Спустя почти 40 лет после выхода на экран фильма «Сюрприз» Мусса Ахриев, исполнивший в нем главную роль, рассказал «15-му Региону» о том, как снималась одна из любимых в Осетии картин, и почему он так и не стал актером.
– Мусса, очень долго вас искали. В итоге удалось найти, использовав теорию шести рукопожатий. Давно не ведете публичный образ жизни?
– Я далек от него. Если речь идет о социальных сетях, то найти меня можно только в «Одноклассниках». В этой сети меня зарегистрировали сыновья. Захожу туда иногда, только чтобы ответить на сообщения друзей.
– Чем сейчас занимаетесь? Где живете?
– Живу в Нальчике с 1994 года, работаю на госслужбе. Переехал в этот город после известных событий 92-го года. Я учился во владикавказском строительном техникуме. Но мне пришлось все бросить: уже не до учебы стало, надо было семью кормить, выживать. До этого полтора года проучился в ГИТИСе. А окончить его не удалось потому, что меня забрали в армию. А отслужив, не стал возвращаться в театральный институт.
– Вы уже упоминали о сыновьях. Сколько их у вас?
– У меня два сына. Старший закончил юрфак в Армавире. Младший учится в Кабардино-Балкарском госуниверситете на факультете программирования. Он мне и помогает «общаться» с компьютером.
– Популярность в детском возрасте вам принесла главная роль в фильме «Сюрприз». Расскажите, как проходил отбор?
– Я не знаю, как именно проходил отбор. Меня тогда пригласили на Осетинскую горку, 2 на фотопробы. Сделали мои фотографии, и на этом вроде бы все закончилось. Это для меня как игра была, мне было всего 9 лет. Особого значения этому не придавал.
– Почему решили прийти на кастинг?
– Сам я ничего не решал. Это была случайность. Ныне покойный Батырбек Дзбоев увидел меня играющего во дворе. Затем он приехал к родителям, объяснил ситуацию, что будет сниматься фильм, что в картину нужен главный герой. Родители разрешили пойти на пробы. Меня отвезли на съемку, а потом, как я позже узнал, была комиссия, которая из многих ребят почему-то выбрала меня. Я долго не соглашался, не хотел ехать. Но в итоге решил участвовать, причем на съемки поехал с бабушкой. Снимали картину в Цмыти, во дворе одного из местных жителей. А жили в общежитии, которое располагалось в Фиагдоне.
– «Сюрприз» – один из любимейших фильмов жителей Северной Осетии. Во многом из-за актерского состава. Как проходил съемочный процесс? Как работалось с такими звездами осетинского кинематографа?
– Я тогда всего этого не понимал. Весь съемочный процесс занял всего полтора месяца. Ко мне очень по-доброму относились все члены съемочной группы, начиная от простого осветителя и заканчивая такими маститыми актерами, как Константин Бирагов, Коста Сланов, Николай Саламов, Исак Гогичев, его супруга Зоя. Не говорю уже о самом режиссере Измаиле Бурнацеве. Поначалу сложно было, ведь я не понимал всех тонкостей дела. Мне в каких-то моментах хотелось смеяться, но потом что-то стало получаться. Что в итоге из этого вышло, вы уже знаете.
– Какой момент был самым запоминающимся во время съемок?
– Мне больше всего запомнился один момент после съемок. Был выходной, группа отдыхала. Рядом с общежитием находилась школа, а на ее территории было футбольное поле. На нем местные ребята играли в футбол. Как-то получилось, что наша группа стала играть против них. Капитаном у нас был Бурнацев. Меня, несмотря на возраст, тоже взяли. Хотя что я, девятилетний мальчик, мог сделать? Я тогда от души посмеялся, в то же время очень переживал за свою команду.
– Часто ли пересматриваете этот фильм? Если да, то когда в последний раз?
– Не скажу, что часто. В последний раз смотрел в позапрошлом году. Ко мне в гости приехали сестра и племянницы, мы собрались семьей. Моя младшая сестренка очень заводная, она и предложила посмотреть. Мы сели все вместе и посмотрели киноленту.
– С годами поменялось ли ваше видение картины?
– Любой человек с годами меняется. В детстве, например, вы, Милана, смотрели на куклу с одной стороны – она для вас что-то значила. А сейчас вы наверняка уже по-другому будете на нее смотреть, более рационально что ли. Раньше для меня это была игра. А с возрастом я более осмысленно стал смотреть на многие вещи, начал замечать какие-то огрехи. Я, конечно, далек от профессионалов, но помню весь этот процесс, что мне говорил режиссер, что получалось, что нет. Сейчас я более явно вижу свои ошибки. Суть картины от них, конечно, не изменилась, но все же.
– В чем, на ваш взгляд, секрет популярности фильма? До сих пор он живой и всегда смотрибельный.
– Этот фильм, как и многие другие советские, при нашей тяжелой жизни, когда люди стали более замкнутыми, практически не ходят друг к другу в гости, у многих вызывает ностальгию. В нем нет ни капли негатива. А в современных картинах негатив преобладает. Я не люблю их смотреть потому, что все они словно инкубаторские: ничего нового не показывают, в картинах отсутствует идея, которая брала бы за душу. А в старых отечественных фильмах и актерский состав мощный, и суть интересная: они добрые и хорошие, в них нет зла, ожесточенности.
– Спустя три года, в 1979 году, вы снялись еще в двух фильмах «Горская новелла» и «Сбереги свою башню»…
– «Горская новелла» – это совместный фильм североосетинской и чечено-ингушской киностудий. В нем играли такие великолепные актеры, как Дагун Омаев, Константин Сланов, Николай Саламов, азербайджанский актер Расим Баллаев. Я уже был постарше и серьезнее подходил к съемочному процессу, старался быть ответственнее.
А на съемках картины «Сбереги свою башню» мне было 16 лет, за плечами – несколько фильмов. В то время я играл в студенческом театре эстрадных миниатюр при СОГУ. К своему стыду, забыл фамилию руководителя СТЭМа. Это был актер русского драмтеатра. Мы с ним поставили спектакль, премьера которого прошла в Осетинском театре. Мне пришлось играть роль старика, хотя, повторюсь, мне было 16 лет. А после этого мы приступили к фильму «Сбереги свою башню». Это был моим последним фильмом.
– Какой из них для вас самый любимый? Какую из своих ролей любите больше всего?
– Почему-то все помнят только три картины, и не помнят фильм «Здесь мой дом», который снимался через год после «Сюрприза». Снимался он режиссером, благодаря которому я вообще попал в кино, – Батырбеком Дзбоевым. Картина рассказывает о геологической экспедиции, которая после войны приехала в осетинское село, чтобы найти следы одного из его жителей.
Из всех моих фильмов этот я люблю больше всего. Это единственный фильм, как говорила моя покойная мама, где я сыграл не хулигана. Роль мне давалась сложнее. У меня даже проходили личные беседы с Дзбоевым, который объяснял, как и что нужно делать. Систему Станиславского он мне разжевывал и в рот клал. Помню, весь процесс проходил во время учебы. Снимали мы в Даргавсе. Тогда я учился в средней школе села. Ходил на занятия, после которых убегал на съемочную площадку, а по вечерам учил уроки и наравне со всеми отвечал домашнее задание.
– Почему на этом ваша актерская карьера закончилась? Больше не было предложений?
– Не было предложений. Да и не до этого было. Времена поменялись, демократы пришли к власти.
– Не хотелось связывать свою жизнь с кино?
– После армии я просто не захотел возвращаться в театральный институт. Так получилось. О таком своем выборе не жалею. Нечего жалеть о том, что уже сделано. Надо жить сегодняшним днем. А ворошить прошлое смысла нет.
– Очень много детских советских актеров так и остались детскими. Достаточно вспомнить исполнителей ролей Алисы Селезневой, Коли Герасимова, Электроника. Список можно продолжать долго. Исключением стал разве что Владислав Галкин, не ограничившийся Гекльберри Фином. Как вам кажется, почему не вырастали детские актеры?
– Есть актеры одной роли. Почему так происходит, сложно сказать. Может, у людей меняются взгляды на жизнь.
– Северо-Кавказская студия кинохроники была одной из самых успешных в СССР. В чем, на ваш взгляд, секрет ее успеха? Почему эти фильма пересматриваются спустя десятилетия?
– Наверное, успех в том, что эти фильмы объединяют людей. Приведу такой пример. Когда вышел фильм «Сюрприз», многие меня спрашивали, неужели во всей Северной Осетии не нашлось ребенка-осетина, который сыграл бы эту роль. Этим людям я всегда отвечал вопросом, а смотрели ли они фильм про Хаджи-Мурата Дзараховова и знают ли, кто сыграл в нем главную роль? Многие, к сожалению, не знают этого. Как ни странно, роль исполнил чеченец Дагун Омаев – великолепный актер. Не знаю, как объяснить эту тенденцию, но в советские времена в очень многих фильмах героев одной нации играли актеры другой.
Сейчас модно ругать коммунистов и тот режим, но тогда не было межнациональной злости. Людей не делили на ингушей, осетин, дагестанцев. Важна была личность. Я родился и вырос в Орджоникидзе. Именно там формировалось мое мировоззрение. Это был очень многонациональный город. Меня не воспитывали так, что нужно смотреть на нацию человека. Я до сих пор не воспринимаю такой подход. Я смотрю на человека, и если он близок мне по духу, то мне интересно с ним общаться, будь он хоть марсианином.
– С кем из бывших коллег поддерживаете отношения?
– Иногда созваниваемся с Зоей Гогичевой. Также недавно меня нашла Жанна Тотоева, с которой мы вместе играли в СТЭМе. Я очень рад был ее слышать. Многих, к сожалению, уже нет. Для меня это были серьезные актеры и мною очень уважаемые люди. Гогичевы Исак и Зоя и вовсе ко мне относились как к сыну. Беспокоились так, как не каждый родитель беспокоится о своих детях.
– В российских кинотеатрах идет первый полнометражный Северо-Кавказского фильм «По небу босиком». Слышали ли о нем что-нибудь?
– Я видел рекламу, но пока картину не посмотрел из-за отсутствия свободного времени. Мне, естественно, интересно увидеть фильм. Уважения заслуживает уже тот факт, что картина вышла на большой экран. Это я считаю большим успехом.
– Как вам кажется, есть ли будущее у кавказского кино? О чем оно должно быть?
– Будущее есть, так как у нас очень много талантливых ребят. Но в современном мире почти все упирается в деньги. Если бы было больше возможностей у молодежи, они больше снимали бы хороших фильмов.
– А вообще какое кино вам нравятся?
– Я с большим удовольствием смотрю старые картины. А из современных люблю исторические. Я изначально хотел поступить на исторический факультет, но не сложилось. А любовь к истории мне привила в 5-м классе моя классная руководительница Гамахарова Екатерина Николаевна. Она не просто классным руководителем была, а другом. Часто приглашала к себе домой, чтобы показать исторические книги. У нас было живое общение. Сейчас, думаю, мало, кто из учителей так относится к своим ученикам.
– Как переживали известные события начала осени 92-го?
– Есть такая русская пословица: паны дерутся, а у холопов чубы трещат. Примерно такая же ситуация была. Политики какие-то вопросы решали, а страдал простой народ. Есть время разбрасывать камни, есть время их собирать. Уже давно пора строить нормальные человеческие отношения.
– Когда последний раз были во Владикавказе?
– В Беслане был около полугода назад – приезжал проведать сестру. А в самом Владикавказе был очень давно – года полтора назад.
– А если приедете, то куда пошли бы в первую очередь, и какие места хотели бы посетить?
– У меня там и друзья, и родственники. В первую очередь к ним заезжаю. Потом уже – в зависимости от обстоятельств и времени. Как-то проезжал мимо родной 17-й школы и дома, где жил. Многое поменялось со временем…
Милана 15-Фарниева