15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Облачно)
60 %
7 м/с
Такое вот кино
11.08.2011
12:33
Такое вот кино

Уже год минул с тех пор, как в Москве, на уровне министерства культуры и Госкомимущества России, официально утвердили в должности нового директора Северо-Кавказской студии кинохроники — выпускника ВГИКа, режиссера, актера, сценариста, члена Союза кинематографистов РФ, депутата парламента Северной Осетии Бориса Кантемирова. Кандидатуру, широко известную и уважаемую и в творческих, и в общественно-политических кругах нашей республики. Тогда же на страницах «СО» появилось и большое интервью с Борисом Маирбековичем, посвященное тому, какие первоочередные шаги планировало сделать новое руководство студии, чтобы начать выводить ее из кризиса. А ситуация здесь на тот момент действительно сложилась более, чем проблемная. И проблемы эти, ворох за ворохом, накапливались не один год…

Выживать в жестких реалиях рынка Северо-Кавказской студии кинохроники — одному из старейших в регионе центров кинопроизводства, отметившему в прошлом году свое 65-летие, оказалось очень и очень непросто. У нее накопились миллионные долги. Нависла реальная угроза банкротства. Около двух лет была фактически парализована и творческая работа на студии…
«Сами ее помещения — это федеральная собственность. И Росимущество настроено на то, чтобы ее продать за долги. Часть студии уже арестована судебными приставами. И наша задача номер один — ее продажу не допустить», — так обрисовал тогда, в конце июля 2010 года, ситуацию на Северо-Кавказской студии кинохроники Борис Кантемиров. И подчеркнул: несмотря на все трудности, ее необходимо сохранить для республики — сохранить как живой, полнокровный, приносящий отдачу творческий организм.
Что же изменилось здесь за минувший год? Как сейчас складывается судьба студии? Эти вопросы «СО» вновь адресовала напрямую ее директору. И тот поделился с газетой сразу двумя новостями. Одна из них, в полном соответствии с законами жанра остросюжетного кино — хорошая. Другая — увы, наоборот…
— В этом году в Москве, в Минкульте России, утверждены и будут профинансированы из средств федерального бюджета две заявки студии на съемки документальных кинокартин. Рабочее название одной из этих лент — «Герой в героическом городе». Она расскажет о судьбе нашего именитого земляка, полного кавалера ордена Славы, фронтового разведчика Виктора Коняева, а снимать ее будет режиссер Мадина Тезиева. Название второго фильма — «Игра». В качестве его режиссера выступаю я сам, а посвящен он будет проблемам патриотического воспитания молодежи, — рассказывает Борис Кантемиров. — Всего же в этом тендере от Северо-Кавказской студии кинохроники участвовали пять заявок. Из них четыре — документальные. И одна игровая — на экранизацию романа Алана Черчесова «Реквием по живущему», который несколько лет назад стал литературной сенсацией российского масштаба. Сценарий этого фильма, очень интересный, написал Мурат Джусоев. Но, к сожалению, эта наша заявка в Москве не прошла: тендеров в номинации «игровое кинопроизводство» было только восемь на всю Россию, и мы, понятно, не выдержали здесь конкуренцию со столичными «зубрами» отечественной киноиндустрии.
Так что маховик творческого процесса на студии вновь будет запущен. И это обнадеживает. Но сама студия, к сожалению, по-прежнему включена на данный момент Росимуществом в план приватизации. И приходится признать: скорее всего и ее здание, и огромные производственные площади, которыми она располагает, мы потеряем — если не вмешаются в ситуацию руководство Северо-Кавказского федерального округа и непосредственно Председатель Правительства России.
С положением дел, создавшимся на студии, детально ознакомлено нами и правительство республики. Министр культуры и массовых коммуникаций Фатима Хабалова обращалась по этому поводу за содействием в российский Минкульт. Но надо смотреть на вещи трезво: ситуация такова, что, повторюсь, без личного участия Александра Хлопонина и Владимира Путина спасти студию от приватизации республика не сможет… А вот за то, чтобы сохранить ее как юридическую структуру и творческий организм, мы будем биться. И здесь перспективы — куда более ясные и обнадеживающие.
…Как говорится, информация исчерпывающая: ничего не убавить и не прибавить. Точнее, прибавить тут можно только одно: площади, принадлежащие Северо-Кавказской студии кинохроники, — это в общей сложности около 4 тысяч квадратных метров. Лаборатории, просмотровые залы, монтажные, павильоны, служебные помещения… Целое богатство. И вполне понятна подоплека упрямо циркулирующих в республике слухов: «Ясно, откуда «растут ноги» у настойчивого стремления не мытьем, так катаньем приватизировать студию»…

Однако будет очень обидно и горько, если в ее непростой судьбе все-таки произойдет такой вот «крутой поворот». И, отталкиваясь от хрестоматийного лозунга о том, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино», не утратившего для России свою идеологическую актуальность и в наши дни, стоит, наверное, еще раз задуматься: а все ли сделано республикой, чтобы отстоять на федеральном уровне Северо-Кавказскую студию кинохроники — базовую, старейшую площадку осетинской кинодокументалистики? Все ли «рычаги» для этого задействованы? Или нет?..Е. Коваленко, «Северная Осетия»