
— Памятник павшим в Великой отечественной войне в Фиагдоне («Скорбящий конь»).

— Насколько, по-вашему, скульптура популярна в Осетии? Много ли скульпторов-осетин?

— Да, много. Но перебора нет. Другое дело, что осетинские художники слабо вовлечены в арт-рынок. Мы не представлены на нем. В этом должна быть заинтересована власть.

— Но сейчас год культуры…

— На мой взгляд, так говорить — заблуждение. Культура — это вершина всего, каждый год должен быть годом культуры.

— Но здесь речь идет о большем финансировании, поддержке сферы культуры, большем внимании.

— Внимание всегда должно быть максимальным. Я понимаю, что имелось в виду. Но это не делается одним годом. И не достигается в отрыве от всего остального. От того, что будут выделены определенные средства на какие-то фестивали, ничего не изменится. Во всяком случае, я не чувствую, что у нас проходит год культуры.

— Насколько необходимость зарабатывать мешает творческому процессу?

— Мешает, конечно, очень отвлекает. Если художник делает свое искусство, и оно востребовано — это счастье.

— А среди ваших работ у вас есть любимая?

— Надеюсь, все еще впереди.
Элина 15-Сугарова