15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Облачно)
60 %
7 м/с
Убийцы по неосторожности
04.07.2013
11:58
Убийцы по неосторожности

Не время повествовать о фактах очевидных, в частности о том, что транспорт является средством повышенной опасности, поскольку все мы либо автомобилисты, либо пешеходы, а то и два в одном, однако сие знание остается зачастую лишь в теории, а на практике количество летальных исходов на дороге год от года увеличивается.

Недавно ГИБДД РСО–Алания обнародовала голые цифры или, выражаясь деликатно, неутешительную статистику, а именно, с начала этого года на дорогах нашей республики произошло 334 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 47 человек (к моменту выхода статьи их количество увеличилось), причем, по вине самих водителей — 313 ДТП; из них по вине пьяных водителей — 24 ДТП, пятеро погибших.

За нарушение Правил дорожного движения, в связи с чем, как вы понимаете, и случаются трагедии на дорогах, к различным видам административной ответственности за минувшие пять месяцев в нашем регионе привлечены почти 235 тысяч человек, в том числе, за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения задержаны 3 164 человека(!). Последних, что называется, Бог миловал — понесли наказание в административном порядке, а ведь есть и те, кто не ушел от уголовной ответственности, отбывая реальный срок в местах не столь отдаленны

С начала сего года Верховный суд республики вынес кассационные определения одного порядка, оставив без изменения приговоры районных судов.

Дети каждый день ждут подачки

Жуткая трагедия случилась в один из июньских вечеров в городе Ардоне прошлым летом, под колесами микроавтобуса погибли двое мужчин, оставив сиротами семьи с двумя и тремя детьми. 23 июня 2012 года, примерно в 21 час 30 минут, в отъезжающую от продуктового магазина «семерку», на огромной скорости влетела пассажирская «Газель», за рулем которой находился 19-летний студент Горского аграрного университета Хетаг Тлатов. В обвинительном заключении экспертами была установлена весьма далекая от безопасной скорость движения микроавтобуса — 100 км/час, которая превышала допустимую скорость в черте населенного пункта на 40 км/час. От ударного столкновения машины как щепки разлетелись в разные стороны. В результате ДТП, находившийся в «семерке» 38-летний житель Ардона погиб на месте, водитель легковой машины позже скончался в реанимационном отделении местной больницы. От повреждений и силы удара «Газель» загорелась и только по счастливой случайности две девушки, находившиеся в салоне, не пострадали. Стаж вождения студента составлял буквально несколько месяцев, при этом у него не было разрешения на управление таким автотранспортом.

В ходе судебного заседания, признав себя в полном объеме виновным в инкриминируемом ему деянии, Х. Тлатов ходатайствовал о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. Ардонский районный суд, установив, что подсудимый, управляя автомобилем, нарушил ПДД, что повлекло по неосторожности смерть двух лиц, вынес приговор — назначить Тлатову наказание в виде лишения свободы сроком на три года шесть месяцев с отбыванием в колонии-поселении и с лишением права управлять транспортным средством на два года. Однако последний, как сказано в апелляционной жалобе, поданной в Верховный суд РСО-А, посчитал приговор «чрезмерно суровым», так как суд первой инстанции (т.е. Ардонский суд) не учел его признания в содеянном, полного раскаяния и (внимание!) возмещения причиненного вреда(!). И попросил суд высшей инстанции применить условное осуждение и снизить срок лишения управления транспортным средством до одного года.

В продолжение темы, адвокат произнес речь с, мягко говоря, некорректными выражениями: «Я являюсь не только защитником Тлатова, но и соседом потерпевших, и видел, как они пошли на примирение, после того, как Тлатовы заплатили по 150 тысяч каждой стороне, еще стоимость автомашины, 45 тысяч дали на продукты, на установку памятника…» В дальнейшем в своем выступлении адвокат Н. Козаев все диву давался, что, дескать, за двадцать один год практики он ни разу не видел, чтобы вот так помогали родственникам потерпевших: «…и если сейчас его (Тлатова) изолировать от общества, то мы накажем детей, которые каждый день ждут какой-нибудь подачки, ведь все потерпевшие говорят, что им больше никто не окажет помощи, если его посадят…».

Наверняка, непросто сделать какой-то однозначный вывод относительно истины, пребывая в чрезмерном эмоциональном накале, однако одна правда на всех в данном вопросе все же есть — невосполнимая утрата — и эта фраза не имеет иной семантической нагрузки кроме уже сказанной, ибо утрату жизни человеческой невозможно восполнить абсолютно ничем и никогда.

Лишил жизни в пьяном угаре

Часто драматические события разворачиваются на дорогах под колесами горе-водителей, которые без особых угрызений совести позволяют себе принять «на грудь», после чего, можно предположить, происходит полная атрофия мозговой деятельности. Именно с их преступной безответственной халатности безутешные семьи пострадавших оказываются в положении абсолютного «края», оплакивая ушедших до конца дней, либо выхаживая своих родных, которые были полны жизненных сил, строили планы на будущее и враз стали инвалидами.
«…Находясь в состоянии опьянения, управляя автомобилем, нарушил Правила дорожного движения, что повлекло по неосторожности смерть человека», — такое универсальное начало имеют практически все приговоры, выносимые судами по статье 264 УК РФ, где уголовной санкцией является наказание, не превышающее десяти лет лишения свободы.

6 февраля 2013 года в ночное время, 29-летний З. Р. Бароев, находясь в состоянии алкогольного опьянения, управляя «девяткой», «двигаясь по автодороге проспекта Коста, со стороны улицы Барбашова в направлении улицы Гадиева, проявил преступную самонадеянность, должным образом не оценил дорожную обстановку, не принял своевременных мер к снижению скорости и остановке транспортного средства, при возникновении опасности для движения пешехода Ф., которая стояла на расстоянии 10 метров от правого края проезжей части, совершил наезд на нее..». Несчастную успели лишь довезти до реанимационного отделения РКБ, где она скончалась от острой массивной кровопотери. Советский районный суд г. Владикавказа, учитывая признание вины и раскаяние в содеянном, вынес приговор в отношении Бароева, назначив наказание в виде лишения свободы сроком на четыре года с отбыванием в колонии-поселении с лишением управления транспортным средством на три года.

17 июля 2012 года, около десяти часов вечера, 24— летний Г. Г. Калицев после возлияний на праздновании дня рождения с двумя приятелями выехал из с. Ногира. Управляя автомобилем марки ВАЗ-21063 на участке автодороги между улицами Джатиева и Пушкина, совершил наезд на молодого человека, ехавшего в том же направлении на велосипеде. Несмотря на то, что Калицев с находившимися пассажирами судорожно попытался спасти парня, отвезя его в больницу, положение было уже невозможно выправить. В результате К. были причинены телесные повреждения и черепно-мозговая травма, сопровождающаяся кровоизлиянием, что неминуемо повлекло его гибель. Приговором Пригородного районного суда Калицев был осужден к четырем годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении с лишением управления транспортным средством сроком на три года.

У магазина «М-видео», расположенном по улице Московской, 17 августа 2012 года, около одиннадцати часов вечера, на бешеной скорости 39-летний И. В. Самбегов в невменяемом состоянии алкогольного угара врезался в «десятку», которую от силы столкновения перевернуло.

Из обвинительного заключения: «Самбегов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, управляя автомобилем «Мерседес 400 S», не имея при себе водительского удостоверения и надлежащих документов на право управления автомобилем, двигаясь по Московскому шоссе г. Владикавказа со стороны ул. Барбашова в сторону ул. Калинина со скоростью 130 км/ч (превысив максимально допустимую скорость в черте населенного пункта на 70 км/ч), проявил преступную небрежность, должным образом не оценил дорожную обстановку, не избрал безопасную скорость движения… и совершил столкновение с впереди движущимся автомобилем ВАЗ— 2110».

Кое-как выбравшийся водитель «десятки» вытянул из салона своего автомобиля пассажирку, спасти которую так и не удалось. Смерть девушки наступила на месте ДТП в одночасье… Сам Самбегов, узнавший от своих родственников о совершении им же преступления, вину признал. На суде пояснил, что скорость движения своего автомобиля не помнил, впрочем, как не помнил и само столкновение, и то, что было потом, а пришел в себя, оказавшись в больнице с двусторонним переломом нижней челюсти. При вынесении приговора Советский районный суд принял во внимание как смягчающие вину обстоятельства — Самбегов является ветераном боевых действий, так и другие данные, характеризующие его личность, а именно: с диагнозом «хронический алкоголизм» он уже пять лет состоит на учете у нарколога, неоднократно привлекался к административной ответственности, в том числе и за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения; кроме того, данное преступление Самбегов совершил в период испытательного срока по приговору Промышленного суда, вынесенного годом ранее. Суд назначил ему наказание в виде шести лет и шести месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении, с лишением управления транспортным средством сроком на три года.

Следует отметить, что все выше обозначенные фигуранты дел как один, считают приговоры районных судов чрезмерно суровыми, а назначенное наказание — несоответствующим тяжести совершенного ими преступления, в связи с чем просили Верховный суд РСО–А изменить решения судов. Однако высший суд республики был непреклонен, оставив решения районных судов без изменений, а жалобы защитников подсудимых — без удовлетворения. Стоит помнить, что в настоящее время суды достаточно жестко и принципиально относятся к преступлениям данной категории дел, и снисхождение, которое ожидают протрезвевшие водители, однозначно не будет им отпущено, поскольку на кону ЖИЗНЬ человеческая.

Понятное дело, многие могут возразить тому, что проблема участившихся ДТП лежит не только на плечах водителей и надо бы подойти к этому вопросу системно — то есть разрабатывать новые системы безопасности водителя и пассажиров, строить защищенные автобусные остановки, работать над улучшением качества дорог, делать пешеходные переходы безопасными, повышать профессионализм сотрудников ДПС, бороться с коррупцией в их рядах, и многое другое. Собственно, никто и не спорит, каждый из этих элементов играет очень важную роль и заслуживает отдельного внимания даже не в рамках этой статьи, а в качестве, скажем, какой-нибудь правительственной программы по повышению безопасности дорожного движения.

Но есть первопричины, а, следовательно, и первостепенные задачи — приучать самих водителей соблюдать ПДД, в особенности, соблюдать скоростной режим и элементарно — не садиться за руль в пьяном виде — это главные постулаты автомобилиста, которые неизбежно за короткий промежуток времени сведут к минимуму число человеческих жертв на дорогах.
Анжела СУАНОВА, пресс-служба Верховного суда РСО–Алания