15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
-4°
(Облачно)
93 %
0 м/с
$ — 00,0000 руб.
€ — 00,0000 руб.
«Аланика-2012» стала номинантом всероссийского конкурса «Инновация»
19.02.2013
14:14

В Москве объявлены номинанты VIII Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация». В номинации «Региональный проект современного искусства» на соискание премии выдвинут VI Международный художественный симпозиум «Аланика».

Руководителем проекта является заместитель министра культуры РСО-Алания Галина Тебиева, кураторами – представители Балтийского филиала Государственного центра современного искусства Евгений Уманский и Елена Цветаева.

Конкурс «Инновация» проводится с 2005 года Государственным центром современного искусства при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Он призван стимулировать и поддерживать художников и деятелей культуры, работающих в области современного визуального искусства, выявлять основные творческие достижения и привлекать внимание широкой общественности к ключевым процессам в актуальном отечественном искусстве. Призовой фонд конкурса составляет три миллиона рублей.

«Симпозиум «Аланика» впервые состоялся в 2007 году. Проходил он в горном поселке Фиагдон, имел более традиционную форму и был разделен на две части – живописную и скульптурную. Следующий форум прошел на территории горного курорта Цей. Тема второго симпозиума – «Ковчег». Как показала жизнь, спасительная идея «Ковчега» оказалась созвучной трагическим событиям в Южной Осетии, развернувшимся всего в нескольких десятках километров от места работы художников и изменившим атмосферу симпозиума. Во многих работах, эскизы к которым были заранее оговорены, проступили символы трагических событий», — проводит для noar.ru небольшой экскурс в историю «Аланики» Галина Тебиева.

«С 2009 года симпозиумы стали проводиться непосредственно во Владикавказе, — продолжает Г. Тебиева. – В здании бывшего выставочного центра были организованы студии для работы художников, а у жителей города появилась возможность наблюдать за «живым» процессом создания произведений. Традиционными стали авторские презентации участников симпозиума, на которых они рассказывали о своем творчестве, делились опытом художественной и выставочной деятельности. То, что поначалу казалось одноразовым действом, обрело черты долговременной культурной программы, обрастая не только опытом, но и культурной идеологией».

Активная и успешная работа «Аланики» обратила на себя внимание руководителей Государственного центра современного искусства, Министерства культуры РФ и с 2011 года симпозиум проходит при их поддержке, а современное искусство стало приоритетом симпозиума.

VI Международный художественный симпозиум «Аланика», вошедший в число номинантов конкурса «Инновация», проходил во Владикавказе с 8 по 25 августа 2012 года.

17 художников из Германии, Испании, Бельгии, Швеции, Нидерландов, Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Махачкалы, Грозного, Владикавказа реализовали свои творческие проекты в области Public Art.

Главной площадкой для реализации идей художников стал сам город. Они создавали неожиданные инсталляции, графические «полотна», скульптурные композиции, привнося в архитектуру Владикавказа экспрессию современного искусства. Среди наиболее заметных проектов, преобразивших пространство города — монументальная настенная композиция Петра Шевцова, «Дом для дерева» Даниеля Сегерберга (Швеция), инсталляции Виталия Пушницкого, Евгения Уманского, Анны Желудь, Тагира Гапурова и Тимура Мусаева-Кагана (Дагестан) и многие другие.

«Паблик-арт стал основным направлением симпозиума 2012 года, — подчеркивает Галина Тебиева. – Такой выбор был определен в процессе продолжительного и ответственного аналитического исследования. Public Art — это актуальная мировая практика, конструктивно изменяющая городское пространство и делающая горожан участниками процесса обсуждения и преобразования среды обитания. Паблик-арт версия «Аланики» встраивается в стратегию культурной политики городской администрации, вынося на улицы города художественные образы, подчеркивающие динамично развивающуюся жизнь Владикавказа. «Аланика» ставит своей задачей корректно встроить в культурное пространство города инновационное искусство, и призывает жителей не к агрессивному спору, а к дружескому разговору о современной культуре. В последние два года кураторами «Аланики» стали руководители Балтийского филиала Государственного центра современного искусства Евгений Уманский и Елена Цветаева».
Г. Тебиева рассказала и о предстоящей, седьмой сессии симпозиума: «После того, как мы определим куратора Седьмого международного художественного симпозиума «Аланика» (в настоящее время ведутся переговоры), на сайте симпозиума alanica-art.ru и на сайте Министерства культуры и массовых коммуникаций РСО-Алания будут объявлены условия участия».

Куратор VI симпозиума и номинант конкурса «Инновация» Елена Цветаева считает, что успех «Аланики» связан с особым подходом к выбору участников и предоставлении им творческой свободы в реализации их авторских задумок.

«Основная кураторская идея паблик-арт версии «Аланики-2012» заключалась в представлении разнообразных актуальных тенденций художников в работе с публичными пространствами. Поэтому выбор участников симпозиума основывался на авторских стратегиях и индивидуальном подходе в работе с городом, его культурным и социальным ландшафтом. Иностранные художники в основном отработали в эстетике site specific («искусство специально для этого места»), заключавшейся в непосредственном «погружении» в тело города, проведении исследовательской работы, связанной с выявлением острых животрепещущих тем». Так, авторами было отмечено странное соединение «на одном квадратном метре» двух мифов – идеологического и эпического (скульптуры Ленина и Сослана); художники обратили внимание жителей на проблему исчезающего прошлого, заполняемого унифицированной современностью (инсталляция из ненужной утвари, выброшенных вещей, строительного мусора); жители Владикавказа отреагировали на живую коммуникацию и ответили на вопросы художника; был создан «сталкерский» проект, представляющий «погибающий» уникальный кинотеатр «Комсомолец», — считает Е. Цветаева.

В свою очередь, Евгений Уманский также подчеркивает идейное разнообразие реализованных в рамках «Аланики-2012» проектов: «Российские авторы создавали проекты в виде скульптур (символический руинированный образ времени), настенных панно (сюрреалистические изображения животных), объектов (метафизическая голова и визуальная поэзия), звуковых историй (шумовая карта города и публичная радио-трансляция буйного Терека), принтов (на старинных открытках Владикавказа проявились современные образы), инсталляций (индустриальный объект, покрытый изящной живописной вязью и символический образ города с музыкальными традициями). Произведения были интегрированы в существующий ландшафт города — городские парки, скверы, площадь перед театром оперы и балета, музей, библиотеку, технические здания – трансформируя привычные горожанам пространства. Большинство этих объектов останутся в городе надолго и станут его частью. Своеобразным анонсом их появления станет ироничное замещение привычных рекламных плакатов на двух огромных городских билбордах на необычный художественный визуальный фотопроект, прославляющий художников как «лучший выбор современных девушек» — документальное подтверждение тому, что актуальное искусство и художники становятся героями города, а паблик арт действительно принадлежит народу».

Значимость «Аланики» как неотъемлемой части культурного пространства Северного Кавказа и всей России подчёркивает и один из участников симпозиума, художник Александр Дашевский: «Аланика» объединила разные поколения, разные художественные ориентиры, разную тематику, разные, подчас взаимоисключающие творческие методы, разные языки, разные религии. В поле современного искусства различия подпитывают уважительный интерес друг к другу. Только в таком ключе и возможно межнациональное общение. Не народ с народом – личность с личностью. На Кавказе где этнические и религиозные демаркационные линии проведены особенно резко, любое историческое движение связано с болезненными трениями. Любая попытка обострения идентификации на уровне народа моментально создает агрессию вокруг. Современное искусство, призывая к диалогу, к восприятию без национальной и религиозной призмы, имеет значение не столько с эстетической, сколько с морально-этической точки зрения».
 
Пресс-служба постпредства Северной Осетии в РФ