15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
12°
(Ясно)
70 %
1.85 м/с
Здравствуй, шкала советская
08.10.2016
10:54
Здравствуй, шкала советская

В пятницу Госдума седьмого созыва на первом же своем рабочем заседании приняла в первом чтении поправки в КоАП, предусматривающие, по сути, возврат к советской балльной системе нарушений. Если водитель совершил три общественно опасных нарушения: например, проехал на красный свет, выехал на обочину и не уступил дорогу пешеходу, то на четвертый раз он лишится прав или будет оштрафован на сумму до 30 тыс. руб. Оппозиция и правозащитники увидели в инициативе возможность для коррупции, в «Единой России» и МВД готовы поправки доработать.

Согласно новой редакции КоАП РФ, предложенной правительством и принятой в пятницу в первом чтении, в кодексе появится ст. 12.38 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством». В ней закреплен список опасных нарушений, которые будут учитываться в новой «накопительной» системе наказаний. Речь идет о 17 составах правонарушения, включая отказ уступить дорогу пешеходам, проезд на красный свет, превышение скорости (более чем на 40 км/ч), выезд на обочину, обгон по встречной полосе, разворот и движение задним ходом в запрещенном месте и другие. Нарушения, зафиксированные камерой, не учитываются.Принцип новой системы наказания основан на том, что водитель, нарушивший ПДД, считается подвергнутым наказанию с момента, когда постановление вступило в силу, и затем еще год после того, как был оплачен штраф. Если гражданин совершил три нарушения из вышеупомянутого списка и по всем трем все еще считается наказанным (то есть год не прошел), на четвертый раз инспекторы ГИБДД оформляют материалы уже по новой статье и отправляют их в суд. Суд, в свою очередь, назначает санкцию: лишение прав на срок 1–1,5 года или штраф 10–30 тыс. руб. Протокол за нарушение ПДД, которое и стало для водителя роковым, при этом не составляется.

Законопроект разработан МВД в рамках плана по борьбе с аварийностью, который утвердил премьер Дмитрий Медведев еще в августе 2015 года. По данным ГИБДД, 40% всех аварий совершается по вине водителей, которые привлекались к ответственности неоднократно. Чаще всего сотрудники ДПС штрафуют водителей за нарушение правил проезда переходов, за проезд на красный свет, а также разворот и движение задним ходом в нарушение ПДД.

Напомним, что похожая на предлагаемую МВД балльная система существовала в советские времена: за каждое нарушение (в зависимости от его тяжести) инспектор делал прокол в талоне предупреждений водителя, на пятом проколе удостоверение изымали на определенный срок.

​Поправки вызвали бурное обсуждение в парламенте в пятницу. «Почему вы решили, что такое наказание даст эффект? — возмущался депутат от ЛДПР Сергей Иванов.— Такое ощущение, что вы хотите, чтобы все люди остались голодными, без средств к существованию».

«Простые граждане, которые не на “гелендвагенах” ездят, станут жертвой коррупции,— поддержал коллега по фракции Александр Шерин.— К улучшению ситуации на дорогах это не приведет. Чтобы не вводить инспекторов в соблазн брать взятки, не надо принимать такой закон». Депутат от «Справедливой России» Олег Нилов «концептуально» законопроект поддержал, но предложил его усилить, введя принудительные работы «для самых злостных нарушителей». Замминистра МВД Игорь Зубов пообещал депутатам внести коррективы в законопроект ко второму чтению.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков считает, что нужно проанализировать перечень составов правонарушений, попавших в новую статью. «Надо оставить те, где нет субъективной оценки, минимум коррупционного фактора, при этом можно четко доказать, что нарушение было совершено умышленно,— пояснил он “Ъ”.— Например, спорным является отказ пропустить пешехода. В Москве они идут сплошным потоком, не всегда соблюдая ПДД, но формально водитель почти всегда становится нарушителем. То же с нарушением правил разворота и поворота: водитель мог и не увидеть стертую разметку. Поправки все-таки задумывались как способ борьбы с отморозками, а не с обычными водителями».

Автоюрист эксперт по безопасности дорожного движения ОНФ Екатерина Соловьева указывает, что в список попали статьи, которые сами по себе уже предусматривают наказание за повторное нарушение (например, повторное превышение скорости на 40 км/ч), и непонятно, как в новой накопительной системе они будут учитываться. «Предлагаю депутатам сперва с математикой определиться»,— говорит она.
«Коммерсант»