15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
17°
(Облачно)
27 %
2 м/с
$ — 92.2628 руб.
€ — 99.7057 руб.
Герои Осетии: Сергей Бицаев
04.03.2020
10:51
1 759
Герои Осетии: Сергей Бицаев

«15-й Регион» вновь знакомит читателей с историей подвигов наших соотечественников. Сегодня мы расскажем о героизме, который на фронте во время ВОВ проявил командир звена 845-го истребительного авиационного полка 269-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, лейтенант Бицаев Сергей Владимирович.

Сергей Бицаев родился 15 мая 1922 года в селе Христиановское (ныне город Дигора) в семье крестьянина. В 1939 году окончил неполную среднюю школу и стал студентом Дигорского сельскохозяйственного рабфака. Одновременно учился в аэроклубе в городе Орджоникидзе, который окончил в марте 1941 года.

В Красной Армии с 1941 года. В 1943 году окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов. В действующей армии с 1943 года. По прибытию на Ленинградский фронт прошел переподготовку на новые самолеты Як-9. Служил в 845-м истребительном авиационном полку 269-й истребительной авиационной дивизии, с которым прошел до конца войны. Воевал на Волховском, 3-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронтах.

К маю 1945 года командир лейтенант Бицаев совершил 263 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, лично сбил 16 самолетов противника.

В материалах прессы военных лет сохранилась заметка, которую написал тогда еще младший лейтенант Бицаев:

«Я молодой летчик. Еще недавно, отправляясь в полет, я ждал первой встречи с врагом как сурового испытания. И вот этот долгожданный момент настал. Шел я в паре ведомым на прикрытие штурмовиков. На переднем крае заметил двух «Фокке –Вульфов-190». Один из них пытался атаковать моего товарища. Предупредив ведущего о намерении противника, я резко развернул машину на 180 градусов и атаковал гитлеровца сверху сзади. В результате немец был подбит и вышел из боя. В это время на меня в лобовую атаку ринулся другой гитлеровец. Маневрируя с короткой дистанции, я дал по противнику очередь. Стремясь сохранить преимущество в высоте, я сделал боевой разворот. В это время фриц устремился на другой наш самолет. Атака немца была безуспешной. Выходя из нее, он сделал «горку». В этот момент я поймал его в прицел и с дистанции 70 метров срезал очередью. «Фокке –Вульф» вспыхнул и упал в лес».

«Экипажи штурмовиков передают вам свою благодарность, – сказал командир полка Бицаеву, когда тот вернулся на аэродром, – и я от своего имени тоже объявляю вам благодарность. Вы показали образец разумной тактики воздушного боя». Сергей и сам был доволен результатами этого вылета.

Вспомним и другие военные эпизоды из жизни Сергея Бицаева.

16 Февраля 1945 года. Войска 2-го Белорусского фронта прорвали глубоко эшелонированную оборону противника в Восточной Пруссии, и вышли к побережью Балтийского моря, южнее Кенигсберга. Наша разведка обнаружила, что со стороны Данцига подтягиваются танки и мотопехота противника. Для нанесения ударов с воздуха командование фронта направляет восемь штурмовиков, прикрытие которых возлагается на шесть истребителей под командованием лейтенанта Бицаева. Вот как характеризовал ход и результаты этого полета командир авиационного полка майор Дреканов:

«При подходе к цели лейтенант встретил 18 истребителей противника (12 FW-190 и 6 Ме-109). Самолеты противника, разделившись на две группы, намеревались отвлечь внимание наших истребителей и сорвать действия штурмовиков. Но Бицаев разгадал замысел врага. Не давая самолетам противника возможности атаковать, он искусным маневрированием не только обеспечил выполнение боевой задачи штурмовиков, но при отбитии вражеских атак лично сбил один истребитель противника. Ведя активную оборону, наши истребители сбили еще два самолета».

В этом бою Сергей Бицаев показал себя волевым командиром, способным организатором боевых действий; он умело оценил тактическое положение сил своего подразделения и противника и блестяще выполнил боевое задание.

23 Марта 1945 года в районе города Гдыня шесть наших истребителей под командованием лейтенанта прикрывают действия штурмовиков. На высоте 2500 метров обнаружены 2 FW-190 и 12 Ме-109. Поединок неизбежен. Приказав штурмовикам занять боевой порядок «круг», а 2-м парам истребителей прикрыть штурмовики с нижней и верхней полусферы, Бицаев с ведомым нападают на ближайшую группу истребителей противника. Лично сбив одного стервятника и расстроив боевые порядки врагов, он обеспечил успешное выполнение боевого задания. Штурмовики без потерь вернулись на свою базу.

Сергей Владимирович Бицаев отлично усвоил, что в бою побеждают не числом, а умением, смекалкой, находчивостью. Все боевые операции, проведенные им, отличались высокой культурой; каждый воздушный бой являлся для него поиском новых тактических приемов борьбы с воздушным противником.

В реляции на присвоение высокого звания Героя Советского Союза указывалось: «Лейтенант Сергей Владимирович Бицаев по праву завоевал себе славу и любовь в семье советских соколов. Повседневно совершенствуясь в летном мастерстве, в управлении воздушным боем, он вырос до командира авиационного звена. Свои теоретические познания и боевой опыт, мастерство воздушного бойца повседневно передает подчиненным, любовно выращивая молодых летчиков. Звено Сергея Владимировича Бицаева по праву является ведущим в части, образцовым в боевой работе, учебе и дисциплине».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, лейтенанту Бицаеву Сергею Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

24 июня 1945 года участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве. После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах СССР. Был командиром учебной эскадрильи в военном училище. Среди его учеников были будущие космонавты, в их числе Валерий Быковский. С 1960 года майор Бицаев – в запасе.

Сохранился в архивах и рассказ космонавта Быковского:

«Очень хотел я летать. А в училище «резину» тянут – теория да теория. Не спешат с полетами. Пошел к командиру, старшему лейтенанту Бицаеву, Герою Советского Союза.

– Когда же?

– Будущему летчику надо иметь терпение, – ответил командир. Что поделаешь, запасся терпением. А летом будто прорвало – изо дня в день полеты. Не успеешь перекусить – и снова в воздух. Страшно тяжело, но интересно. Потом взмолился:

– Перерывчик бы не мешало…

– Нельзя пропускать чудесную погоду, – отрезал Бицаев, – запаситесь выдержкой. Авиация не терпит очень горячих, очень холодных и очень слабых.

Таких людей я уважаю. Без звону работают.

Наш полк стоял в заштатном городке. Глянули мы кругом – унылая картина. Помолчали. А один молодой летчик, способный парень, но немного изнеженный, все ворчал:

– Завезли в дыру…

Случайно услышал его сетования командир. Ну, думаю, сейчас отчитает. А он спокойно подошел и, не повышая голоса, сказал:

– Правильно, городок невзрачный. Ни театра тебе, ни филармонии. А вы к ним, видно, привыкли. Могу попросить генерала, чтобы вас перевели в большой город. Но прошу только не торопиться, пока полетайте с нами.

Меня прямо поразило. «Прошу вас…» Как отец с сыном. Чистейший мужской разговор. Без звону. Молодой летчик не уехал, конечно. А мы и тем более не собирались, нам и тут понравилось. Надо сказать, что он нас не миловал. Любил самостоятельность».

Сергей Владимирович жил в городе Каунас (Литва), затем на родине в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Скоропостижно скончался 22 марта 1962. Похоронен на Осетинском кладбище в городе Владикавказ.

Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, медалями. Его именем названа улица и установлен памятник на Аллее Славы в городе Дигора.

Милана 15-Фарниева