Глава АМС Владикавказа Борис Албегов – о своих принципах управления городским хозяйством.
– Как бы вы охарактеризовали то «наследство», которое вам досталось от предшественника? Каковы его положительные и отрицательные стороны?
– Я не хотел бы критиковать и давать оценку отдельным личностям, поэтому буду говорить о городском хозяйстве в целом. Его финансово-экономическое состояние очень неудовлетворительное. Мы имеем 1 млрд 100 млн рублей кредитов, взятых в коммерческих банках под 15-20% годовых, 700 млн рублей кредиторской задолженности перед коммерческими организациями за выполненные подрядные работы, в основном в дорожной сфере.
В очень неудовлетворительном состоянии находятся и подведомственные городской администрации предприятия, жизненно важные для города, – теплосети, водоканал, сети водоотведения, канализация. Все эти предприятия находятся на разных стадиях банкротства – где-то идет наблюдение, где-то уже открыто конкурсное производство.
100% акций этих предприятий находятся в городской собственности, но город их фактически не контролирует. Конкурсные управляющие пытаются эти предприятия реанимировать, но практика говорит, что это нереально. Все кончится тем, что эти предприятия выставят на торги либо передадут нам, поскольку они имеют статус гарантирующего поставщика услуг.
– Есть ли муниципальные мероприятия, работающие «в плюс»?
– Да, есть ряд организаций, которые мы по итогам первого квартала вывели на прибыль — это муниципальное предприятие «Владикавказский информационно-расчетный центр», предприятие похоронного обслуживания, по ним сегодня хорошая динамика по росту прибыли. Мы усиливаем качество управления, уровень менеджмента этих предприятий уже намного выше, чем был, и это дает результаты в виде увеличения доходов.
Также мы начали наводить порядок в трамвайном управлении, где сложилась очень плохая ситуация. Было создано муниципальное предприятие «Владтранс», проведена оптимизация персонала – сократили 80 человек, что дало экономию 35 млн рублей в год.
– Это сокращение не будет воспринято как антисоциальная мера?
– Мы оставили в трамвайном управлении профессионалов, провели серьезную аттестацию и работаем над повышением эффективности управления. Оптимизацию численности сотрудников мы проводим во всех городских предприятиях, а также в самой администрации – сокращаем 60 человек, это даст порядка 20 млн рублей в год экономии. Каждая штатная единица должна работать, не должно быть праздношатающихся людей.
В совокупности мы планируем сэкономить на оптимизации штатов 150 млн рублей в год. Одновременно мы увеличиваем доходную часть бюджета за счет тех предприятий, которые могут зарабатывать сами – это, например, парк культуры и отдыха, зоопарк, единая дежурно-диспетчерская служба, единый расчетно-кассовый центр. Почти все эти предприятия уже работают с прибылью.
Также у нас есть муниципальный футбольный клуб «Барс» и теннисная академия «Асгард», которые никогда не приносили прибыль, но сейчас впервые за всю историю начинают пополнять бюджет города. Я внедрил на этих предприятиях систему балансового контроля, раз в квартал заседает соответствующая комиссия, и в результате уже выстраивается логическая система работы предприятий. Так мы действуем везде: внедряем системность работы и контроль над расходами.
– Есть ли МУПы, которые в дальнейшем планируется приватизировать? Как вы вообще относитесь к идее пополнения бюджета за счет приватизации?
– Приватизацию проводить не будем. Мы смотрим по эффективности: мониторим ситуацию, и если муниципальное предприятие имеет перспективы, то выводим его на прибыль. Если же оно бесперспективно, то такое предприятие ликвидируется, и подобные примеры уже есть. У нас были предприятия с дублирующими функциями, они были ликвидированы, и сейчас кандидатов на ликвидацию не осталось.
Единственная проблема в части создания негативных условий, не зависящих от нас, – это тарифная политика. Экономически обоснованные тарифы раздражают людей, но последние лет пять тарифы во Владикавказе не индексировались, а если ежегодно не поднимать тарифы хотя бы на величину инфляции, то за пять лет набегает уже 70% отставания от экономически обоснованного уровня. И если сейчас сказать, что мы повысим тарифы на 70%, это вызовет социальное негодование.
– То есть вы оказались заложником политики вашего предшественника, который не применял непопулярные меры?
– Не говорите слово «предшественник», я не хочу обсуждать конкретных лиц. Просто администрация не занималась тарифами, а их надо постоянно и при этом дифференцированно увеличивать. Цены на товары и услуги растут каждый год, и держать тарифы несколько лет на одном и том же уровне невозможно.
Приведу простой пример: сегодня стоимость проезда в трамвае составляет 13 рублей. Если исходить из того, что муниципальное предприятие должно работать хотя бы с минимальной рентабельностью, скажем, 5%, то билет должен стоить 36 рублей. Как вы считаете, если сейчас поднять тариф до этого уровня, что произойдет?
– Никто не будет ездить на трамвае.
– Да, и мы еще больше усугубим финансовое положение предприятия, не говоря уже о социальной напряженности.
– Но при этом сокращение трамвайных маршрутов вы не планируете – опять же по социальным причинам?
– Не планируем, но некую оптимизацию нужно производить. Например, изменить регулярность движения подвижного состава. Если интервал сделать даже на минуту дольше, по году выйдет хорошая экономия средств.
Все нужно оптимизировать, а экономикой у нас мало кто занимается. Если по всем предприятиям провести работу по оптимизации, то в совокупности это даст очень серьезный экономический эффект.
– Насколько вы планируете увеличить налогооблагаемую базу городского бюджета в этом году и за счет чего?
– Думаю, что мы в этом году увеличим ее на 150 млн рублей, прежде всего путем пересчета арендной платы за имущество. Для многих категорий земель арендная плата сильно занижена. Сейчас мы проводим инвентаризацию земель, в том числе по категорийности, и будем применять новые правила к арендаторам.
– Какие изменения произошли в последнее время в правилах землепользования и застройки? Приняты ли меры, препятствующие продолжению точечной застройки в центре Владикавказа?
– У нас давно отсутствовал градсовет в составе наиболее авторитетных архитекторов, застройщиков, представителей органов охраны памятников. Мы этот орган воссоздали, и теперь все проекты без исключения проходят через градсовет, я на его решения не влияю. Проекты пропускаются только в том случае, если соблюдены все нормы и требования градостроительного законодательства. Только после градсовета можно приступать к оформлению документов на экспертизы.
– Вы будете проводить отзывы разрешений на строительство, выданные до вас?
– Мы подали уже порядка таких 70 исков и будем продолжать эту политику в рамках действующего законодательства.
– Как в этом вопросе избежать кампанейщины?
– Я этого не позволю. Я много поездил по миру и представляю, что такое градостроительная политика. Если мы не будем ее придерживаться, город превратится неизвестно во что.
– Как сейчас складываются ваши отношения с Собранием представителей Владикавказа? Исчерпан ли конфликт, который был между администрацией и городской думой?
– А что, был конфликт? Как только я стал исполняющим обязанности главы администрации, я сразу же пригласил на встречу всех депутатов Собрания представителей, объяснил им принципы своей политики, и меня все поняли.
За два месяца, пока я исполнял обязанности, депутаты имели возможность оценить мою работу – и 30 декабря единогласно проголосовали за то, чтобы утвердить меня в должности главы администрации местного самоуправления.
Отношения с депутатами у меня очень хорошие, взаимопонимание есть. Каждый сейчас занимается своим делом: я веду хозяйство города в рамках контракта и думаю, что депутаты мне доверяют.
– Но при этом проблема «двоеглавия» во Владикавказе остается. Как вы думаете, какая система избрания глав местного самоуправления вообще наиболее эффективна?
– Да, вопрос о переходе к системе с одним главой города был снят на недавнем заседании парламента республики – продолжает работать старая система. В России, как вы знаете, есть три варианта: прямые выборы глав местного самоуправления, назначение одного главы по конкурсу и система, которая существует у нас, – глава города, он же глава местного собрания депутатов, и глава администрации.
Не так давно я был на праздновании 25-летия Союза российских городов в Совете федерации, и практически все присутствовавшие там бывшие и действующие мэры высказались за то, что в России должна быть единая система, и глава должен быть один – либо выбранный прямым голосованием, либо в одном лице глава города и глава администрации.
– Вы тоже придерживаетесь такой точки зрения?
– У нас единое правовое поле, почему нельзя сделать одну систему выборов глав местного самоуправления? Но думаю, сейчас все зависит от политической воли руководства конкретного субъекта федерации, от условий, в которых нуждается народ, – мы же работаем для народа. Поэтому мое мнение таково: как лучше для народа, как эффективнее – такой и должна быть система. Но не так, как выгоднее власти или ее конкретным представителям.
– Может ли этот вопрос быть вынесен на муниципальный референдум?
– Необходимости в референдуме нет. Думаю, что конкретное решение должно исходить прежде всего от руководителя субъекта – ему виднее, как лучше управлять регионом, потому что с него, в конечном итоге, спросит президент страны.
– Какой вам сейчас представляется оптимальная модель экономики Владикавказа? Какое место в ней должна занимать промышленность?
– Я всю жизнь работал на производствах, хорошо знаю производственные проблемы изнутри, потом несколько месяцев был министром промышленной и транспортной политики в правительстве республики.
В связи с этим могу сказать, что у всех наших предприятий, особенно военно-промышленного комплекса, которые были построены полвека назад и больше, технологии себя давно изжили.
Руководителям этих предприятий немало лет – можно ли поменять их мышление? Да, я общался с ними, обсуждал вопрос о том, как можно вдохнуть вторую жизнь в промышленные предприятия.
Но представьте себе человека, который сдал в аренду часть своих производственных помещений, получает за эту некую сумму и спокойно живет. Я говорю ему: возьми кредит под госпрограмму, рискни, внедри новые технологии. А он думает так: я сейчас возьму кредит, заложу предприятие в банке – а вдруг, ничего не получится? Тогда весь мой завод заберет банк, и я лишусь того дохода, который имею.
– А кредит на каких условиях брать? Под 20% годовых?
– А где сейчас вы возьмете меньше? Вы сами сейчас на половину своего вопроса ответили. Сегодня комфортных условий для развития бизнеса нет. Согласны?
– Смотря какого бизнеса. Рестораны во Владикавказе чувствуют себя вполне неплохо.
– Далеко не все. Я вам могу показать рестораны, которые еле-еле выживают. Да, вы можете прийти в ресторан на выходных и увидеть там свадьбу на 400-500 человек, а всю остальную неделю там не будет ни одного человека.
Если вернуться к вашему вопросу, то перспективы промышленности не очень радостные. Поэтому нам сейчас нужно ориентироваться на туризм. Бог подарил нам природу, национальный колорит, кухню, гостеприимство. Кроме того, Осетия еще с царских времен считалась аграрной территорией. Только потом на базе Садонского месторождения построили завод «Электроцинк», после чего здесь вырисовался промышленный кластер. Но сейчас нам надо все наши естественные преимущества собрать воедино и сформировать качественный туристический продукт.
– Какую роль городская администрация играет в решении вопросов, связанных с «Электроцинком»?
– С этим предприятием работает прежде всего правительство республики, но мне никто не запрещает высказывать по нему свою позицию. Я заинтересован, чтобы в нашем городе была абсолютная экологическая чистота, и ни мне, ни одному жителю не очень интересно, что в центре города есть предприятие с вредным производством.
Будучи министром, я посещал «Электроцинк», и мне не понравилась ситуация вокруг сернокислотного цеха – люди, которые пришли туда со мной, сразу стали задыхаться. Я сказал руководству завода: ставьте оборудование по аспирации, оно стоит 100 млн рублей, даже марку такого оборудования назвал.
Сегодня у любых промышленных предприятий должно быть два приоритетных направления – социальное и экологическое. Это нужно людям. В конечном итоге это вопросы культуры владельцев предприятий.
– Оказалось ли эффективным включение ряда оборонно-промышленных предприятий Владикавказа в структуру «Ростехнологий»?
– Абсолютно нет. Никакого эффекта от этого пока я не вижу. Ни одного проекта с момента объединения не реализовано, прибыли нет. У этих предприятий было 280 млн совокупных долгов, мы просили «Ростехнологии» их погасить, чтобы начать работать с нуля. Но если нет прибыли, то долги будут только расти. Идут затраты на содержание этих предприятий, налоги, охрану и так далее, а предприятия не работают.
Вообще по законам экономики убыточное предприятие должно умереть. Извините, но зачем делать трупу искусственное дыхание? Может быть, лучше заняться чем-то живым?
– Какие частные инвестпроекты вы считаете наиболее важными и реалистичными для Владикавказа?
– Cерьезный проект, наша мечта – создать детский развлекательный комплекс типа Диснейленда. Для него есть база – детская железная дорога, созданная еще в советский период, и зоопарк, рядом с которыми присутствуют объекты общественного питания. Для детского парка было выделено 38 гектаров, на них планируем построить 36 объектов за счет привлечения инвесторов – планетарий, цирк, кинотеатр, ледовое шоу, кафе и прочее.
– Это пока идея? Или уже есть реальный инвестор?
– Мы будем проводить конкурсы на каждый объект, это позволит привлекать разных инвесторов. Общая стоимость проекта – около 3 млрд рублей. На первом этапе планируем сделать 18 объектов стоимостью 1,2 млрд рублей – думаю, наши бизнесмены такой объем инвестиций осилят. Порядка 40% расходов – на подведение коммуникаций – может взять на себя администрация города.
– Несколько лет назад в черте Владикавказа планировалось построить горнолыжный курорт. Эта идея еще жива?
– Да, ради этого было создано предприятие «Владкурорт», которому было выделено 198,6 гектара на северном склоне Лысой горы. Это очень хороший проект, но он требует серьезных инвестиций. Мы вернемся к нему, когда немного улучшится экономическая ситуация.
– Как вы планируете организовать управление туризмом в городе?
– Мы хотим создать на базе «Владкурорта» туристический кластер, в рамках которого было бы централизовано обслуживание гостей республики — транспорт, экскурсии, размещение, питание и так далее. Нужно создавать мощную туристическую компанию на базе частно-муниципального партнерства – 49% отдать частнику, 51% оставить за муниципалитетом.
Большого объема инвестиций не потребуется, главное – команда. Но единственная проблема в том, что пока нет хорошего управленца, который мог бы возглавить такое предприятие. Идею кластера придумал я, и сам бы занялся ее реализацией, но нынешняя должность не позволяет. Думаю, что мы начнем с формирования отдела туризма в структуре городской администрации.
– Какое количество туристов можно будет принимать в случае реализации кластерного подхода?
– Если эту систему наладить в том объеме, который задуман, это даст 10 тысяч рабочих мест и порядка 50 тысяч туристов за лето.
kavpolit.com