15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
22°
(Облачно)
73 %
2 м/с
Социология об образовании
22.04.2010
16:08
Социология об образовании

Не так давно «СО» опубликовала некоторые результаты социологического исследования по проблемам образования, проведенного под руководством заведующего отделом СОИГСИ, доктора социологических наук, профессора Хасана Дзуцева. Они прошли, что называется, «без комментариев» со стороны ученого. Сегодня газета решила узнать точку зрения самого социолога по некоторым аспектам поднятых в исследовании вопросов.

— Хасан Владимирович, мы привыкли судить о системе образования в очень узком временном промежутке и социальном контексте. Могли бы вы дать более широкий взгляд?
— На протяжении XVIII–XIX столетий, не говоря о более ранних периодах, официальное образование в Северной Осетии было доступно лишь не многим. Для большинства населения взрослеть означало учиться путем подражания социальным обычаям и практическим трудовым навыкам у старших. Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым по дому и таким образом приобретали познания о земле и сноровку в ремеслах.
В ХХ веке, особенно в годы советской власти и настоящее время, все коренным образом изменилось. Дети школьного возраста проходят через процесс официального школьного обучения. Можно сказать, что практически каждая семья может дать своему ребенку школьное образование, но с ростом числа учащихся страдает и качество преподавания.
На это влияют не только низкий уровень финансирования образования, но и общесоциальные, и глобальные причины. Культура письма продолжает вытесняться новыми средствами передачи информации: телефоном, телевидением, радио, Интернетом. Падают духовный уровень и познавательный потенциал СМИ, которые перегружены в большинстве своем ширпотребом и пошлостью.
Для преодоления сложившейся ситуации необходима целевая государственная просветительская программа. Нам, на мой взгляд, был бы полезен британский опыт, где государство проводит целенаправленную политику утверждения литературного языка, создана широкая сеть общедоступного заочного и дистанционного образования.
Мы же привыкли судить об уровне нашего образования, сравнивая количество золотых медалей или баллы по ЕГЭ с соседними республиками, где образование «болеет» теми же проблемами. А надо искать критерии и за пределами региона и даже страны.
В нашем обществе пока не сложилось и устойчивое понимание того, что именно высокий уровень образованности дает карьерный рост, материальный достаток не только личный, но и для семьи, общества. Современные глобальные процессы подсказывают нам новые нормы поведения: быть похожими на других сегодня уже не приветствуется, надо быть лучшим или уникальным, а догонять, имитировать означает обрекать себя на все большее отставание.

— Внедрение ЕГЭ вызвало далеко не однозначное отношение в обществе, хотя эта форма широко применяется на Западе. Как оцениваете ее вы?
— На мой взгляд, ЕГЭ — пример неудачного заимствования западных институциональных практик вследствие глубоких различий наших культур. В США и Великобритании единые экзаменационные тесты работают, потому что западноевропейские студенты колледжей и университетов не позволяют себе пользоваться шпаргалками. А для нас до сих пор «скатать» задачку или «написать» сочинение — дело «святое».
В названных странах существует практика регулярного обмена преподавателями и направления специальных комиссий из другого учебного заведения с целью стандартизации требований к знаниям учащихся. Ни в школе, ни в вузе преподавательское сообщество не позволяет коллеге завышать оценки нерадивым ученикам, а при очередной аттестации ему может грозить отказ от продления контракта.
Благодаря длительной практике университеты на Западе объявляют нормативный диапазон баллов для своего учебного заведения, а местные власти, как правило, выделяют из своего бюджета гранты лучшим выпускникам колледжей для оплаты обучения в престижных университетах.
Ничего подобного в нашей культуре, в системе и практике образования нет. Конкуренция на рынке труда резко повысила ценность сертификата об образовании, и молодые люди быстро усвоили, что диплом — важное пополнение персонального капитала. Учатся не столько ради освоения знаний, сколько ради удостоверения о профессионализме.
Главное преимущество ЕГЭ — возможность ребятам из провинции поступить в престижный столичный университет. Тогда почему бы не установить соответствующие квоты для лучших выпускников школ по регионам? Введение ЕГЭ, на мой взгляд, необходимо отложить лет на десять, а освободившиеся бюджетные расходы хорошо бы направить на пополнение статей по борьбе с коррупцией, достаточно распространенной и в учебных заведениях.

— Руководство страны уделяет большое внимание оценке обществом деятельности региональных властей. Как вы видите в этом роль своей науки?
— К сожалению, вследствие плохого понимания задач социологии большинством населения нашей страны ее престиж и в массовом сознании, и в органах государственной власти все еще невысок. А между тем роль науки об обществе, процессах изменений в его жизни постоянно растет.
Социум усложняется, коренным образом в сторону демократичности меняются и отношения между такими его составными частями, как власть и народ. Это приводит к возникновению, введению в практику государственного управления новых методов, один из которых и есть общественная оценка деятельности государственных чиновников.
И как обществовед, и как рядовой гражданин я всячески приветствую подобные намерения и хочу, чтобы они стали мощным действенным инструментом власти и общества в совершенствовании нашего государства. Однако пока нашей социологической службе подобные государственные заказы на исследования не поступали, и мне вообще неизвестен механизм реализации данной задачи.
Кто и как будет собирать и обобщать общественные оценки в дополнение к объективным показателям социально-экономического развития в системе критериев деятельности руководителей — остается неясным. Думаю, это должно стать предметом обсуждения между учеными и представителями власти уже в ближайшее время, чтобы данная идея не была дискредитирована, а, напротив, способствовала улучшению качества жизни россиян.«Северная Осетия»