15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
25°
(Облачно)
38 %
4 м/с
$ — 92.5058 руб.
€ — 98.9118 руб.
Зелимхан Козаев: нам необходим ренессанс национальной хореографии
21.07.2014
10:35
Зелимхан Козаев: нам необходим ренессанс национальной хореографии

Осетинская хореография — непревзойденный пример одной из лучших школ этнического балета и жемчужина кавказского искусства танца. Является ли она и сегодня таким же символом уникального культурного наследия? Так ли уж несомненна ныне самобытность исконных осетинских танцев и почему все чаще в адрес молодых и амбициозных балетмейстеров звучат высказывания о подменах академического репертуара элементами попсового? И к чему, собственно, ведет смешение хореографических культур Кавказа?

Ответы на эти вопросы мы искали с народным артистом РФ, ведущим солистом Государственного академического ансамбля «Алан» Зелимханом Козаевым, ныне худруком двух хорошо известных танцевальных коллективов — «Нартон» и образцового детско-юношеского ансамбля танца «Владикавказские аланы», созданного в 2009 году при АМС Владкиавказа.

— Искусство танца развивается как технически, так и художественно. Нельзя останавливаться на достигнутом, иначе мы потеряем и то, чем обладаем, — говорит Козаев. — Кропотливый творческий поиск в моей голове не прекращается даже ночью. Привнося в традиционную осетинскую хореографию новые элементы и движения, придумывая рисунок и построение танца, мы идем в ногу со временем, представляя зрителю современный фольклор, в котором техника и форма не преобладают над национальным компонентом, как полагают многие».

В танце осетинский народ выразил всю полноту своей самобытности. На сегодняшний день в Северной Осетии существует огромное количество танцевальных коллективов. Многие — с богатой историей и признанием на всероссийском и международном уровнях, иные, не выдерживая конкуренции, распадались. У истоков традиционной школы осетинских танцев стоят именитые танцоры и балетмейстеры с громкими именами. Именно на их век пришелся расцвет и слава госансамбля «Алан» – Хаджисмел Варзиев, Бексолтан Торчинов, Гамид Чихтисов, Мурат Кануков, Батырбек Сопоев, Ахсарбек Сланов, Марина Кесаева, Алик Хасиев, Казбек Тотоев, Таймураз Булацев. Однако правильное техническое исполнение танца еще не говорит о таланте артиста. И ныне есть превосходные танцоры, но кто сравниться с харизматичностью Нодара Плиева, блистательной грациозностью Альбины Баевой, нежной лиричностью Зои Гониевой — есть ли в нынешних молодых артистах тот потенциал или танцоры такого масштаба рождаются раз в столетие?

В 80-х годах был период ярких «индивидуалов», на которых строилась слава и мастерство национальной хореографии. Сегодняшняя молодежь не лишена амбиций и честолюбия, но изменились вкусы аудитории. Зритель желает видеть на сцене массовость, яркое фееричное действо, выразительную динамику и частоту смены визуального ряда.

Танец, считают деятели искусства, как живой организм, чутко реагирует на различные факторы жизни. Традиционная культура подменяется массовой — и это особенность сегодняшнего времени. Если в середине прошлого столетия основу любого сценического действа составлял академизм, то ныне искушенный зритель просит более изысканной эстетической «пищи» — драматизма и сюжетности в каждой постановке. Известно, что в народных танцах крайне важно сохранять традиции. Можно усилить любой номер техническими элементами, но без понимания сути и души народа ни один танец не вызовет отклик у зрителя.

«В своих постановках я прибегаю к историзму, рефреном проводя единую мысль через все сценическое действо. Художественно-хореографическая постановка «Мы — Аланы» в исполнении ансамбля «Владикавказские аланы» переносит зрителей в красочный мир аланского средневековья. Главный герой этой постановки — военный вождь Борахан, молодой и доблестный защитник родной земли, который обучает юных воинов не только владению мечом и щитом, но и гордой древней заповеди предков: «Нет ничего выше блага и чести, чем служение Родине и народу», — поясняет Зелимхан Козаев.

Долгие годы хореографы со всех трибун заявляли об упадке танцевального искусства. Главные составляющие этой проблемы крылись в острой нехватке финансирования и падении интереса со стороны молодежи. Сейчас, хоть и с осторожным оптимизмом, но все же можно говорить об улучшении ситуации. Главная задача любого национального хореографического коллектива — донести до зрителя культуру того народа, которую он представляет. Сегодня национальные ансамбли с радостью встречают во всех уголках мира, ведь это уникальная возможность прикоснуться к крупицам утерянной в глобальном пространстве истории народа в ее живом воплощении.

«Нам как воздух необходим ренессанс национальной хореографии, систематическое обновление репертуара, новые осетинские мелодии в современной аранжировке », — считает Зелимхан Козаев.

С высоты прожитых лет и опыта, набранного в ведущих хореографических коллективах России и США, он видит начало этого процесса с реформ самой системы подхода к национальной хореографии.

Много споров и дискуссий вызывает сегодня деятельность художественных руководителей, ставящих во главу угла технику исполнения в ущерб прогрессивному развитию самой культуры танца. Национальный балет Грузии имени Сухишвили, к примеру, является единственным балетом кавказского танца в мире, лучший из лучших ансамблей народного танца на планете. Критики видят ошеломляющий успех в экспериментальности их постановок, которые, отходя от классических представлений и режиссуры, не теряют национального колорита.

«Сложно говорить о глобальных реформах без государственной поддержки и финансовой стимуляции. Но между тем, необходимо обмениваться опытом, приглашая профессионалов из других республик и национально-хореографических коллективов России, отправлять на обучение и стажировку в ведущие балетные труппы молодых хореографов, которые привнесут свежее дыхание в национальное искусство танца своего региона, проводить совместные гастроли и практиковать совместные постановки танцев», — считает Козаев.

Танец с кинжалами в исполнении Зелимхана Козаева стал легендой. Он с радостью обучал этому танцу приемников. Вот и сегодня народный артист рад делиться опытом с молодыми, раскрывая особенности и тонкости работы с холодным оружием на сцене. «В этом главный смысл преемственности хореографических поколений, который у нас в республике не отлажен на основе теоретики и практики», — говорит народный артист РФ.

Инициативными усилиями АМС наметилась положительная динамика в данном направлении. Ставший ежегодным Северо-Кавказский фестиваль детских хореографических коллективов «Танец Дружбы» наглядно демонстрирует практику профессионального обмена детско-юношеских школ танца.

Время диктует свои правила. Ближайшее десятилетие может сильно изменить представления о кавказских танцах в целом, считают молодые балетмейстеры. Каждое поколение приходит в искусство со своим почерком и видением. Но, пожалуй, главное в этом неизбежном процессе смены поколений — не растерять танцевальных традиций и самобытности национальной хореографии. К примеру, обычаи свадебных танцев и их смысловое наполнение безвозвратно уходит с поколением старших. Это печально, но пока обратимо. Комбинация классической техники и национальных приемов танца, по мнению специалистов, сделают национальную хореографию более динамичной, зрелищной, и как результат, деятели культуры, прогнозируют качественный скачок развития национальной школы танца.
Залина 15-Хетагурова