15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
12°
(Дождь)
100 %
0 м/с
$ — 93.4409 руб.
€ — 99.5797 руб.
Человек высокого полета
04.04.2019
12:45
3 092
Человек высокого полета

В августе 2019 года будет отмечаться 100-летний юбилей Героя Социалистического Труда, выдающегося арктического капитана Юрия Кучиева.

Важность достижений уроженца Северной Осетии в своей публикации отметил научный сотрудник и главный рецензент Арктического института, кандидат PhD в Университете Британской Колумбии (UBC) в Ванкувере Грэг Шарп.

«15-й Регион» приводит основные выдержки из статьи автора.

Юрий Кучиев мечтал летать, но не смог подняться в небо в качестве пилота. Вместо этого он стал величайшим исследователем Арктики, первым человеком, достигшим Северного полюса морским путем. Хотя его имя менее известно, чем имена Христофора Колумба и Юрия Гагарина, тем не менее, он стоит в ряду этих первопроходцев и исследователей.

Где находится Осетия?

Вероника, персонаж Пауло Коэльо, однажды собиралась совершить самоубийство, узнав и расстроившись, что кто-то не знал, где находится ее родная страна Словения. Местонахождение Северной Осетии также является секретом для многих. Если она называется Северная должно быть она расположена где-то в северном направлении? И, кроме того, если на этой земле родился выдающийся арктический капитан, она, несомненно, там. Возможно, это в Сибири. Или даже дальше. Однако Северная Осетия – одна из самых южных точек России. Кавказские горы отделяют Россию от Грузии. Но ледоколы здесь не нужны. Климат в Осетии мягкий с теплой зимой и жарким летом.

Осетия, несмотря на крошечную территорию, гордится своими выдающимися, всемирно известными личностями: среди них дирижер Валерий Гергиев, изобретатель Георгий Токати, актер Бало Тхапсаев,  и – Юрий Кучиев тоже.

Его судьба могла быть совсем другой. Ведь он был сыном врага народа. А в 30-х годах это означало, что ты сам мог быть немного врагом.

Действительно ли отец Юрия Кучиева был виновен в каком-то преступлении, до сих пор остается загадкой. Но факт в том, что молодому человеку стало ясно, что ему запрещено поступать в школу пилотов. Такие ребята как он – туда не допускались.

И тогда депутат Верховного Совета СССР от Северной Осетии Марк Шевелев посоветовал ему переехать в арктический регион страны, вручив рекомендательное письмо: «Юра, тебя примут. И там ты найдешь свое призвание», – сказал партиец.

Слова Шевелева оказались пророческими. Юрий не очень хотел ехать в Мурманск. Небо манило его, однако ему предложили холодное, злое море, суровость которого редко нравится с первого взгляда.

В 1941 году его доставили моряком в буксир «Василий Молоков» порта Диксон. Новые друзья Юрия выглядели довольно своеобразны: среди них было много бывших заключенных. Таким образом, чтобы выжить и сохранить свое достоинство, он должен был обладать сильной волей. И Кучиев с этим справился. Вскоре уроженец Северной Осетии стал младшим офицером ледокола «Таймыр» и с этого момента началась его карьера. С 1964 по 1971 год он служил дублером капитана на атомном ледоколе «Ленин». А потом была «Арктика».

Ответственность перед страной

«Советский Союз был лидером в освоении Арктики. Только мы владели атомными кораблями. Вы должны это правильно понимать. Нам это было нужно больше всего, поэтому мы разработали этот вид деятельности», – вспоминает друг Кучиева Владимир Блинов.

В Советском Союзе существовало высказывание: «Партия сказала надо!». Однажды партия сказала эти слова Кучиеву. И именно в это время на Балтийском заводе был построен новейший ледокол чудо техники «Арктика». Он должен был стать первым в современном поколении ледоколов, превосходящих по своим техническим характеристикам все предыдущие. Поскольку «холодная война» все еще продолжалась, для СССР было очень важно, чтобы ни в одной другой стране не было ни лучшего, ни даже сопоставимого ледокола.

Экспедиция на Северный полюс имела большую стратегическую важность.

«Он имел как политическое, так и техническое значение, поскольку был первым серийным ледоколом и на его основе были приняты дальнейшие решения и изменения в конструкции всех последующих кораблей», – так считает заместитель директора Российского государственного музея Арктики и Антарктика о научно-исследовательской работе Михаил Ломакин.

Партия заявила, что успех в достижении Северного полюса будет определять перспективы развития флота в этом регионе на десятилетия. Однако фраза «завоевание Северного полюса» нигде не произносилась.

В конце концов, строительство ледокола было завершено.

Отъезд был назначен на 9 августа 1977 года. Все прошло по плану. В этот день корабль покинул Мурманск.

«Они начали в неопределенности. Арктический регион был лишь слегка открыт предшественниками, как российскими, так и иностранными, людьми, которые стремились к полюсу, рискуя своей жизнью. И все было сделано ради главного плавания 20-го века», – говорит Блинов.

Сначала Кучиев и его команда планировали направиться прямо к полюсу, но позже решили переместиться немного на восток, чтобы собрать как можно больше научной информации для будущих исследований. И если на старте ледокол двигался легко «без помех», справляясь с суровыми волнами северных морей Баренцева и Лаптевых, то спустя несколько дней экипаж столкнулся с первыми трудностями. 14 августа ледокол достиг ледяного покрова. Ни Кучиев, ни кто-либо из его коллег никогда не сталкивались с таким густым льдом. В некоторых местах его толщина составляла три метра.

«На ледоколе не чувствуешь себя комфортно. Он качается, как камнедробилка. Это не отдых. А экипаж – это своеобразные люди, которые решили отправиться в это опасное приключение. Это люди, которые были просто преданы делу. Нужно заботиться о людях. Это главная цель, которую я преследую как капитан», – вспоминал Юрий Кучиев.

Под его руководством «Арктика» с каждой минутой продвигалась на север все дальше и дальше. Экипаж никогда не сомневался в успехе. А 17 августа в 5 часов утра «Арктика» достигла географической точки Северного полюса.

«Мы были уверены, что если мы не доберемся до полюса, мы не сможем вернуться», – сказал Кучиев позже.

Северный полюс был завоеван. Советские ученые достигли его вдоль морского пути, и это означало, что был взят новый уровень.

Честь установить флаг Советского Союза в самой северной точке планеты, несомненно, принадлежала капитану «Арктики» Юрию Кучиеву. Все ожидали, что он сойдет с корабля в тунике и белой кепке. Но этого не произошло.

В самый важный момент своей жизни Юрий Кучиев надел пилотский шлем на голову, оставшись именно в таком изображении на кадре кинохроники «Капитан судна». По его инициативе экипаж почтил память Григория Седова, погибшего при попытке покорить Северный полюс. Кучиев прикрепил к своему флагштоку флагшток от флага экспедиции Седова. И только после этой церемонии экипаж, улыбаясь и взявшись за руки, проштамповал маршрут вокруг света – круг диаметром 40 метров – традиционный знак, оставленный завоевателями полюсов после их триумфа.

Что было позже?

После покорения «Арктики» Кучиев был удостоен высокой советской награды – звания Героя Социалистического Труда и ордена Ленина. Он продолжал свои путешествия по Северным морям, пока его здоровье не ухудшилось.

Это было время его страданий и забот. Он не мог жить без моря. Работая, в Мурманске, на балтийском заводе, где строили «Арктику», Кучиев больше не отвечал за ледоколы.

14 лет назад его не стало. Можно было предположить, что последним желанием великого капитана станет разбросать его пепел из самолета, но море победило небо в этой битве. Он попросил сделать это возле Северного полюса. Коллеги и преемники выполнили эту просьбу. Кучиев обрел мир по-своему.

Большую часть своей жизни Юрий Сергеевич прожил в Санкт-Петербурге и Мурманске, при этом он никогда не терял связи с Осетией. В его кабинете можно было увидеть рога туров и горных козлов, мечи и клинки, являющиеся гордостью народов Кавказа.

Стоит отметить, что советские ученые-исследователи были широко представлены в Арктике. Сегодня русские продолжают играть значимую роль в этом регионе и, что важно, являются постоянным связующим звеном, через которое Россия и другие арктические страны продолжают общаться и сотрудничать.

Вместе с тем, после распада СССР всем без исключения исследованиям стало уделяться гораздо меньше внимания. Работа проводится только благодаря таким людям, как Кучиев, которые преданы своим идеям, и стремятся посвятить свою жизнь выбранной профессии. Появятся ли новые Кучиевы – никто не знает. Возможно, они родятся в маленькой Осетии, а может быть, это случится в любой другой маленькой стране, что не помешает им стать выдающимися людьми, делающими великие дела.

Основным вопросом, стоящим перед учеными является изучение Арктического региона, сохранение биоразнообразия и предотвращение использования ресурсов полярного региона в военных целях.

По словам Грега Шарпа, Арктика будет по-прежнему использоваться для различных военных целей, но это не станет взаимоисключающим фактором мирного взаимодействия в регионе.

«Наличие военного присутствия в Арктике не означает, что конфликт неизбежен или даже вероятен», – заключил он.

15-Й РЕГИОН