15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
11°
(Дождь)
94 %
2 м/с
$ — 93.4409 руб.
€ — 99.5797 руб.
Агузаров: “Самый главный фильтр – народ, избиратель”
04.05.2012
10:15

Об актуальности закона, принятых депутатами поправках, о так называемых фильтрах – муниципальном и президентском – в своем интервью рассуждает депутат Госдумы, член фракции «Единая Россия» Тамерлан Агузаров.
– Тамерлан Кимович, вы, как житель Северной Осетии, хорошо помните, когда и в связи с чем возникла идея отмены губернаторских выборов. Речь идет о трагических событиях 2004 года в Беслане. Как вы считаете, оправдано ли было такое решение? Ведь спустя 8 лет мы опять пришли к тому, от чего тогда отказались. Не потеряно ли время для движения по демократическому пути?
– Я не думаю, что причина была в Беслане. Просто наступил момент для принятия так называемых непопулярных, но жизненно важных для нашей страны решений, и Владимир Путин взял на себя ответственность.
Тот короткий опыт прямых выборов, который у нас был в 90-годы, очень серьезно себя дискредитировал. Кто не знает, сколько проходимцев и даже бандитов пришли тогда во власть!
На момент упразднения губернаторских выборов регионы России напринимали свои собственные законы, зачастую противоречившие федеральной Конституции. Страна оказалась у опасной для сохранения своей целостности черты. И я ни в коем разе не стал бы называть этот период «расцветом демократии».
Сегодня многое изменилось, общество пришло в движение, людей «потянуло» в политику. Окрепли, стали более организованными и сами партии. Значит, вероятность попадания случайных людей во власть снизилась.
– Зачем тогда фильтры?
– Слово «фильтр» мне не нравится. Но если его все же использовать, то можно сказать, что самый главный фильтр – это сам народ, точнее – избиратели. А президент получает только право на проведение консультаций, формат которых глава государства определяет сам. Ничего предосудительного в этом нет. Тем более что прямых выборов губернаторов, где не предусмотрены никакие ограничения, не существует ни в одной демократии мира.
– А на муниципальном уровне?
– Кандидаты на пост губернаторов выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. И те, и другие должны набрать от 5 до 10% голосов муниципальных депутатов или избранных глав муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ. При этом кандидат должен быть поддержан не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории субъекта РФ, внутригородских муниципальных образований. Конкретное количество подписей муниципальных депутатов, необходимое для самовыдвижения, устанавливают регионы своим законом. При этом каждый депутат вправе поддержать только одного кандидата.
В нашей республике и в парламенте, и в городских и районных представительных органах присутствует практически весь политический спектр. И заручиться 5–10 процентами голосов не составит трудности для людей, пользующихся популярностью среди народа. Эти проценты скорее объясняются необходимостью приблизить глав регионов к проблемам, которые существуют на местах, а также тем, чтобы жители лучше знали кандидатов, претендующих на место главы субъекта Федерации.
– Из сказанного вами следует, что схема, возвращающая выборы глав регионов, будет реализована в несколько этапов. Но почему не сразу?
– Не хочу проводить параллели или аналогии с некоторыми странами Ближнего Востока: слишком мы разные, хотя и не можем не учитывать, что вокруг нас происходит.
Смысл одной из таких аксиом заключается в том, что демократия в одночасье и по мановению волшебной палочки не случается. Ее «экспорт» тоже сулит мало хорошего.
Насколько демократичны сейчас и таковыми будут в будущем те режимы, которые пришли на смену Мубараку, Каддафи и другим свергнутым руководителям – покажет время. Но выводы из того, что мы видели и видим, нужно делать сегодня.
К сожалению, мы плохо учимся на своих ошибках. СССР развалился, а Китай, например, где люди жили еще беднее и были менее свободны, продолжает стремительно развиваться. Почему? Потому что они извлекли важнейший урок из нашей недавней истории: для того, чтобы идти вперед, совершенно не нужно разрушать собственную страну.
Вот это правило «не навреди» довлело над нами все время, покуда мы работали над законопроектом. И я убежден, что сделан очень важный шаг в развитии политической системы и демократии в нашей стране.«Северная Осетия»