15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
21°
(Облачно)
51 %
1.8 м/с
Уберечь Историю – ради Будущего…
27.02.2010
00:50
Уберечь Историю – ради Будущего…

О том, как сохранить уникальные памятники архитектурной старины в Осетии, стремящейся сегодня стать «туристической Меккой», размышляет архитектор и краевед Сослан Цаллагов.

— То, что судьбе историко-архитектурного наследия Северной Осетии было посвящено специальное заседание этого действующего в республике представительного общественного совета, прозвучало новым подтверждением: проблема, что называется, наболела до предела. Ваше мнение, Сослан Федорович — как специалиста, занимающегося ее анализом уже не один десяток лет: за что здесь нужно браться в первую очередь? И как консолидировать в этом направлении усилия власти и общества?

— Еще недоброй памяти Адольф Гитлер говорил, что если отнять у народа памятники материальной и духовной культуры, которые он создавал веками и которыми гордится, то он утрачивает опору на свои корни, теряет свое национальное «я» — и перестает быть народом, превращаясь в рабов, в послушную биомассу… Именно поэтому и уничтожала так безжалостно машина вермахта на оккупированных в Великую Отечественную войну территориях памятники культурного наследия — это был не просто бездумный вандализм, а сознательная и циничная идеологическая политика… Увы, мы, живущие в Осетии, подчас словно бы и не задумываемся сегодня о судьбе своего уникального культурного наследия, неотъемлемой частью которого являются памятники архитектуры. В точности по пословице: «Что имеем — не храним»…
На январском заседании Совета по культуре и его председателем, премьером правительства республики Николаем Хлынцовым, и другими участниками — известными нашими деятелями культуры и искусства — была высказана глубокая озабоченность современным состоянием и будущим многих памятников архитектуры Северной Осетии. И в том числе, самим Николаем Александровичем были приведены конкретные примеры того, как в горной части республики бесконтрольно отводятся частным застройщикам участки земли в непосредственной близости от объектов культурного наследия федерального значения — что приводит к деградации уникальных историко-архитектурных ландшафтов. В частности, упомянул он здесь Алагирский район. Худрук Северо-Осетинского театра оперы и балета Лариса Гергиева привела еще один такой горький факт, на который с тревогой обратили уже внимание и многие и российские, и зарубежные гости республики, побывавшие в наших горах, — это масштабная частная застройка, развернутая на фоне древних башен селения Цмити. Заместитель министра культуры Галина Тебиева наглядно продемонстрировала собравшимся «фотогалерею» владикавказских памятников архитектуры, нуждающихся в срочной помощи реставраторов, о печальном состоянии многих из которых (к примеру, на том же проспекте Мира) писала в разное время и «СО» … И этот список можно еще продолжать.
Хочу напомнить здесь, что на протяжении «постперестроечных» лет не стояла в стороне от этих проблем и такая республиканская творческая организация, как Северо-Осетинское отделение Союза архитекторов России.
Ее активистами было сделано немало, чтобы привлечь внимание общественности к состоянию наших памятников зодчества — как на равнинной, так и в горной зоне Осетии. На общественных началах был разработан проект положения о генеральном плане города Владикавказа. И в его материалах тоже уделялось серьезное внимание рекомендациям по сохранению неповторимого архитектурного «лица» исторической части столицы нашей республики, ее старых кварталов. Была разработана и детальная концепция так называемой колористической организации «сердца» старого Владикавказа. Ведь, к сожалению, не секрет, что нередко исторические здания у нас красят, «как бог на душу положит» — а отсюда и кричащие цветовые диссонансы, и острые «проблемы со вкусом» в облике наших улиц и площадей… И на целый ряд таких зданий города были составлены активистами республиканского Союза архитекторов специальные колористические паспорта — то есть, подробнейшие указания на предмет того, какой должна быть цветовая гамма их фасадов. Тут можно назвать и здание Русского театра, и бывшее Владикавказское общество взаимного кредита — ныне супермаркет «Солнечный», и дом барона Штейнгеля на территории ЦПКиО им. К.Хетагурова, где сегодня размещается дирекция парка, и здание бывшего городского Дома дружбы на проспекте Мира, в котором располагается сейчас офис республиканской службы занятости, многие другие здания занимающиеся арендой офисов на проспекте Мира, и жилой дом на ул. Огнева, 9, и здание банка на углу проспекта Мира и улицы Никитина…
В прошлом году «СО» писала и о том, что под эгидой Союза архитекторов республики и по инициативе нового руководства АМС г. Владикавказа началось также составление архитектурно-планировочных заданий по реконструкции и реставрации двух «жемчужин» столицы Северной Осетии — Центрального парка культуры и отдыха и проспекта Мира. Эти работы сейчас находятся уже в стадии проектирования.

— Очень серьезную тревогу вызывает сегодня у историков, краеведов, специалистов органов охраны памятников, да и всех жителей республики, кто болеет душой за судьбу своего национального культурного наследия, и состояние тех его объектов, которые находятся в горной полосе Осетии: памятников средневековой культовой архитектуры, святилищ, склеповых комплексов, фамильных башен, замков-галуанов… Каким-то из них за последние несколько лет рука помощи у нас была протянута, в том числе и при содействии федерального центра, например, знаменитой Нузальской часовне, Зругскому храму… Но, увы, куда больше тех, которые сегодня сиротливо разрушаются под натиском неумолимого времени, природной стихии, а подчас — и современных геростратов. Как, скажем, та же башня Кубатиевых у селения Кора-Урсдон — да и не только она… А есть и такие, под самым «боком» у которых вовсю ведется строительство помпезных дачных особняков, загородних ресторанов и прочих современных архитектурных «новоделов» — вопреки нормам и требованиям существующего российского законодательства…

— Лично я убежден: уже назрела необходимость ввести у нас в республике в учебные планы на архитектурном и строительном факультетах СКГМИ, да и на факультете искусств СОГУ для будущих дизайнеров курс лекций, знакомящий студентов с основами законодательства, действующего в сфере охраны памятников. Потому что нередки, к сожалению, случаи, когда не только заказчик, но и сам автор архитектурного проекта, в результате воплощения которого в жизнь так или иначе страдает расположенный рядом памятник культуры, совершенно искренне признается потом, оправдываясь: «А я о таких законодательных запретах ничего не знал»…
Немало у нас серьезных проблем сегодня и в сфере реставрации архитектурных памятников горной полосы. И связаны они далеко не только с тем, что не хватает на это средств: ведь для этого нужны не одни лишь финансы, но и кадры — высокопрофессиональные, дипломированные, знающие… В свое время, еще в советские годы, мне пришлось осуществлять архитектурный надзор за ведением реставрационных работ на территории знаменитого Даргавсского некрополя — Городка мертвых. В этом проекте предусматривалась не только реставрация его отдельных склепов, но и благоустройство и мощение прилегающих к комплексу площадей, устройство ограждений по его периметру, входного павильона — чтобы не просто привести в порядок сам некрополь, но и обеспечить удобный доступ к нему экскурсантам, туристам…

— Кстати, когда осенью прошлого года, в дни празднования 150-летнего юбилея Коста Хетагурова, в республике побывала представительная делегация съехавшихся во Владикавказ на семинар директоров литературных музеев России, эти именитые гости Осетии очень тепло и с похвалой отозвались о том, как удобно и профессионально в Городке мертвых все это сделано. Не сравнить по многим пунктам, как они подчеркивали, с тем же Наром — где и доступа к старинным фамильным башням, помнящим Коста, — практически никакого, и крутой спуск по склону к зданию дома-музея поэта подчас превращается в настоящий «экстрим»…

— В Даргавсе тоже не все реставраторам давалось просто. Вспоминаю, сколько трудов потребовало там восстановление старинной циклопической каменной кладки склепов. Искуснее всех этим мастерством владел один из участников тех работ — Шамиль Демеев. Именно им была восстановлена тогда же и нуждавшаяся в реставрации часть кладки галуана Карацевых. А вот много ли сегодня у нас в Осетии таких умельцев?
Конечно, достаточно в республике и примеров профессионального подхода к реставрационным работам на памятниках старинного зодчества. Скажем, реставрация святилища Реком. Или взять Алагирский собор Вознесения Господня — уникальный образчик нововизантийской культовой архитектуры, который еще в 1940-х годах прошлого века утратил звонницу, а состояние основного его здания требовало проведения неотложных гидрозащитных и реставрационных работ. Сегодня я горжусь тем, что в свое время выступил одним из инициаторов его реставрации, к которой были привлечены специалисты из Санкт-Петербурга. Правда, окончательная реставрация этого архитектурного комплекса и по сей день еще не завершена. В полном объеме из того, что планировалось, удалось выполнить гидроизоляционные работы по нижним основаниям стен храма, отреставрировать его кровельное покрытие и фрески интерьеров. А вместо воссоздания утраченной звонницы на территории памятника была установлена временная.
Но вышеперечисленные объекты — это мизерная часть архитектурных памятников Осетии, приведенных более-менее к первозданному виду. К сожалению, у нас в республике нет пока в этом направлении ни своей профессиональной реставраторской школы, ни достаточной материальной базы, которая позволила бы ее создать. А свои специалисты, имеющие лицензии на реставрационную деятельность, практически отсутствуют… И задача сегодняшнего дня: привлекая при необходимости в республику таких профессионалов извне, начать формировать собственные реставраторские кадры.
Срочно необходимо взяться и за такую работу, как составление архитектурных проектов так называемых охранных зон и зон регулирования застройки, на территориях которых находятся подобные исторические объекты. Это предотвратит несанкционированное строительство вблизи памятников старины.

— Сегодня в горной зоне республики планируется очень серьезно возрождать курортно-рекреационную отрасль. У всех на слуху уникальный в масштабах Северного Кавказа проект «Мамисон». И закономерно «всплывает» вопрос: как, осваивая богатейшие рекреационные возможности наших горных территорий, которые пока еще лежат «мертвым грузом» и не приносят Осетии экономической отдачи, соблюсти здесь принцип «не навреди»? По отношению и к природе наших гор, и к сосредоточенным там памятникам культурного наследия — национальным святыням Осетии?

— Подход к этому, конечно же, должен быть максимально чутким, осторожным и выверенным, чтобы не произошло разрушения сложившегося в наших горах уникального исторического ландшафта. Ведь современные объекты техногенного характера — ЛЭПы, плотины, трубопроводы, дороги, мосты и так далее — порой могут до неузнаваемости его изменить. И — не в лучшую сторону. А чем тогда будут восхищаться те же туристы, которых мы планируем к себе привлечь?
В свое время, когда в республике существовало общество охраны памятников, информацию о состоянии отдельных наших объектов архитектурной старины, расположенных в труднодоступной горной местности, собирали его районные инспектора. Сегодня деятельность этого общества, у «руля» которого многие годы стояли такие энтузиасты, очень солидный вклад внесшие в дело сохранения историко-культурного наследия Осетии, как К.Я.Фидаров, З.А.Гутиев, Н.М.Ардасенов, в республике, к большому сожалению, прекращена. Но почему бы не внедрить у нас в практику технологическое «ноу-хау», которым не только за рубежом, но уже и в целом ряде регионов России в этой сфере сейчас активно и успешно пользуются — космическую фотосъемку? Ведь подобный мониторинг состояния архитектурных памятников в наших труднодоступных горных районах, который можно было бы вести, фотографируя их из космоса, скажем, раз в месяц, был бы республике вполне по карману: заказать одну такую фотографию «Роскосмосу» сейчас уже стоит всего-то около 200 рублей…
У Северной Осетии и из-за ее природных красот, и из-за того, что столько в наших горах уникальных историко-культурных жемчужин — сегодня богатейший потенциал для того, чтобы развивать индустрию активного туризма, курортного дела, путешествий, экскурсий, горных зимних и летних видов спорта. Но пока этому во многом препятствует неосвоенность горных территорий с экскурсионно-туристической точки зрения. Необходима организация у нас широкой сети туристических маршрутов, которые максимально ярко демонстрировали бы гостям республики (да и самим жителям ее — тоже), что такое горы Осетии. И, конечно, необходима активная популяризаторская, рекламная работа в этом направлении, чтобы привлекать в Осетию туристов и инвесторов от турбизнеса — российских и зарубежных.
И по линии Союза архитекторов и республиканского филиала Российского фонда культуры такая работа сегодня, хочу отметить, ведется. В 2009-м и в начале нового 2010 года на страницах ряда центральных российских журналов и альманахов — таких, например, как «Путешествие по России», «Архитектура. Строительство. Дизайн», «Ландшафтный дизайн», « Красивые дома», «Дизайн и строительство Санкт-Петербурга», — были опубликованы материалы об архитектуре Осетии и ее памятниках. А еще в нынешнем году, юбилейном году 70-летия Северо-Осетинской организации Союза архитекторов России, в Москве, в Центральном доме архитектора планируется выставка, посвященная горной архитектуре республики. На ее открытие будут приглашены представители правительства Москвы и архитектурных кругов. А во Владикавказе предполагается провести научно-практическую конференцию по проблемам архитектуры и градостроительства Северной Осетии, тоже приуроченную к этому юбилею.
И еще. Руководством и активом Северо-Осетинского филиала Российского фонда культуры сейчас разрабатывается программа налаживания этнокультурных связей с венгерскими ясами — потомками аланов. И там, в Венгрии, в административном центре Ясской области — городе Ясберень, а также в Будапеште тоже планируются организация большой выставки материалов о памятниках архитектуры Осетии, демонстрация фильмов о них. В планах — и установление тесных творческих связей между студентами и педагогами архитектурных специальностей из нашей республики и Венгрии. Буквально на днях я получил по электронной почте письмо из Будапешта, от известного венгерского лингвиста, друга Осетии Бэлы Ковача, в котором он информирует нас, что венгерская сторона дает всем этим проектам «зеленую улицу».

Историко-культурные памятники республики — бесценное сокровище нашего народа. Утратить которое мы ни в коем случае не должны, памятуя мудрую истину: «Выстрел в Историю из пистолета неминуемо «отзовется» выстрелом из пушки, которым нашим потомкам ответит будущее»… И то, что этой проблемой в Осетии сегодня озабочены и общественность, и власть, обнадеживает: подвижки здесь пойти должны. Если возьмемся мы за ее решение по-настоящему, неравнодушно — и всем миром…

«Северная Осетия»