
Художественный музей имени Махарбека Туганова – одна из визитных карточек Владикавказа. Интерьер здания привлекает жителей и гостей республики своей красотой. К тому же, особняк Оганова, в котором расположился художественный музей – единственное здание в столице республики, сохранившее свои интерьеры в первозданном виде. Двухэтажный дом был построен в 1903 году в стиле модерн по проекту владикавказского архитектора Ивана Рябикина. Само здание является уникальным памятником архитектуры, это объект исторического и культурного наследия федерального значения.
В фондах музея хранятся работы Коста Хетагурова, Махарбека Туганова, Сосланбека Едзиева, Азанбека Джанаева и многих других, но люди приходят сюда не только для того, чтобы познакомиться с изобразительным искусством основоположников осетинской живописи, посетителей привлекают и интерьеры здания, изобилующие живописью, цветными витражами и гипсовой лепниной. Особый интерес представляют росписи помещений, каждый зал оформлен в индивидуальном стиле. Переходя из помещения в помещение, можно посмотреть на эпоху Возрождения, ампир, барокко, будуар, модерн и мавританский стили изобразительного искусства.
В оформлении интерьера, в частности, живописных работ, принимал участие чешский художник Генрих Клузачек. Набрав команду помощников, он обучил их альфрейной живописи: когда роспись ведется по сухой, готовой штукатурке. О пребывании художника во Владикавказе известно немного, причина его приезда сюда так и осталась неизвестной. Но здесь он пробыл около 20 лет, оставив после себя удивительные интерьеры дома Оганова.
Не менее удивительна и история, как приоткрылась завеса тайны, скрывающая имя автора росписей особняка. Помогла счастливая случайность – дом на Вахтанговском переулке, в котором жила семья художника, спустя долгие годы выкупила семья директора Художественного музея Аллы Джанаевой.
«Это был примерно 1976 год, в наш дом постучали и вошли две пожилые женщины с просьбой посмотреть на квартиру, в которой выросли. Эти женщины рассказали о том, что здесь жила семья чешского художника Генриха Клузачека, работавшего над интерьерами здания Художественного музея», – вспоминает Алла Джанаева.
Гостьи оказались дочерьми мастера, приехавшие специально из Праги, чтобы навестить отчий дом и еще раз взглянуть на работы своего отца. Изабеллу и Людмилу проводили в помещение, и они рассказали о том, где у них висели качели, где располагались различные предметы мебели. Женщины вспоминали также про большой сундук, в котором якобы прятала документы жена революционера Сергея Кирова Мария Львовна Маркус, они жили по-соседству с Клузачеками. Во дворе дома на Вахтанговском переулке располагалась и мастерская художника, с того места, где она была сестры забрали с собой горсть земли, чтобы отвезти ее в Прагу. После визита двух сестер, работники музея стали искать документальные подтверждения их словам: «Стали искать в архиве и нашли – был такой Генрих Клузачек и он действительно занимался росписями», – рассказывает директор музея Алла Джанаева.
След художника теряется после 1920 года, по воспоминаниям его дочерей, его вызвали в Москву, а после о нем уже нельзя было узнать никакой информации.
Появление двух сестер из Праги опровергло предположения сотрудников Художественного музея о том, что его расписывали итальянцы. «Ходили легенды что это итальянцы расписывали- у нас над лестничным маршем изображены Ромул и Рем, вскормленные волчицей. Поэтому были предположения, что здание расписывали итальянцы и таким образом оставили о себе память»- рассказала искусствовед Людмила Бязрова.
Меж тем, чешский след в росписях интерьеров особняка прослеживается в нескольких деталях. «В одном из залов расположен большой плафон, на котором изображены представители античного пантеона. А в Праге есть дворец, расписанный известным художником 17 века Джованни Тьеполо. Эти росписи очень схожи между собой по композиции, по колористике. Понятно, что это отсылка к искусству Чехии», – рассказала искусствовед Людмила Бязрова.
Клузачек учился в Праге у профессора живописи Яна Прейслера, затем в Мюнхене, изучал творчество Йозефа Навратила – мастера декоративной росписи. В интерьере особняка Оганова Клузачек оформил один из залов росписями в стиле чешского художника Альфонса Мухи.
«Здесь присутствуют элементы чешского искусства, особенно в нашем восьмом зале, который принято называть курительной комнатой. Именно в этом зале очень хорошо чувствуется стилистика чешского искусства, потому что на потолке и полосе, соединяющей потолок со стенами, проходит интересный графический рисунок, который символически изображает времена года, времена суток в образе женщин в легкой одежде. Это конечно отсылки на Альфонса Муху. Клузачек, который учился в Праге и хорошо знал свое родное искусство, разумеется преклонялся перед творчеством Альфонса Мухи», – объясняет искусствовед Людмила Владимировна.
В дореволюционном Владикавказе Оганову принадлежал ряд домов, но именно особняк, в котором расположился музей, навсегда увековечил имя своего владельца и это во многом благодаря непревзойденным интерьерам, над росписью которых трудился Генрих Клузачек.