15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
11°
(Облачно)
50 %
2 м/с
$ — 92.2628 руб.
€ — 99.7057 руб.
Казбек Царикаев рассказал, о чем действительно шла речь в письме замминистра финансов РФ
17.08.2017
21:37

Информация, указанная в письме заместителя Министра финансов России Леонида Горнина, искажена и интерпретирована некоторыми информационными ресурсами в контексте, не соответствующем действительности.

Прежде всего, следует отметить, что данное письмо было направлено в связи с обращением на имя руководства страны Главы республики о необходимости оказания дополнительной финансовой помощи нашей республике для решения ряда социальных проблем, в том числе выполнения майских указов Президента государства.

Как отметил министр финансов РСО-Алания Казбек Царикаев, большинство субъектов РФ обращаются с подобными просьбами. Однако, в связи с ограниченными возможностями федерального бюджета, аналогичные данному письму ответы-рекоммендации о необходимости изыскания внутренних резервов направляются Минфином России во многие регионы.

Стоит отметить, что в письме говорится не о действующем законодательстве, а только о проекте Федерального закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, который предполагает ответственность глав субъектов РФ, а также глав муниципальных образований за рост кредиторской задолженности и неисполнение плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования).

Данный документ находится в стадии подготовки, и возможность его принятия на сегодняшний день не очевидна. Потому и вырванная из контекста письма фраза об ответственности главы республики не соответствует действительности.

Вместе с тем, следует отметить, что Правительство РСО-Алания исполняет требования действующего на данный момент бюджетного законодательства в полном объеме. Также исполняются все условия соглашений, заключенных с Минфином России. Исходя из этого, нет предпосылок для применения мер ответственности к руководству республики.

В связи с необходимостью восстановления израсходованных не на установленные цели в предыдущие годы федеральных целевых средств, в начале 2016 года было возвращено в федеральный бюджет более 2 млрд рублей. Кроме того, необходимо выполнять обязательства по обслуживанию огромных долгов в размере более 9 млрд рублей, скопившихся с 2008 по 2014 годы, из-за чего осуществляются большие выплаты на их обслуживание.

– В 2016 году ситуацию с госдолгом удалось стабилизировать. По итогам года его соотношение к налоговым и неналоговым доходам снизилось с 119 % до 91 %, что было в качестве положительного примера отмечено Полпредом Президента РФ в СКФО Олегом Белавенцевым. В результате замещения банковских кредитов на бюджетные, расходы на обслуживание долга сократились в 2016 году на 270 млн рублей, а за истекший период 2017 года еще на 65 млн рублей. Из которых 50 млн будут направлены на повышение оплаты труда работникам сферы культуры. В 2017 году удалось стабилизировать ситуацию и с кредиторской задолженностью, наблюдается ее планомерное снижение, – подчеркнул Казбек Царикаев.

Расходы консолидированного бюджета республики на 1 июля 2017 года превысили не запланированные, как преподнесено в публикации, а по отношению к соответствующему периоду 2016 года. Рост расходов связан с увеличением возможностей бюджета по финансированию социально значимых направлений. Указанные возможности появились в свою очередь в связи с большим ростом налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета, что кстати также отмечается в письме Минфина России. Так, в нем указано, что доходы консолидированного бюджета в первом полугодии возросли на 13% к уровню 2016 года, в том числе по налогу на прибыль рост составил 74%.

Также следует отметить, что по итогам 2016 года рост налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета составил 33%. По сравнению с 2015 годом указанных доходов поступило на 2,5 млрд рублей больше. Это один из наиболее высоких темпов роста по стране, что дает возможность нашей республике участвовать в конкурсе на распределение грантов на стимулирование регионов, в которых имеются наилучшие показатели в данной области. По итогам конкурса планируется выделение дополнительной финансовой помощи республике.

– В письме в негативном контексте говорится о росте капитальных вложений более чем на 1 млрд рублей, пояснил министр финансов Северной Осетии. – Но разве это плохо для республики? Ведь речь идет о строительстве новых объектов социально-культурной сферы для нашего населения, либо о реконструкции и капитальном ремонте действующих объектов. Все мы понимаем, что нам нужны новые детские сады, чтобы сократить очереди, новые школы, чтобы создать детям качественные условия для обучения.

Благодаря активному участию республики в федеральных программах в 2017 году удалось увеличить объем привлекаемых федеральных средств, связанных со строительством и модернизацией социально значимых объектов, до 2,2 млрд рублей. Это позволило решить вопрос многолетней давности и приступить к строительству противотуберкулезного диспансера и ряда других важных для республики объектов. А в 2018 году Правительством предполагается увеличение указанных расходов более чем в три раза.

Так называемые «иные закупки для обеспечения государственных нужд» также в основной своей массе носят социальный характер, поскольку именно в них, в том числе, отражены расходы на медикаменты и питание, а также прочие расходы, без которых невозможно функционирование государственных и муниципальных учреждений.

Хотелось бы указать, что Программа оздоровления государственных финансов предусматривает оптимизацию расходов, предполагающую в том числе сокращение рабочих мест. Однако, Правительство республики не согласно с такой постановкой вопроса и оптимизация планируется по тем направлениям, которые не затрагивают интересы граждан. Что касается выполнения указанной Программы по доходам, то рост налоговых и неналоговых поступлений на 1 августа текущего года к уровню 2016 года составил 725 млн рублей или 14%.

Проблемы в бюджетной сфере складывались на протяжении многих лет, и решить их в короткие сроки невозможно. Тем не менее, Минфин России отмечает своевременное выполнение республикой своих обязательств в полном объеме на протяжении двух последних лет.

– Ход бюджетного процесса в республике находится на контроле Минфина РФ и изменения бюджета согласовываются с федеральным ведомством. В связи с этим, речи о проведении неэффективной бюджетной и долговой политики идти не может, – отметил руководитель профильного ведомства республики.
Министерство финансов РСО-А