15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
25°
(Дождь)
29 %
7 м/с
$ — 94.0922 руб.
€ — 100.5316 руб.
Александр Битаров: Наши театры переполнены, но актеров все равно берут
12.06.2016
13:16
Александр Битаров: Наши театры переполнены, но актеров все равно берут

Актер Осетинского театра и преподаватель факультета искусств СОГУ Александр Битаров рассказал «15-му Региону» о востребованности актерской профессии в Северной Осетии.

– Насколько сейчас интересно абитуриентам актерское направление на вашем факультете?

– Абитуриенты к нам идут. Об этом свидетельствует тот факт, что основной костяк трупп наших театров – молодежь – преимущественно состоит из наших студентов-выпускников: и в Русском театре, и в Дигорском, и в Осетинском, и в театре «Саби». Наши выпускники долгое время работали и работают в конном театре «Нарты». Относительно недавно в Русском театре прошел спектакль, в котором участвовали наши выпускники. После администрация тетра нас очень благодарила. Это говорит о том, что факультет функционирует неплохо, и наши студенты востребованы. Конечно, востребованы те, кто соответствует высокому определению «актер».

– К вам идут по призванию или в процессе учебы студенты отсеиваются?

– Конечно, бывают и отсевы. Кто-то сам уходит, кто-то не выдерживает экзаменационный период, кто-то понимает, что это не его. Бывают разочарования, потому что наша профессия требует высокой эмоциональной отдачи и трудолюбия. Многие этого не выдерживают. Но, как правило, мы не ошибаемся в студентах. У нас они проходят 3 тура вступительных экзаменов. Фактически те, кого мы берем, до конца и доходят.

– Какие критерии отбора абитуриентов?

– С одной стороны, все просто и очевидно. Педагогу важно угадать в абитуриенте творческое содержание. У наших преподавателей глаз «набитый», и они с первого взгляда могут определить, талантлив человек или нет. А когда абитуриенты нам читают еще свой творческий материал, то можно это понять и по прочтению, и по тому, как они трактуют произведение, как его внутренне проживают. Важно педагогу угадать талант. Пусть даже абитуриент забыл свои слова во время выступления, если мы творческим чутьем чувствуем, что это наш человек, мы его берем.

-Насколько сложен процесс обучения актерскому мастерству?

 – Когда ребята к нам поступают, они думают, что им будут давать роли, и они сразу выйдут на сцену. Это не так. У нас они проходят несколько этапов становления. Первый этап – это так называемая «азбука», когда студент по новой начинает изучать свой внутренний мир. Надо постичь себя, дать себе оценку, понять, кто я есть в этом мире. Главная цель этих упражнений и тренингов – добиться от актера органического существования на сцене, чтобы он не чувствовал себя зажатым, был свободен, раскован, перемещался в пространстве, разговаривал, чувствовал партнеров. Также для этого есть так называемые этюды: жизненные ситуации, которые студентам нужно придумать и разыграть, не исполняя роли. Показать то, какие они есть. Это все, конечно, сложно. Нужна высокая степень самоотдачи и от студентов, и от преподавателей.

Наш педагогический штат укомплектован высокими специалистами. На факультете преподают народная артистка России Валерия Хугаева, заслуженный артист России Тамерлан Сабанов, выпускник Щукинского училища, который заканчивал актерское отделение и режиссуру, Руслан Цагараев, заслуженный артист республики Владимир Карпов, народная артистка республики Анжелика Тер-Давидянц, Гиви Валиев, который в этом году заканчивает режиссуру ГИТИСа. и т. д.

– С какими сложностями еще сталкиваются ваши студенты?

– У нас сложно именно тем, что нужно выдерживать не только физические нагрузки, но еще психофизические. Мы занимаемся психологией, изучаем человека. Любая пьеса отвечает на ряд вопросов, и актер пытается понять, постичь поступки героя. Мы должны понять, почему он так поступил. И вот эти психофизические нагрузки очень сложны, но студентам интересно. Когда они входят во вкус, их уже не оторвать.

– Какая основная задача ставится перед преподавателями факультета?

– Конечный результат идет на то, чтобы воспитать универсального актера, актера без амплуа. Мы категорически против этого определения, потому что оно немного ограничивает актера. Современный актер должен быть универсальным, должен легко и свободно чувствовать себя и свободно художественно выражаться и в трагедии, и в драме, и в комедии, водевиле, мюзикле. У него не должно быть ограничений. Мы стараемся всесторонне развить наших студентов, чтобы режиссер завтра мог доверить им любой материал.

– Отделению актерского мастерства уже порядка двух десятилетий. Назовите самых звездных выпускников.

– Вадим Цаллати («Интерны», «Олимпиус Инферно») является одним из наших выпускников. У нас учился и Сослан Фидаров («9 рота»). Потом Бесо Гатаев («Три дня лейтенанта Кравцова»), который успешно снимается в Москве. У него уже около 20 фильмов. У нас была выпускница Анжела Кочиева, которая сейчас работает в Германии, ведет студию. Заслуженная артиста Северной Осетии, актриса московских и питерских мюзиклов Елена Газаева. В основном наши ориентированы на театр, хотя дипломы выдаются, как актерам драмы и кино.

– Все ли ваши выпускники устраиваются по профессии?

– Когда студент стоящий, то у него в принципе не бывает проблем с трудоустройством. Конечно, в маленькой республике могут возникать проблемы с этим. Но все-таки кадрами наши республиканские театры пока обеспечивает факультет искусств СОГУ. Наши выпускники составляют большую часть труппы практически любого театра Осетии. В прошлом году закончили 8 человек и все трудоустроились. Худруки ими довольны. Театры порой приглашают играть на сцене еще студентов. Иногда даже доверяют им главные роли. Недавно «Укрощение строптивой» в Осетинском театре  играла 4-курсница Марина Хинчагова. Алана Цаллаева в Русский театр привлекли, когда он был всего лишь на втором курсе. И таких немало.

– Театру постоянно нужны новые лица?

– Конечно. Основная причина в том, что театру нужны типажи, актеры другого диапазона. Театр должен взращивать: когда актер приходит туда, это не значит, что он готовый материал. Его надо рассматривать как материал потенциальный, который не исчерпал своих возможностей, который можно раскрывать и раскрывать. Поэтому любой театр заинтересован в сильном актере. Театр пытается ставить новые задачи перед собой. А новые задачи можно ставить перед актерами, которые способны их решать. Худрук смотрит на нового актера и понимает, что у него еще нет такого. Видит, в какой пьесе он может играть. А этой пьесы в театре еще не было, потому что не было актера, который сыграл бы эту роль. Он поймет, что актер нужен ему в театре, несмотря на то, что штат укомплектован. Казалось бы, театры переполнены, но актеров все равно берут.

– Немало североосетинских выпускников стремятся поступать на актерские факультеты ведущих театральных вузов страны…

– Не массово, но уезжают. Московские вузы открыты в принципе для всех, но у них на сегодня такая картина: всего лишь 4 бюджетных места. Все остальное – на коммерческой основе. Это не значит, что на коммерцию берут кого попало. Абитуриенты проходят жесточайший конкурс.

– Бывает ли такое, что после столичных театральных вузов специалисты возвращаются в Осетию?

– Уезжая, они знают, с какой задачей покидают малую родину, с какими планами вернутся, что будут реализовывать в Осетии. Они возвращаются не потому, что их там не приняли, а потому что они хотят служить своему народу здесь. Хотят поднимать наше искусство: и театральное, и изобразительное, и музыкальное. На минуточку представьте, если бы все сидели в Москве, и никто в Осетии этим не занимался. Ведь нужны те, кто будет вдохновлять, давать надежду, как персонаж пьесы Горького «На дне» Лука, который говорит всем: «Все у вас будет. Все впереди. Надо верить».
Карина 15-Хадаева