Владикавказскому трамваю исполнилось 114 лет. Одна из старейших трамвайных систем России стала функционировать 16 августа 1904 года, однако это могло произойти еще раньше – в 1890 году городские власти заключили договор с неким инженером Нигровским, но по неизвестным причинам дальше идеи проект не продвинулся.
На данный момент в столице Северной Осетии функционируют 30 трамвайных вагонов. По мнению главного ревизора безопасности движения МУП «Владтрамвай» Виталия Хутиева, основным преимуществом трамвая перед другими видами общественного транспорта является финансовая доступность проезда для всех категорий граждан.
“Постоянными пользователями трамваев являются пенсионеры, школьники и студенты, это социальный транспорт. Трамвай дотационный транспорт, расходы на него идут большие, потребляет очень много энергии и чтобы это окупалось, проезд должен стоить не менее 36 рублей, однако в нашей республике проезд стоит 13 рублей – это меньше, чем где-либо, что тоже делает трамвай востребованным среди жителей”, – отметил Хутиев.
По его словам, одним из преимуществ трамвая также является и то, что он не причиняет вреда окружающей среде.
“Трамвай безвреден для экологической среды. Я думаю его популярность никогда не падала и не упадет, потому что у нас есть «свой» пассажир. Исходя из своих личных наблюдений могу сказать, что люди, ожидающие трамвай, не сядут в маршрутку. Кроме того, сейчас на проспекте Коста ведутся ремонтные работы, поэтому все вагоны проходят через центр, что существенно сокращает время их ожидания, начиная от Чапаева и до площади Героев до 5-7 минут между вагонами, благодаря чему поток пассажиров увеличился, – сказал Хутиев.
Отметим, что за время своего существования владикавказский трамвай пережил взлеты и падения. В начале 20-х годов трамвайная система прекратила свое функционирование из-за высокой стоимости электроэнергии и низкой платежеспособности населения, в результате чего несколько простаивающих вагонов были переданы в трамвайные предприятия Крыма.
Во время Великой Отечественной войны Владикавказ оказался в центре битвы за Кавказ, в следствии чего движение трамвая снова приостановилось. В середине 70-х годов деятельность трамвайного транспорта пошла на спад, а потом и вовсе прекратилась в пользу появившихся троллейбусов и автобусов. Но вскоре стало понятно, что они не справляются с потоком пассажиров, который резко возрос благодаря масштабному строительству микрорайонов, после чего наступил новый период расширения трамвайных линий.
В период экономического кризиса 90-х годов основная нагрузка по перевозке пассажиров легла на коммерческие микроавтобусы, что негативно сказалось на городском электротранспорте.
Несмотря на пережитые трудности, сегодня трамвай остается одним из самых популярных видов транспорта.