Работая с глиной, чувствуешь себя созидателем, в полном смысле этого слова. Марина Козырева воплотила большую мечту своей юности – стала мастером-керамистом. И что особенно ценно, работать она предпочитает с осетинской глиной.
«В художественном училище есть великолепный преподаватель и скульптор Таймураз Черчесов, он научил меня готовить осетинскую глину. Ее у нас никто не готовит, она не продается. Несмотря на то, что я работаю с испанскими, французскими, немецкими, российскими массами, наша глина — это абсолютный лидер», – убеждена Марина.
Осетинская глина обладает особым «музыкальным» звучанием. И у каждого изделия оно свое. Даже просто взяв в руки эту глину, сразу чувствуешь связь с предыдущими поколениями, с прошлым. А пройдя все этапы ее приготовления получаешь ни с чем не сравнимое ощущение, говорит мастер.
Постоянно изучать материалы, керамику всего мира, иметь насмотренность – это обязательно. Потом уже начинает выстраиваться свой стиль работы. Глядя на видео, где люди ловко справляются с гончарным кругом, создается ложное ощущение, что это легко и просто. Работа с керамикой дает свободу мыслей и фантазии. При этом требует большой усидчивости, концентрации.
«Я очень нервничала. Поначалу мне казалось, что я сяду и сразу мое изделие с легкостью вытянется. Долго пришлось ставить руки. Мозг и руки должны работать слаженно, одновременно. Для этого нужно упорно и главное систематически тренироваться. Порой, когда я не сажусь неделю за гончарный круг – бывает ощущение, что я впервые это делаю. Нужна постоянная практика!», – рассказывает мастер.
Изделие проходит много этапов: слепили, выкрутили, высушили. Затем его зачищают и начинают лощить. Это самая монотонная часть работы. Все это делается маленьким камушком или шариком. В итоге изделие приобретает характерный блеск. Следующий этап – запекание в печи, купание в молоке и снова в печь. И завершается все тем, что мастер затирает свою работу пчелиным воском с кедровой смолой.
«Изделия получают очень красивый цвет. С сушкой и обжигом работа может занять три недели. Все изделия абсолютно функциональны. Благодаря тому, что затираются, они водонепроницаемы. Ни холодная вода, ни кипяток им не страшны».
Декоративные вазы, стаканы, чашки, тарелки. Марина создает самые разные изделия. Работает без плана. Берет комок глины в руки и в процессе понимает, что из этого получится. Большая часть работ – с национальным колоритом. Марина наносит орнаменты, но чаще прорисовывает свои сюжеты произвольно.
Реже работает с глазурью. Этому она обучилась в академии керамики в Санкт-Петербурге. Преимущество глазури в том, что с ней проще. Скрутил изделие, окунул в глазурь, разрисовал и в печь.
Несмотря на то, что изделия нравятся и окружающим, и самому мастеру, она уверена – сейчас лишь у подножия керамики. Очень многое еще предстоит постичь и освоить.
Все работы Марины выставлены в Центре народных художественных промыслов. Часто мастер принимает участие в республиканских выставках.
Работа с глиной лучше любой медитации. Ты будто в космосе, говорит Марина. И заниматься керамикой настоятельно рекомендует всем. Чтобы каждый ощутил весь этот спектр эмоций.