
К 70-летию Великой Победы власти пообещали обеспечить жильем всех нуждающихся участников и вдов ветеранов ВОВ. Между тем велик риск, что наряду с настоящими фронтовиками и их вдовами сертификаты получат и лица с приставкой «лже».
Как сообщили «15-му Региону» в республиканском министерстве строительства, энергетики и ЖКХ, в настоящее время в республике в очереди на получение жилья стоят 268 человек. В 2015 году из федерального бюджета на эти цели выделят 214 млн рублей, которые, впрочем, не смогут охватить всех очередников. Однако минстрой республики намерен ходатайствовать перед федеральным центром, чтобы все ветераны и вдовы фронтовиков получили сертификаты на жилье к 70-летию Победы. В республиканском бюджете средств на эти цели нет.
По сведениям североосетинского отделения пенсионного фонда России, в республике на 1 октября проживало 540 фронтовиков, из них в очереди на жилье состоят 22 человека. При этом, как пояснили в минсоцразвития республики, ни одно из ведомств не ответственно за то, чтобы отслеживать жилищные условия участников ВОВ и вдов фронтовиков.
«Ни администрация местного самоуправления города, района, ни наше министерство и тем более ни минстрой не ходят, грубо говоря, по домам ветеранов и не оценивают их состояние, — рассказала замминистра труда и соцразвития Евгения Столбина. — Ветеран либо его родные должны самостоятельно оповестить в первую очередь АМС».
Далее муниципальные органы власти по месту жительства проводят проверку, по результатам которой составляются списки нуждающихся. Первой инстанцией, куда подается этот список, является республиканский минсоцразвития. Подавать списки можно лишь раз в год, и тем ветеранам или вдовам, которые не успеют подать документы вовремя, приходится ждать следующего года. Добавлять данные в уже сформированные списки нельзя, даже если опоздание равно одному дню. «Решение подавать списки раз в год постановлено правительством нашей республики», — пояснили в минсоцразвития.
Тем временем количество ветеранов в последнее время сокращается из года в год в среднем на 120 человек. К примеру, если в 2012 году в республике насчитывалось 872 ветерана ВОВ, то в 2013 году эта цифра была равна 737. С января по октябрь текущего года и вовсе скончались 83 фронтовика.
Последней инстанцией рассмотрения документов является минстрой. Здесь выделенные из федерального бюджета средства распределяются в порядке очереди по представленному списку. «Перед тем как выделить жилье, мы подчас перепроверяем списки и нередко среди них оказываются и недобросовестные граждане. В основном, «вдовы ветеранов». Об этом мы уведомляем соответствующие органы», — рассказал замминистра строительства, энергетики и ЖКХ республики Юрий Гончаренко.
Информацию о лжеветеранах и лжевдовах подтвердили и в МВД республики. По словам представителя ведомства, чаще всего дела заводятся на «вдов» из Южной Осетии и Грузии.
«Некоторые выходцы из этих республик прописываются у нас и получают возможность стать обладателями сертификатов на жилье»,— сказал представитель МВД Северной Осетии.
Кроме того, одно из последних дел, рассматриваемых в республиканском МВД, было заведено на двух женщин, занимающихся регистрацией браков с живыми ветеранами, которые и не подозревали о существовании новых спутниц жизни. Мотивом совершения таких действий, предположительно, является право получения жилья после смерти фронтовика.
Председатель совета ветеранов войны и труда Солтан Каболов назвал подобные махинации кощунством. По его словам, очень часто ему приходится встречать лиц с удостоверением ветеранов ВОВ, которые родились после окончания войны.
«Совсем недавно ко мне пришел «ветеран» 1939 года рождения, у него было удостоверение участника войны. И по закону я должен ему предоставить соответствующие льготы», — сказал Каболов.
При этом на вопрос, почему совет не сообщает о лжеветаранах в силовые структуры, генерал Каболов оставил без ответа.
Лена 15-Цагараева