15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
21°
(Облачно)
60 %
5 м/с
Вера – для объединения, а не для розни
17.02.2010
23:19
Вера – для объединения, а не для розни

Религия как духовная составляющая занимает все большее место в жизни современных россиян. При этом мы остаемся одним из самых многоконфессиональных государств мира, и наша республика — один из ярчайших примеров сплава различных культур и верований. Ислам является второй по численности его приверженцев религией и в стране, и в Северной Осетии. Их число составляет седьмую часть населения России и до пятой части — у нас. О том, какие процессы идут сегодня в исламской умме страны и республики, «СО» поинтересовалась у муфтия Северной Осетии Али-хаджи ЕВТЕЕВА.

— Уважаемый Али-хаджи, сейчас широко комментируется объединительный процесс трех исламских центров России, в котором вы принимаете активное участие. Можно узнать об этом, как говорится, из первых рук?

— Второго февраля в Москве состоялось первое заседание рабочей группы из представителей руководства, как вы правильно отметили, трех исламских региональных объединений страны. За годы перестройки и политических реформ сформировались три крупных центра, объединяющих мусульман центральной, восточной и южной частей России. Первую организацию — Центральное духовное управление мусульман возглавляет Талгат Таджутдин, вторую — Совет муфтиев России — Равиль Гайнутдин и наш — Координационный совет муфтиев Северного Кавказа — Исмаил-хаджи Бердиев.
Около двух месяцев назад Талгат Таджутдин призвал к объединению этих трех организаций. Идею обсудили и поддержали практически все исламские общины страны. Это естественно вытекает из постулатов нашей религии о единстве всех последователей ислама, это и больше соответствует сложившимся в нашей огромной стране реалиям общественно-политических отношений.
Теперь идея перешла в стадию практической реализации, которая началась с поиска конкретных путей и форм объединения. Именно по этим принципиальным вопросам и должна подготовить предложения рабочая группа.

— Кто ее возглавляет и как долго продлится подготовительная работа?

— Честь и большую ответственность возглавить группу доверили мне. Признаюсь, для меня это было полной неожиданностью! Пока намечено три ежемесячных заседания группы, одно из которых уже прошло в Москве, другие запланированы в Уфе и Дагестане.
По уже высказанным мнениям представляется, что в течение ближайшего года общие предложения руководства трех исламских центров о формах объединения должны пройти обсуждение на съездах мусульман субъектов России и заседаниях самих центров. А наиболее легитимным решение об объединении будет, если его примет всероссийский съезд мусульман.

— Вы упомянули реалии общественно-политических отношений, а как они складываются между вашей организацией и властью в республике?

— Сложившейся практикой стало то, что ежеквартально меня принимает Глава республики. Очередная наша встреча состоялась буквально накануне моей командировки в Москву, о целях которой я также проинформировал Таймураза Дзамбековича. Он, конечно, поддержал стремление мусульман страны к объединению в целях достижения более устойчивого внутри— и межконфессионального согласия в стране, более эффективного участия российской уммы мусульман в общегосударственных делах.
Кроме того, я рассказал главе республики о работе, проводимой нашим духовным управлением. Приоритетными направлениями которой являются просвещение, проповедь, благотворительность, строительство или восстановление мечетей, участие в общественной и политической жизни нашей республики. Без ложной скромности скажу, что глава был впечатлен их объемом и содержательностью и отметил столь достойное участие мусульман в жизни нашей республики.

— Могли бы вы рассказать о наиболее важных планах своей работы?

— По федеральному закону исторические здания религиозного назначения должны быть возвращены членам соответствующих общин. Таких зданий, а точнее — мечетей, в республике — восемь. Недавно была отреставрирована мечеть в с Зилги, идут восстановительные работы в Беслане. Кстати, по инициативе Главы республики Таймураза Дзамбековича. Ждут своего часа мечети в Эльхотово, Карджине, Ногкау, Заманкуле и еще одна владикавказская мечеть — бывший планетарий.
Последний объект вызвал ряд эмоций вроде того, что детей лишают источника знаний. Однако около десятка лет почему-то никого не волновало, что планетарий не работал и превратился в конгломерат коммерческих структур. Кроме того, мы предложили руководству республики совместить в одном здании и планетарий, и действующую мечеть, и они совершенно не будут мешать друг другу.
Ведь именно мусульмане открыли для человечества двери таких наук, как химия, алгебра и астрономия. И первая обсерватория на земле мусульманского ученого Улугбека появилась, как это многие знают, именно на территории одного из религиозных центров ислама в Самарканде.
Также я ознакомил Таймураза Дзамбековича с планами и проектом создания культурно-просветительского центра в едином ансамбле с Суннитской мечетью во Владикавказе. Он будет вбирать в себя помещения для проведения культурных мероприятий, презентаций, выставок, детских праздников. И хочу отметить, что центр и его ресурс будет предоставлен в пользование для всех горожан и организаций.
Этим мы хотим продолжить светлые традиции наших предков мусульман, которые сделали когда-то неоценимый подарок нашему с вами городу — эту прекрасную мечеть. Ею восхищается весь мир. Именно поэтому она внесена в реестр памятников мировой культуры ЮНЕСКО. Надеемся что и нам, их потомкам, тоже удастся сделать, что-нибудь для нашего города и горожан. Проект выполнил один из известных архитекторов Москвы.

— Если не ошибаюсь, вы уже ровно два года возглавляете исламскую общину республики. Как оцениваете проделанную работу?

— Есть удовлетворение, потому что удалось решить много проблем, заметно оживить деятельность общин, получить признание. Наша община отдельно представлена в исламских советах Евразии и стран СНГ с такими же правами, как общины целых государств. Мы являемся учредителем и членом Совета муфтиев России. Представляем мусульман Кавказа в Российской Хадж миссии. Нами налажена тесная связь с осетинской диаспорой Турции. В прошлом году мы даже провели совместные благотворительные акции в доме детей-инвалидов, а также в дни праздника Курбан-байрам.
Министерство юстиции сегодня из-за отсутствия нарушений и исправного ведения наших дел даже ставит нас в пример другим общественным объединениям.
Наводим также порядок и с документацией на упоминавшиеся строения мечетей, которые из-за разрушения были сняты с балансов прежних владельцев, «повисли в воздухе» и оказались бесхозными.
Сегодня мы, насколько позволяют силы, исключили возможность проявления радикальных настроений в умме мусульман нашей республики…
Все это стало возможным благодаря тому, что в Духовном управлении мусульман республики и его президиуме удалось собрать хорошо знающих учение ислама и активных единомышленников. Наладить работу имамов мечетей и большую просветительскую работу среди рядовых приверженцев ислама. Большую роль в этом также сыграло взаимопонимание и помощь со стороны руководства республики. За что им от нас большая благодарность.

— Какие направления работы ДУМСО вам бы хотелось усилить?

— Нам бы хотелось перейти от участия в разного рода мероприятиях с другими конфессиями и общественными организациями к реализации наших совместных программ и акций. Пока это все делается на базе программ Министерства по делам национальностей, но все-таки хочется, чтобы мы сами были активнее. Ведь в истинной религии заложен огромный потенциал положительной морали и благодетели, в которой так нуждается сегодня наше общество.
Так, у нас давно родилась идея наладить работу летнего детского лагеря, где бы вместе отдыхали, учились основам духовности дети из православных и исламских семей. Однако из-за нашей пассивности, и только потом, из-за отсутствия средств ее реализация пока не удается.

— А с какими духовно-нравственными проблемами нашего общества вы намерены бороться?

— Проблем морального, нравственного характера очень много, и обо всех не скажешь в одной беседе. Так что хотелось бы сделать диалог в вашей газете на эти темы постоянным.
К сожалению, многие «вечные ценности», добродетели и их антиподы сегодня поменялись местами. Хитрость выдается за ловкость ума, честность воспринимается как глупость, прямота трактуется как отсутствие гибкости, отсутсвие совести считается положительным прагматизмом, бесстыдство стало называться коммуникабельностью, и так далее.
Отношения в современной семье также огромная проблема. Все больше становится родителей, которые не знают, кем должны вырасти их дети. Мы забыли наследие пророков, которое подняло человечество и наших предков в частности на высоты морали и духовности. А что теперь, ведь «не имеющий не может дать»?
Ну, а некоторые средства массовой информации по большей части формируют уродливые, чуждые как православным, так и мусульманам псевдоценности, образ жизни, стандарты западного «общества потребления».
Эти «стандарты» утверждаются и на «конкурсах» полуголых девушек, где песни и пляски — лишь камуфляж главной цели: выбрать живой товар для коммерции, рекламы или того хуже — сексуального бизнеса…
Мне хотелось бы тут задать вопрос отцам и братьям девушек, которые сегодня столпились у дверей комиссий, проводящих конкурсы красоты в нашей республике. О каком достоинстве, чести, адатах наших предков и традициях вы говорите в своих пламенных речах?!
А победительниц подобного рода конкурсов я бы скорее назвал не «мисс Осетия», а стыд и позор Осетии. Потому как дорога к этим пьедесталам лежит через унизительные и позорные процедуры публичной демонстрации своего тела. Где же честь и достоинство будущей матери?! Чему же эти будущие бабушки научат своих внуков? Мне многое хотелось бы сказать сегодня, но, к сожалению, всего в одном интервью не охватишь.

— А как ислам относится к делению общества на богатых и бедных? Вы сами — богатый человек?

— Что вы имеете в виду? Судите сами. Я живу на съемной квартире, но не считаю себя бедным. В исламе важно не то, сколько имущества заработал человек, а то каким путем он это заработал. Ислам не поощряет ни бедность, ни богатство ради богатства. Философия отношения к деньгам в исламе отличается от распространенной сегодня в обществе.
Достаток нужен человеку только для того, чтобы не обременять других своими нуждами и помогать тем, кто не может позаботиться о себе сам. Сегодня же основная масса людей попали в денежную кабалу. Деньги зарабатываются, для того чтобы иметь в конечном итоге возможность заработать еще больше денег. Да, многие зарабатывают сегодня всего лишь на кусок хлеба, но и они ведут себя подобным образом, как только достигают определенного уровня достатка.
Богат же тот человек, который находит истинные, вечные и непреходящие радости в жизни: это любовь к своему Творцу, вера в божественные идеалы, любовь и забота о близких, детях. У меня — двое сыновей, которые меня радуют, мне нравится заниматься своим делом, хотя оно и оставляет мало времени на общение с детьми. Хочется, конечно, дать им побольше внимания.
Что же касается моего отношения к материальным ценностям мирской жизни, то я стараюсь придерживаться наставления пророка Мухаммада (мир над ним), который часто обращался к Всевышнему Творцу с мольбой: «О, Аллах, не дай мирской суете стать главной заботой моей жизни, ни преградой на пути к знаниям, ни дорогой ведущей в Ад».«Северная Осетия»