15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
12°
(Облачно)
37 %
3 м/с
Воронин: необходимо реанимировать экономику Южной Осетии
08.08.2013
11:19
Воронин: необходимо реанимировать экономику Южной Осетии

Россия начала оказание помощи в восстановлении пострадавшей от войны Южной Осетии сразу после окончания боевых действий. О том, что сделано за прошедшие пять лет и какие проблемы еще требуют решения, рассказал начальник управления президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами-участниками СНГ, республикой Абхазия и республикой Южная Осетия Юрий Воронин.

— Выполнена ли программа восстановления Южной Осетии, начатая пять лет назад?

— Процесс восстановления Южной Осетии был начат в 2008 году. Если говорить о реализации комплексного плана восстановления на 2008-2010 годы, то его итоги были подведены еще в начале 2011 года. И в целом комплексный план был выполнен.
Дальнейшее развитие сотрудничества по вопросам социально-экономического развития республики осуществляется в рамках инвестиционной программы на 2011, 2012-2013 годы. В текущем году завершается ее реализация.

— Каковы ее главные результаты?

— В рамках комплексного плана были восстановлены первоочередные приоритетные социальные, жилые объекты, а также транспортная и инженерная инфраструктуры.
Подводить итоги реализации инвестиционной программы еще рано, но уже сейчас можно отметить, что ряд важных объектов уже готовы к полноценной эксплуатации, в том числе социальной направленности — детские сады, школы, которые откроют свои двери детям 1 сентября. Уже видны результаты благоустройства столицы республики. Работы по объектам транспортной инфраструктуры, благоустройству улиц Цхинвала, восстановлению и строительству жилья продолжаются в этом году.
Большой вклад в восстановление и развитие газового хозяйства республики внес «Газпром». Введен в эксплуатацию уникальный высокогорный газопровод «Дзуарикау-Цхинвал», запуск которого позволил республике избавиться от зависимости поставок газа из Грузии. В 2013 году начинается разработка Генеральной схемы газификации Республики Южная Осетия.
Активно ведется работа в области здравоохранения, в частности, развитие первичной медико-санитарной помощи. В первую очередь это касается создания необходимой инфраструктуры, особенно в учреждениях сельской местности, так как доля сельских жителей в республике остается высокой. В проекте государственной программы «Развитие здравоохранения» в Южной Осетии к 2016 году предполагается строительство новых типовых зданий для 13 фельдшерско-акушерских пунктов и 14 фельдшерских пунктов.
В населенных пунктах с численностью населения около 3-5 тысяч человек в качестве подразделений центральных городских (районных) больниц или городских поликлиник будут организованы и оснащены врачебные амбулатории.
Также будет проведена модернизация городских поликлиник. При этом будет учтена плотность прикрепленного населения, транспортная доступность, состав населения и т.д.
В настоящее время в республике построено более 20 объектов здравоохранения, в том числе Республиканская больница с поликлиникой.
Значимым направлением развития здравоохранения в республике станет повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. При планировании оказания медпомощи в российских клиниках будет учитываться возможность направления югоосетин в многопрофильные больницы Краснодарского и Ставропольского краев, республики Северная Осетия-Алания, федеральных учреждений здравоохранения, на базе которых уже развиваются высокотехнологичные виды медицинской помощи по наиболее востребованным профилям.
Один из приоритетов развития республики в среднесрочной перспективе — обеспечение населения собственной сельскохозяйственной продукцией. Для этого планируется завершение строительства животноводческого комплекса на 496 фуражных коров со шлейфом в селе Авнев Знаурского района, который включает в себя мясокомбинат, молокозавод, очистные сооружения. Кроме того, в соответствии с разработанным проектом запланировано строительство логистического центра, который позволит обеспечить занятость населения в наиболее депрессивных районах Южной Осетии, создать условия для возвращения в сельскую местность населения, а также для привлечения специалистов и молодежи в наиболее перспективную отрасль. Поддержание и постепенное техническое переоснащение действующих в Республике промышленных объектов, возобновление работы предприятий, основанных на переработке местного сырья и, в привязке к ним, создание множества мелких спутниковых производств — такая параллельная реализация мероприятий и может привести к значительному эффекту.

— Сохраняется ли социальная напряженность в республике?

— Ключевой момент в стабилизации социальной напряженности, например, в сфере трудовой занятости — это сокращение разрыва в размерах заработных плат учителей и врачей в Республике Южная Осетия по сравнению с Республикой Северная Осетия-Алания, где размеры зарплат значительно выше. Для этого в 2013 году в Южной Осетии планируется увеличение заработной платы на 40%.

— Во сколько все это обошлось?

— На восстановление и строительство объектов комплексного плана и инвестиционной программы в 2008-2012 годах Россия оказала помощь Южной Осетии в объеме более 20 миллиардов рублей. В 2013 году с учетом решений, принятых в ходе восьмого заседания Межправительственной комиссии в Москве 19 июля, на реализацию инвестиционной программы будет направлено более двух миллиардов рублей.
Правительство России ориентирует своих югоосетинских коллег на то, что экономика республики должна опираться не только на внешнюю поддержку, но и на собственный экономический потенциал.
По нашему мнению, республике требуется реанимировать экономику и вывести ее на этап развития, что в свою очередь приведет к увеличению доходной части государственного бюджета. Это позволит республике сосредоточить свои ресурсы на обеспечении функционирования введенных в эксплуатацию объектов. Такой сценарий развития позволит в итоге укрепить финансовую самостоятельность республики. Но здесь нужно отметь, что реализуемость такого сценария зависит прежде всего от самой республики — от слаженности работы правительства Республики Южная Осетия.

— Какие еще проблемы требуют решения?

— Первоочередная проблема — это совершенствование законодательства республики. Совместная работа вскрыла наличие серьезных прорех в этой сфере. Сегодня понятно, что развития не может быть без современной законодательной базы. Российскими министерствами и ведомствами проводится большая работа по содействию своим югоосетинским коллегам в совершенствовании законодательства, а также в разработке новых нормативно-правовых актов. Однако отмечу, что в настоящее время актуальным является практическое применение принятых актов и соответствующее кадровое обеспечение.
На сегодняшний день остается проблема, связанная с принятием в республике основных документов стратегического планирования, что в свою очередь тормозит формирование инвестиционной программы на 2014-2016 годы. Она должна формироваться в соответствии с новыми подходами, отраженными в порядке формирования и реализации инвестиционной программы, начиная с 2014 года, утвержденном на седьмом заседании Межправительственной комиссии в апреле текущего года в Цхинвале. Принятие этого порядка позволит повысить прозрачность и эффективность использования средств финансовой помощи Российской Федерации.
Ведется совместная работа по созданию современной нормативной базы всей социальной сферы в Южной Осетии. Принят ряд нормативных документов в пенсионном законодательстве. Оказывается методическая помощь в организации системы обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и обязательном социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С 2013 года в республике начат сбор страховых взносов на пенсионное обеспечение, и следующий шаг — создание законодательства об администрировании страховых взносов, индивидуальном (персонифицированном) учете сведений о гражданах Республики Южная Осетия, что позволит более полно учитывать сведения о застрахованных лицах для реализации их прав на пенсионное обеспечение, а также для оценки обязательств перед гражданами по выплате пенсий, создать условия для контроля за уплатой страховых взносов плательщиками.

— Удалось ли справиться с проблемой коррупции, которая поразила процесс восстановления на начальном этапе?

— Проблемой коррупции занимаются соответствующие структуры. Но здесь хочу отметить, что за последний год в республике приняты законы, направленные на внедрение современных, цивилизованных принципов бюджетного устройства, такие как «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса», «О бюджетной классификации Республики Южная Осетия». Активно ведется работа по созданию Казначейства Республики Южная Осетия. Еще раз повторюсь, утвержден новый порядок формирования и реализации инвестиционной программы, начиная с 2014 года. В заключение хочу сказать — формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, развитие двусторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами являются одними из основных целей внешнеполитических усилий Российской Федерации.
РИА «Новости»