15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
18°
(Дождь)
72 %
3 м/с
$ — 93.4409 руб.
€ — 99.5797 руб.
Святыни, которые мы не должны потерять
12.08.2010
10:09
Святыни, которые мы не должны потерять

В мире существует всего несколько народов, представители которых против воли живут в разных государствах. Осетинский народ — один из них, но такая уникальность вовсе не радует его.. А причина — в нарушенных семейных связях, утрате привычного уклада жизни и еще во многом, что скрывается за формулировкой «нематериальные культурные ценности». От том, как разрешить эту проблему в условиях отсутствия дипломатических отношений между Грузией и Россией, на днях советовались представители нескольких общественных организаций республики. Подробности разговора узнали от руководителя одной из них — общества «Дарьял» Гайрбега Салбиева.

— Гайрбег Гайтоевич, вы возглавляете объединение выходцев осетинских фамилий из Дарьяльского и прилегающих к нему ущелий. То есть, непосредственно разделенные семьи, где часть семьи обосновалась в Северной Осетии, России, а другая осталась жить теперь уже в другом и, увы, недружественном нам, по вине его руководства, государстве. Помимо чисто бытовых проблем что еще волнует этих людей?
— Я бы сказал шире: то, что сегодня недоступно россиянам, прежде всего осетинской национальности, в горах Дарьяла, Труссовского ущелий, Кобинской котловины, — это больше, чем красивые пейзажи и свежий воздух. Эти места — святилище осетинской духовности, как религиозной, так и в гуманитарном понимании.
Лишившись хотя бы временного регулярного посещения этих мест, каждый из нас, зачастую, сам того не подозревая, теряет связь со своим духовным прошлым, без которого, как известно, у человека нет будущего!
Это и заставило представителей нескольких общественных организаций республики сесть за «круглый стол», чтобы найти выход из ситуации, в которой наш народ оказался по вине ангажированных Западом грузинских политиков. Ведь почти два десятка лет сообщение между нашими странами было затруднено, а последние несколько лет совершенно прервано.
Неизвестно, как надолго эта ситуация законсервируется, а время, и не только оно, неумолимо разрушают наши святилища, а без них придет в упадок и наш духовный мир.
— Что вы имеете в виду наряду со временем?
— Я говорю о том, что осетинские дома, оставленные без присмотра, подвергаются на территории Грузии планомерному уничтожению. Вроде бы какие-то неизвестные лица растаскивают, а то и совершенно намеренно крадут, портят строения, пытаются их подешевке скупить или просто захватить. И грузинские власти «не могут» ни предотвратить эти безобразия, ни схватить за руку вандалов. Такая же участь может постичь и наши святилища, если на то последует соответствующий политический заказ из столицы.
И в нынешней ситуации властям Грузии на руку отсутствие контроля со стороны хозяев строений, международного сообщества из-за закрытой границы с Россией. А между тем, в мире существуют правовые механизмы «открытия» границ между государствами и в отсутствие между ними дипломатических отношений.
— Что они из себя представляют?
— Например, в Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) работает «Тематическая группа по Северному Кавказу». Согласно международной конвенции 2003 года активно работает и российский комитет по сохранению нематериальных культурных ценностей. Существуют и другие международные гуманитарные и правовые институты, которые занимаются восстановлением прав разделенных народов.
На поиск установления общения с ними и форм взаимодействия и были направлены усилия общественных организаций республики на состоявшейся встрече. В ней участвовали представители международной общественной организации «Стыр Ныхас», фонда святилищ Осетии, нашей и дзуарылагта — хранители святилищ 15 осетинских сел Казбегского района Грузии.
Однако все это пока только подходы к проблеме, которые необходимо углублять и переводить в практическую плоскость. Кстати, мы будем благодарны за любую помощь юристам-международникам и сотрудникам гуманитарных организаций в определении круга наших потенциальных партнеров и контактную информацию.
— В чем вы видите свою задачу, какие вопросы намерены ставить перед международными организациями?
— Наша задача — обратить внимание на то, что мы, выходцы и жители Казбегского района, находимся в едином культурном пространстве как с Северной, так с и Южной частями Осетии. Наш язык, святилища ритуалы и праздники не имеют различий.
И в культурном, и в экономическом плане Казбегский район жил полной жизнью и развивался, в основном, благодаря связям с Россией, частью которой долгое время был, либо входил с ней в одно государство.
Сейчас же из-за политических неурядиц район практически вымирает, о чем мы постоянно слышим от живущих там наших родственников и знакомых, заезжих очевидцев.
Небольшая группа людей, которые там еще осталась, живут единственной надеждой на то, что к ним приедет какой-нибудь турист, и за его счет они поправят свое материальное положение. А ведь по обычаям гор гость всегда был божьим посланцем, и горец делил с ним даже последний кусок хлеба.
Наряду с этим лидеры тбилисского режима постоянно твердят, что Грузия процветает и семимильными шагами «движется в Европу», при том, что нарушения прав рядовых жителей происходят в ней ежеминутно. Поэтому сегодня, чтобы попасть домой или к родным, кто-то, являясь гражданином России, вынужден незаконно получать гражданство Грузии. Замечу, даже тем осетинам, кто получил грузинское гражданство, на их просьбу указать в паспорте, что они — осетины, отвечали: у нас такой национальности нет!
Однако и такое решение было возможно лишь до августа 2008 года, сегодня же это почти невозможно «технически», и возникла новая, моральная проблема. После того как даже международные комиссии подтвердили, что именно грузинский режим начал войну с Южной Осетией и ставил перед собой цель полностью уничтожить осетин, принимать гражданство Грузии — значит косвенно поддерживать антигуманный тбилисский режим.
И все же, хотя сегодня часть Дарьяльского ущелья находится на территории Грузии, мы продолжаем считать его своей малой родиной. А потому наше требование — в возможности посещения родных мест хотя бы по нашим общим и ущельским, сельским религиозным и фамильным праздникам. В относительно свободном доступе к нашим святыням!
— Что уже делается для этого?
— Очень важную работу начал «Стыр Ныхас», который получил статус международной организации, — документирование осетинских святилищ и составление карты их местонахождения. В связи с этим наше собрание также просило «Стыр Ныхас» не оставить без внимания святилища Кобинской котловины и Труссовского ущелья. В дальнейшем мы надеемся, что к нам подключатся и выходцы из Гудского ущелья.
Вопросы проведения праздников требуют постоянного внимания, прежде всего от хранителей святилищ, так как по всей Осетии происходят нестыковки при определении дат проведения праздников. Так что актуален вопрос и составления единого согласованного календаря.
Также хранители святилищ Казбегского района могут помочь в подсчете численности выходцев из него и жителей. Сегодня мы имеем неполный список в 1,5 тысячи человек, но на самом деле нас намного больше.
Ведется и работа по сбору как архивных материалов, так и рассказов местных жителей и выходцев из Казбегского района о его истории, истории фамилий его старожилов. Все это — составляющая духовной культуры нашего народа, утратить которую мы не имеем права перед своими потомками.
«Северная Осетия»