Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал возможность нарушения властями РФ гарантированных Европейской конвенцией права на жизнь и эффективную судебную защиту 447 пострадавших и родственников погибших в результате теракта в Беслане.
Большинство жалоб признаны приемлемыми к рассмотрению, причем в отличие от дела "Норд-Оста", ЕСПЧ ответит и на вопрос о том, могли ли власти предотвратить взятие заложников. Заявители намерены доказать факт нарушений и потребовать возмещения ущерба.
ЕСПЧ вчера опубликовал вынесенное 9 июня решение о приемлемости жалоб сопредседателя общественной организации "Голос Беслана" Эммы Тагаевой и еще 446 заявителей против РФ. Оно принято по итогам осенних слушаний в Страсбурге: тогда пострадавшие и родственники погибших во время теракта в Беслане в 2004 году обвиняли власти России в нарушении гарантированных Европейской конвенцией прав, а уполномоченный РФ при ЕСПЧ Георгий Матюшкин доказывал, что власти в сложившейся ситуации действовали в соответствии с правовыми нормами (см. "Ъ" от 15 сентября 2014 года).
Согласно решению, Страсбургский суд согласился установить, нарушили ли власти РФ ст. 2 ("Право на жизнь") и ст. 13 ("Право на эффективное средство правовой защиты") Европейской конвенции. По существу ЕСПЧ предстоит ответить на ключевые вопросы: было ли неизбежным взятие заложников в Беслане и насколько адекватно была организована спасательная операция (в том числе в ходе тушения пожара и оказания медпомощи). По тем же аспектам ЕСПЧ должен оценить эффективность расследования и разбирательства в национальных судах. Как уточнила вчера пресс-служба ЕСПЧ, сроки для вынесения окончательного решения не установлены, неизвестно также, будет ли это заседание открытым.
По словам представителя заявителей Кирилла Коротеева, открытые слушания по вопросу приемлемости применялись до этого в наиболее резонансных российских делах, в том числе по Чечне и по жалобам ЮКОСа и его экс-владельцев Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. "Проанализировав огромный объем документов, ЕСПЧ признал возможность нарушений по основным пунктам. Теперь стороны должны представить по ним дополнительные доказательства",— пояснил он. В Минюсте вчера подчеркнули, что "опубликованное решение не содержит выводов о нарушении властями РФ каких-либо статей Конвенции о защите прав человека", а "рассмотрение существа жалоб будет произведено ЕСПЧ отдельно с учетом конкретных обстоятельств". При этом неприемлемыми признаны жалобы всех заявителей, поданные по ст. 3 ("Запрет пыток"), ст. 6 ("Право на справедливое судебное разбирательство"), ст. 8 ("Право на уважение частной и семейной жизни") и ст. 10 ("Право на выражение мнения") конвенции. Кроме того, суд сократил список заявителей, чьи жалобы будут в итоге рассмотрены, удовлетворены в Минюсте.
"В деле "Норд-Оста" ЕСПЧ признал, что власти не могли знать о подготовке теракта, но по Беслану спор идет о наличии разведданных о возможном нападении. При этом так же, как в деле "Норд-Оста", у ЕСПЧ возникли сомнения в готовности медиков и транспорта к спасательной операции, и он будет изучать все подробности ее планирования и организации",— отметил адвокат Сергей Голубок. "Национальные суды при рассмотрении уголовного дела единственного оставшегося в живых боевика, а также гражданских исков заявителей отказывались обсуждать эти аспекты,— пояснил он.— Поэтому ЕСПЧ фактически будет его рассматривать как первая инстанция. То же самое было и на процессе "Норд-Оста", где, например, видео очевидцев и журналистов впервые были проанализированы только в ЕСПЧ". "ЕСПЧ не будет первой инстанцией, но даст свою оценку установленным фактам и доказательствам",— говорит Кирилл Коротеев. Власти после вынесенного ЕСПЧ промежуточного решения "могли бы самостоятельно провести расследование, не дожидаясь, пока это сделают страсбургские судьи", отметил он.
"Изначально заявители не запрашивали компенсации материального и морального ущерба, но теперь эти требования будут предъявлены, для этого надо оценить ущерб от тех нарушений, жалобы по которым признаны приемлемыми",— сказал "Ъ" господин Коротеев. По его словам, сумма компенсаций морального ущерба может быть сопоставима с выплатами десятков и сотен тысяч евро, присужденных заявителям по делу о теракте во время спектакля "Норд-Ост". Всего компенсацию могут потребовать более 400 продолжающих бороться заявителей. Часть из них отказалась от жалобы, кто-то умер, но ряд умерших был заменен их родственниками.
Решение о приемлемости жалобы принято палатой первой секции не единогласно, то есть за него проголосовали четыре-шесть из семи судей. Власти РФ ранее ходатайствовали о передаче дела на рассмотрение в Большую палату ЕСПЧ (в нее входят 17 судей), но оно было отклонено.
Анна Пушкарская, “Коммерсант”